Коля-дизелист

                А короче – БАМ!

Дизелист в буровой бригаде личность нужная и условно относится к «буровой интеллигенции». На его попечении находится дизельная электростанция (ДЭС), ГСМ и электроснабжение буровой установки и поселка. Иногда при значительной глубине скважин используют две ДЭС, когда одна работает на бурение, а другая на поселок. Может вообще стоять в запасе.

Коля-дизелист был полным и черноусым мужчиной лет 45-50. Имел веселый нрав. Мог напустить на себя вид «лихой и придурковатый» для простоты общения, особенно с начальством. Во взаимоотношениях с бригадой проблем у него не было.
Сразу было видно, что он человек «битый» жизнью. За ним на буровой закрепилось прозвище «Мамон». Как-то Коля рассказал, что работал раньше таксистом в Мамоне (с. Верхний и Нижний Мамон Воронежской области). Из-за своего объемного живота и упомянутых населенных пунктов он и получил это прозвище. Известно, что словом «мамон» в просторечье называют живот или желудок. На это дизелист не обижался.

Конец августа, как и все лето, выдался теплым, солнечным и урожайным. Буровая. Правый берег р. Енисей в 60 километрах южнее Игарки. Бурили с ленцой. Бурового мастера не было. Агрегат передавали как «переходящее красное знамя» то одному, то другому мастеру. Когда бурение скважины закончили, долго ждали технику для перевозки. Основное внимание уделяли сбору  ягод, грибов и кедровых орехов. Ловили в озерах рыбу. Все шло по «графику».

Коля-дизелист не отставал. Вооружившись большой кувалдой, он колотил по стволам небольших кедров, росших в изобилии по краям «лайды». Делал он все неспешно, предварительно прочитав целый монолог, много курил и матерился. Любил посидеть с удочкой на озере. Ягоду и грибы не собирал, мешал «мамон».

Часто отлучались надолго. Коля даже инструктировал повариху Галку относительно дизеля. При длительном отсутствии сборщиков «даров природы» Галка, приготовив обед, глушила дизель, а при необходимости запускала его. Если нет бурения, нечего дизтопливо зря жечь!

Невзлюбил дизелиста молодой пес Дик. Был он чем-то похож на своего хозяина, худой и какой-то горбоносый. Нрав имел дурной. Дик буквально выслеживал Колю. Он выскакивал из под балка или из-за саней, бросался и лаял на него. Мог и цапнуть. По этому случаю, Николай ходил с палкой. Ему частенько удавалось «приласкать» зверя ею по хребтине. Делал он это беззлобно и в воспитательных целях.

С похмелья Николай очень жестко страдал и пил «газировку». Как-то умудрился за ночь использовать для ее приготовления более половины бутылки уксуса, чем ужаснул повариху.

Был Коля-дизелист мужик без комплексов. Работал таксистом, как в Мамоне, трактористом, дизелистом или «молотобойцем» при сборе кедровых орехов. Как-то раз в полете ему даже позволили посидеть за штурвалом самолета малой авиации при возникшей поломке. А что? Довелось Николаю и в кочегарке в Хатанге потрудиться, где они сидели на вынужденной посадке. Заспорил он со стражами правопорядка и оторвал нечаянно одному из них погон. Что с него возьмешь? Денег нет, вещей нет, только паспорт в кармане. Вот и отправили его на исправление в кочегарку, да еще на обратную дорогу заработать. После этого с оказией вернули в Норильск.

Если с начальством пообщаться по рации в отсутствии мастера, то только Коля. Против его нарочитой придурковатости аргументов не было и оно (начальство) обреченно уходило со связи. При этом можно и матерную тираду еще выслушать. Как и пролетариату, терять Николаю  было нечего.

Насчет личной жизни Коли-дизелиста доподлинно никто не имел сведений. Вспоминал он иногда какую-то бабульку, но складывалось мнение, что спиртное занимало в его жизни более важное место.

