Мой дед. портрет фронтовика ч. 2

 
                ПОКА ПОСЛЕДНИЙ СОЛЛАТ...

 Мой дедушка Баграт родился в 1905 г. в Зангезуре, в селе Азаташен. Он был старшим из 3-х братьев. Мне кажется, родись мой дед хоть сто раз, он всегда стал бы кадровым военным: статный широкоплечий красавец, военная выправка , низкий командирский тембр голоса, крайне дисциплинированный, для которого офицерский кодекс, честь мундира и кристальная честность не были просто словами – это было образом его жизни.


С юношества он грезил армией, начинал с самых низов. Простой деревенский парень, он с отличием окончил Военную Академию им. Фрунзе, был участником Финской войны и сражался на Халхин-голе, прошел всю Войну, имел множество ранений, никогда не сомневался в Победе и считал Красную Армию лучшей в мире, как он сам говорил – самой гуманной.


Он часто рассказывал о героизме своих солдат, офицеров, однополчан, но никогда не рассказывал о себе, о своих подвигах: о них говорили другие. Дедушка вернулся с фронта в начале 45-ого: после очередного тяжелого ранения его комиссовали. Он вернулся в звании подполковника Советской Армии, чудом выжил в том кромешном аду, вернулся к своим 5-ым детям, стал дедушкой 13 внукам, успел взять на руки 8 правнуков.


Он прожил долгую, тяжелую, полную тягот и испытаний, но в то же время полноценную жизнь, жизнь самодостаточного и порядочного человека. 
Его самой большой любовью была его Страна, его Отчизна.  Я хочу рассказать о нем, о моем дедушке так, каким я его знала, как узнавала его в процессе своего взросления, за что его любила и не переставала открывать для себя чистоту его души, помыслов и поступков.


Сколько помню себя, где бы ни был мой дедушка, за чьим столом не оказался бы, то всегда второй тост поднимал за своих погибших товарищей. Это знали все! И каждый раз он чтил их стоя.


 Мне было лет 12. На летние каникулы мы часто ездили в Зангезур к бабушке с дедушкой.
Помню дедушкиного друга, дядю Нерсеса. В тот год он также приехал погостить к ним. Они с дедом играли в нарды, позже сели за стол в саду. Подняли первую рюмку за встречу и вторую, как всегда стоя, за погибших товарищей. Они говорили о чем-то.



 Не прислушиваясь к ним, я увлеченно пыталась осилить науку вязания венков.  Мое внимание привлекла неожиданная тишина: два друга, два офицера, два седых фронтовика сидели молча, куда-то устремив свой взгляд: было понятно, что каждый погрузился в свои воспосинания.
 – Баграт! А ведь это чудо, что мы вернулись живыми с войны, – неожиданно, тихо произнес дядя Нерсес.
 – Ты знаешь, Нерсес! Я помню последние наставления своего отца перед отправкой на фронт. Он сказал: “Баграт! Ты оставляешь жену и 4-ых детей… едешь на войну… ты офицер, и в твоем подчинении будут простые солдаты… Запомни, сынок! Хочешь вернуться живым, не бери и крошки в рот, пока последний солдат не съест свой паек!” Я помнил эти слова каждый день...


                (продолжение следует)

http://www.proza.ru/2018/02/05/32


Рецензии