История Тамани часть 15
Большая часть её территорий и столица Константинополь были под властью крестоносцев. Старинные византийские торговые пути и города полностью отошли под контроль итальянского города-республики Генуи. На генуэзских картах XIV-XVI вв. бывшая Тмутаракань была обозначена как г. Матрега. Генуэзское поселение было небольшим и сильно уступало итальянским городам Крыма: Кафе, Солхату, Боспоро. В грамоте 1446 г. упоминается Симоне де Гвизольфи - князь Матреги и византийский консул, данник татарских ханов. Сам этот князь был женат на дочери местного адыгского правителя. Генуэзцы проживали в Матреге (итальян. название Таматархи) долгое время и платили дань татарским династиям. С появлением итальянских купцов города Восточного Крыма и Тамани были вовлечены в мировую торговлю Западной Европы с Востоком. Торговые пути, проходившие прежде через порты Палестины и Сирии, переместились на черноморские берега. Этот торгово-экономический симбиоз продолжался до конца XV в. Ссора золотоордынского хана Тохтамыша со своим благодетелем и сюзереном самаркандским эмиром Тимуром (Тамерланом) привела к войне 1395-1399 гг. Золотая Орда была опустошена. Торговые пути пошли южнее, сместившись к землям Тамерлана. Это положило конец и генуэзской активности в Крыму. Городская жизнь опять замерла на месте древней Тмутаракани. В XV в. некогда тмутараканские владения контролировали Крымское ханство и Турция. В середине XIII в. в орде возникает русская православная епархия - Сарайская. В её состав входили все христиане, жившие в непосредственных владениях орды, в том числе и на Сев. Кавказе.
Город Матрега в числе 39 других поселений, играл важную роль в межгосударственной торговле. Её главными предметами служили: рыба, сало, воск, ладан, пшеница, меха, шерстяные и шёлковые ткани, медные и железные изделия, предметы роскоши, золото, серебро, драгоценные камни, слоновая кость, фарфор, сандальное дерево и, конечно, невольники. С основанием генуэзских колоний на черноморском побережье в Тамани, среди горцев начинается пропаганда католической веры. Надо учитывать, что православие в Тамани и Зихии в тот период времени стояло не на должной высоте. В виду длительного отсутствия правильных сношений Византии и Руси истинные каноны православной веры в сознании населения постепенно затемнялись, христианские обряды переплетались с языческими обычаями и суевериями. Католический миссионер Юлиан, посетивший Тамань в начале XIII в., говорит: «Я прибыл в Зихию, в город Матрику, где князь и народ называют себя христианами, имеют книги и священников греческих. У этого князя целая сотня жен». Многоженство князя тем более замечательно, что в то время в Зихии и Метраке был отдельный православный архиепископ, в конце XIII в. возвышенный даже в степень митрополита. С 1268 г. в Кафе (Феодосия) имевшей главнейшее значение между колониями генуэзцев была учреждена резиденция католического епископа, который посылал в Черкесию с проповедью католичества большое число миссионеров. В 1346 г. папой Климентом IV была учреждена отдельная епархия в Зихии с кафедрой в Матрике. Её первым католическим епископом был назначен францисканец Иоанн.
Католики стали здесь преследовать православных, вытесняя греческих епископов и священников, уничтожая древние православные епархии. Однако, причинив огромный вред в Тамани и Зихии, они не смогли полностью искоренить греческую церковь. В середине XV в. происходят крупные перемены в среде народностей Сев. Кавказа и соседних областей. В это время разваливается Золотая Орда и от неё отлагается Крым. Хан Хаджи-Гирей обособляется и создает Крымское ханство, куда входит и Таманский п-ов. Крымское ханство усиливается, но вскоре подчиняется Османской империи. 30 мая 1453 г. турецкий султан Мухамед II торжественно вступил в храм Святой Софии в г. Константинополе. С падением Византии на Тамань (Матрега) и в Крым в 1475 г. вторгаются турки-османцы. Они, подчинив татар, совместными усилиями повсеместно овладевают генуэзскими поселениями, покоряют также ногайцев, проживавших на севере нынешней Кубани. В 1482 г. турками был взят замок местного князя. Он бежал в Геную, но по пути был ограблен молдавским воеводою Стефаном и вынужден снова возвратиться в Матрегу. С этого времени Османская империя окончательно овладевает берегами Боспора, и крымские ханы теряют свою независимость, превратившись из самодержавных владык, в турецких наместников. Крымское ханство становится проводником турецкой политики и религии ислама на Кавказе. Татары окончательно вытеснили адыгов с правобережья и включили их в состав своего государства. Адыги - обобщённое наименование родственных племён Сев. Кавказа.