Как-то раз зимой в полярную ночь и трескучий мороз во время небольшой паузы в бурении, Коля задумал заглушить дизель, чтобы что-то там «подшаманить». Заглушил то он его лихо, а вот запустить вновь не получилось. Каких только советов ему не давали! Все было бесполезно. Дизелист топорщил усы и матерился, но это не помогало. Угля практически не было, да и дизтоплива в емкости всего на несколько дней, т.к. после перевозки бурового агрегата их еще не успели завести. Оставшийся после перевозки трактор, также «молотил» круглосуточно. Выхода не было, как просто топить печи и выживать.

Трактором натаскали сухого листвяка. Из средств «механизации» была одна пила «Дружба-2» и пара топоров. Одни пилили мерзлые деревья, а другие кололи. Пилились они плохо, а кололись по морозу на раз. Печки в балках «сжирали» кучу дров. Коля продолжал копаться в дизеле, надеясь на чудо, а затем махнул на все рукой и произнес свою любимую фразу: «Короче – БАМ». Так он обозначал всякое безнадежное мероприятие.

С помощью тракторного аккумулятора удалось наладить связь. За рацию посадили Колю. А кого еще? Он сделал серьезное и важное лицо и принялся вызывать базу геологической партии. На связи оказался техрук. Коля-дизелист сразу пошел в атаку и диалог принял следующий характер:

- Вы забыли там про нас? Где вертолет?
- Что у вас случилось?
- Дизель заглох! Угля нет! Замерзаем! Повариху согреваем, как можем!
- Что с дизелем? Чем бригада занимается?
- Хрен его знает? Устал дизель, а бригада  на улице.
- Что она там делает?
- Вокруг балка бегает!
- Зачем?
- Ясное дело, греются!
- Понял. Держитесь. Будем к вам пробиваться.

Коля матюкнулся в ответ. Присутствующие по достоинству оценили его способности переговорщика.

Накануне сильно мело. Дорогу к буровой надо было прокладывать. Особенно это касалось последних 15-20 километров. Трасса проходила по бывшей «сталинской» дороге (Стройка 503), а затем сворачивала на восток к буровой.

Три дня бригада пилила «беззубой» двуручной пилой и колола дрова. Мороз не отпускал. «Уралы» с углем и дизтопливом пришли в сопровождении бульдозеров и ГТТ. С ними приехали техрук и дизелист. Дизель «сдох» окончательно и реанимации не поддавался.

На следующий день к вечеру притащили новую ДЭС. Коля довольно ухмылялся в усы. Вот теперь другое дело. Бурение возобновилось и жизнь пошла своим чередом. Глушить дизель Николаю настоятельно не рекомендовали, да он и не пытался. Заезд подходил к концу.

В дальнейшем еще ни один раз доводилось встречаться с Колей. Свой веселый, а иногда «придурковатый» нрав он сохранил. С начальством общался запросто. Бурового мастера вообще называл «Саньком». Короче, бригада с ним не скучала. Он продолжал работать, особо не напрягаясь. Ведь известно, что «кто понял жизнь, тот не спешит». Коля-дизелист строго придерживался этого правила.

Затем жизненные обстоятельства развели нас. Говорили, что ему делали операцию на желудке. Не мудрено, водка с уксусом не бальзам для слизистой.

Спустя несколько лет, проезжая по дороге вдоль р. Норильской, совершенно случайно увидел человека, который напомнил мне Колю-дизелиста. Он шел с каким-то мужчиной. В руках у них были удочки. Между ними велась оживленная беседа. Потом они резко свернули к реке и скрылись за деревьями. Водитель спешил и на выяснения не было времени.

Здоровья и удачи тебе, Коля-дизелист!



Февраль 2018 г.


Рецензии
Яркий персонаж. С такими не соскучишься

Егор Соломинский   28.01.2019 20:38     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.