Т. Туф. самоцветная азбука

Камни, водка, байки у костра. Геология, однако.


 Как говорил М. Жванецкий в советские времена: - "Очень хочется, чтобы в правительстве были люди умнее меня".

Не всегда получалось. Надо было дойти чиновникам  в Министерстве геологии СССР до такого маразма, чтобы геологические партии в Ереване и Ташкенте подчинить руководству геологической экспедиции при институте полезных ископаемых в Казани! Дирекция института сама не ожидала принятия такого решения. С некоторым трепетом и волнением пригласили начальников партий, представителей гордых народов, в Казань для знакомства и составления планов совместных изысканий. Начальники партий приехали  с  богатыми подарками, смутно соображая, что получится из этого структурного винегрета. Просуществовал этот  винегрет два года.

А пока, начальник казанской геологической партии, где я числился техником - геологом, получил задание обобщить материалы по разведанным месторождениям облицовочных камней на Кавказе и в Средней Азии. Все сводные данные потом институт представлял в Министерство геологии СССР. По гранитам, мраморам, травертинам, известнякам и туфам.
В командировку на Кавказ начальник партии направил женщину, старшего геолога партии, и меня. Сам отправился с другой сотрудницей в Среднюю Азию:  Алма - Аты, Ташкент,  Душанбе, Фрунзе, Ашгабад.

Со старшим геологом,   дамой сорока лет, мы сначала прилетели  в Тбилиси.   Нас никто не встречал, поэтому в буфет мы пошли по собственной инициативе. Я  обалдел от обилия вин на полках. Ассортимент резко отличался от дешевых  вермутов и портвейнов  в  магазинах Казани. Даже легендарный плодово - ягодный "Солнцедар", которым красили заборы, и тот проигрывал коньякам и марочным винам Грузии.
 Я запал на сувенирную коробку  с тремя флакончиками коньяка разных марок. Стоила коробка всего  2 рубля 90 копеек. Я подал буфетчику, грузному грузину три рубля бумажкой и указал на коробочку. Он снял с полки сувенирные коньяки и поставил передо мной. Я не уходил.
-  Что - то еще надо , - спросил он.
- Сдачу, десять копеек.
Буфетчик внимательно посмотрел на меня, выдвинул ящик из стойки, порылся в нем и выложил на стол две белые пуговицы с четырьмя дырочкам для кальсон. И снова внимательно посмотрел на меня.

Все поменялось, когда мы пришли в Управление геологии республики, представились и рассказали зачем мы приехали.   Хотя  Управление  не входило в состав геологической экспедиции в Казани , все пять дней мы были пьяные. От вина, от внимания и гостеприимства. Нас возили на УАЗике по месторождениям мрамора, гранитов и золотистого туфа, который встречается только в Грузии. По пути на любой  карьер мы всегда, на удивление,  проезжали мимо рядом живущих  родственников и знакомых сопровождающих  нас геологов.  Вернее, не могли проехать без остановки на обед. То же самое повторилось в Азербайджане.

И наконец Ереван. Город с двухтысячной историей и  не суетливой размеренной жизнью горожан. До  обеда  работали в геологических фондах, после обеда ездили на карьеры камня. В свободное время  знакомились с достопримечательностями города и его историческими окрестностями. Вечерний  светомузыкальный фонтан на центральной площади, конная статуя Давида  Сасунского, мемориальный комплекс жертвам Геноцида армян в 1915 году, древнее книгохранилище  Матенадаран, храм в Эчмиадзине - все без усталости воспринималось с большим интересом.

Обед на троих в кафе на открытом воздухе с бутылкой вина -  3 рубля, ужин в ресторане с водкой - 10 рублей. Платил всегда начальник партии Размик Айказович. Он с гордостью сообщил, что в  Армении нет вытрезвителей. Ругал Ленина, который отдал большую часть территории Армении туркам. Арарат с заснеженными вершинами, символ армян, виден только издалека.
Незабываемы , наполненные томительными запахами   растений и звуками   цикад, вечера  на террасе  маленькой гостиницы с бутылкой сухого вина емкостью 0,7 литра за 75 копеек.

Да, я про туф ничего не рассказал. Вулканическая пористая порода, пастельных  нежных цветов и всех оттенков, легко  распиливаемая на плиты: белые, розовые, оранжевые, фиолетовые, коричневые, черные. Из этой палитры архитекторы и художники создают городские ансамбли, придавая каждому зданию свою индивидуальность. Примером  служит центральная площадь Еревана.


Самоцветы по алфавиту на странице автора.

Фото из интернета


Рецензии
Можно продолжить - Ленинакан, Кировокан и так далее. Тоже из туфа. Работал там по восстановлению после известного землетрясения.
Сейчас у них уже другие имена.

Рияд Рязанов   27.02.2018 07:03     Заявить о нарушении
Рияд, спасибо за внимание. Туф всюду на Кавказе. Там тепло, поэтому этот облицовочный камень самый лучший и доступный материал. Трудно представить южные города в граните или мраморе. Всего доброго Вам.

Александр Григ Дорофеев   27.02.2018 12:23   Заявить о нарушении