Античные авторы называли их меотами, в русских летописях они именуются, как косоги, в арабских источниках - как кешеки. В Европе их называют черкесами. В адыгейском обществе существовали князья (пши), дворяне (уорки), свободные крестьяне (торокотли), крепостные (пшибли) и рабы (унауты). Высшее духовенство присылалось из Турции, низшее избиралось в аулах, но утверждалось верховным халифом - султаном. Адыги всегда были трудолюбивыми земледельцами - выращивали пшеницу, просо, кукурузу, ячмень, а также огородные культуры. Исстари имел место культ скота, особенно коневодства. Среди адыгов существовало два союза племён. На побережье и в устье Кубани с V до X в. - зихи. В предгорной части Сев. Кавказа и на левобережье Кубани - союз во главе с касогами. Изнемогая от борьбы с Тамерланом, а затем от набегов турок, адыги (правда не все) обратились к русскому царю за защитой. В 1557 г. кабардино-черкесские племена были взяты под покровительство России. К востоку от Матреги, на развалинах генуэзской крепости турки сооружают свою крепость - Хункала, а город получает название Таман. Они также создают военные сооружения на месте ст-цы Голубицкой и в Копе или Копарио (Славянск на Кубани). В 1519 г. турки построили ещё крепости Темрюк и Кызыл-Таш в месте сближения южного рукава реки Кубани и Чёрного моря. В Тамани в то время проживало почти 6 тыс. чел. Населяли её в основном татары, было немало греков и армян. Для неверных, как их называли татары, был организован отдельный базар (рынок). На центральной торговой площади было около 100 лавок.
Городку принадлежало от 18 до 20 торговых судов, вместимостью от 500 до 1000 центнеров. Приверженцы ислама совершали религиозные обряды в 12 мечетях. Один из кварталов Тамани назывался «грузинским», потому как его жителями были отпущенные на свободу рабы - грузины. Турецкий султан держал в крепости Хункала небольшой гарнизон янычар при 50-60 пушках. Вплоть до конца XVIII в. крепость защищала выход Азовского моря в Чёрное. Управляющий Таманью чиновник подчинялся паше, сидевшему в крепости Еникале (Керчь). Единственным памятником времен владычества Османской империи на Тамани является уникальное в своём роде, необычное сооружение XVI в. - «Турецкий фонтан». По предположениям учёных возраст данной постройки не превышает 300 лет, при этом точную дату возведения установить не удалось. "Фонтан" также называли Турецкими колодцами. Принцип работы, искусственно созданного источника воды среди раскалённых песков, долгое время оставался до конца непонятен. Он расположен на песчаном дне пересохшего пресного озера. К роднику, глубоко в песке, была подведена целая система керамических труб, которые не нагреваются выше 20 гр. С. Вода в колодце - конденсационном источнике - есть даже в засуху. Это настоящая «подземная роса» - воплощение многовекового человеческого опыта и трудолюбия, соединённого с великой мудростью природы. Легенда создания Турецкого фонтана носит любовный характер. Она повествует о юноше - садовнике Рахиме. Он был сильно влюблён в свою госпожу Фатиму. Тамань в те времена была частью османской империи, ею правил султан паша Гамид.
Фатима и являлась его дочерью. В поселении были проблемы с пресной водой, дочь поставила перед отцом условие: «Сделай так, чтобы у нас была вода, или давай уедем в Стамбул». Паша назначил награду в тысячу золотых динаров за открытие источника. Однако желающих не нашлось, а дочь паши стала всё больше пить вино. Встревоженный отец, постепенно поднимал сумму вознаграждения, и оно возросло до 10 тыс. золотых динаров и обещания выдать Фатиму за первооткрывателя водного источника. Рахим являлся выходцем из Самарканда, где всегда были проблемы с водоснабжением. Его отец и дед были знаменитыми искателями источников. Юноша пришёл во дворец к султану и получил из его уст заверение в том, что дочь будет выдана за него в случае успеха поисков. Паша Гамид дал садовнику в помощь достаточное количество людей, они построили мраморный бассейн, и о чудо, поутру в нём начала течь чистая и прохладная вода. Все оценили поступок Рахима, но только не Фатима. Она не желала идти замуж за простолюдина, к тому же, невольника. Она убедила отца в том, что влюбленного садовника лучше всего убить. Служанка дочери паши Аминет предупредила об этом Рахима, и они ночью вместе бежали. Гамид послал в погоню своих янычар, но они так и не смогли поймать их. Турецкий фонтан с виду кажется маленьким домиком. Он безотказно работал до конца XX в. Внутри помещения, в полу, сделана выемка с краном, из неё и можно было набирать вкусную воду (автор подтверждает, так как сам не раз пользовался в 1960-гг). На его стенах снаружи высечены изображения героев легенды.
Продолжение следует в части 16 http://proza.ru/2021/06/01/845
Свидетельство о публикации №218020500024