Парк открытых студий - популярно
Расскажу популярно, что это за школа, с разных сторон.
Сторона первая. Предположим, ты – ученик этой школы.
Вот ты приходишь в начале года в эту школу. И что же ты видишь? Классов нет, есть какие-то студии. Ага, думаешь, студия – это тот же класс, только называется по-другому. Ан нет. Класс и студия – совершенно разные вещи!
В классе собраны ученики примерно одного возраста. И этот коллектив постоянного состава изучает у различных учителей различные предметы согласно школьной программе. Каждый ученик получает по этим предметам оценки и в зависимости от них считается успевающим или не очень. Т.е. это всем понятно и привычно.
Что же такое студия и в чем её отличие от класса? Во-первых, студии организованы по предметному принципу, а не по возрастному. Что это значит? Это значит, что есть, например, физико-математическая студия, и посещать её могут одновременно люди разного возраста от 9 до 18 лет.
Минимальный набор студий описан в статье «Парк открытых студий - концепция». Кроме этих студий в Парке могут быть десятки других. Скажем, студия дизайна или студия робототехники, т.е. все зависит от интересов учеников и возможностей преподавателей.
Так хорошо, с этим вроде разобрались. И куда же тебе (мы предположили, что ты – ученик!) податься? Где-то есть список учеников, где указано, кто куда распределён? - Нет такого списка! Точнее, список-то есть, но там не указано, куда ты ДОЛЖЕН идти, в какую студию. Ты волен выбирать САМ понравившуюся тебе студию. Хочешь основательно изучить химию или компьютер, иди в соответствующую студию и занимайся любимым делом.
Но только помни, для того, чтобы ты смог получить аттестат в конце процесса обучения (лет через десять), придёт экзаменационная комиссия из Отдела образования и будет тебя тестировать по всем школьным предметам. Т.е. ты свободен внутри школы, но от государства пока ты свободным быть не можешь. А это значит, что государство будет контролировать твоё соответствие неким государственным стандартам. Поэтому ты волей-неволей все равно должен будешь отвлекаться от изучения своего любимого дела на все остальные предметы школьной программы (или можешь интенсивно подготовиться к экзаменам непосредственно перед ними).
Когда ты определишься, какая студия (или несколько студий) тебе больше по душе, ты можешь стать её постоянным членом (сотрудником) или даже подмастерьем (помощником) у Мастера (руководителя студии). В этом случае, ты будешь иметь некоторые привилегии, например, доступ в студию, когда она работает в закрытом режиме (об этом ниже). Все другие студии ты можешь (и должен, чтобы сдать в конце обучения экзамен) посещать, когда те работают в режиме свободного доступа.
Расскажу, зачем нужны закрытый и свободный режимы работы студий.
В закрытом режиме доступ в студию имеют только постоянные члены студии и подмастерья, т.е. те, кто углублённо изучает предмет по профилю студии. Это сделано с той целью, чтобы ученики и учитель не отвлекались на простые вопросы, которые изучаются только лишь для сдачи экзамена.
В открытом режиме доступ в студию открыт всем желающим, так называемым гостям или клиентам. Постоянные члены студии могут остаться, конечно, если захотят, помогать своему учителю-мастеру в работе с пришедшими.
Кстати, об оценках. Их в этой школе нет вообще. Ты сам можешь оценить свои успехи и неудачи, учитель может тебе подсказать, над чем тебе можно поработать, но журнала с оценками нет.
В конце обучения, как уже говорилось, придёт госкомиссия и оценит твои знания с точки зрения госстандарта. Но этот внешний контроль, к сожалению, необходим. Без него мы вряд ли получим разрешение на открытие этой школы.
Предполагается, что в последствии по окончанию школы решающим документом о полученном образовании будет не аттестат, а Резюме достижений учащегося, составленное в первую очередь руководителем его ведущей студии (т.е. той студии, в которой углублённо работал ученик). Также здесь оставят свои записи о его достижениях в других областях руководители других студий.
Сторона вторая. Вы - преподаватель.
Вы можете быть руководителем студии, сотрудником её или приглашённым на определенные часы преподавателем.
Руководитель студии – это король или президент в своей стране. В вашей студии может быть как монархия, так и демократия. Все зависит от Вас – как Вы организуете свою студию, так и будет. Внутри студии Вы вольны делать все так, как Вам больше нравится (конечно, в рамках международного права). И ещё, Вы должны все-таки придерживаться профиля студии и иметь разрешение на свободную преподавательскую деятельность. Но... предполагается, что на первом этапе (ок. трёх лет) в школе могут работать по договорённости с местным отделом образования обычные учителя, состоящие на гос. Обеспечении.
Итак, Вы можете использовать любые методики и стили преподавания. Все зависит от Вас. От Вас также зависит сколько учеников запишется в вашу студию постоянными членами, а это есть показатель популярности студии. Но если Вы будете заниматься популизмом, т.е. искать популярности у молодых людей и закрывать глаза на некоторые вещи, то поверьте, в конце концов Вы будете в проигрыше. К тому же проиграет вся школа. Чтобы этого не произошло, родители учеников и другие преподаватели будут иметь право в любое время присутствовать на уроках.
Почему так важно число учеников, посещающих вашу студию, и особенно число постоянных членов студии? Потому что от этого будет зависеть ваш доход. Расскажу о возможной модели расчёта доходов и расходов студии (после первых трёх лет).
Расходы студии понятны. Первое – это членский взнос – плата школе (скажем, 300-500€ в месяц). Второе – это внутренние затраты студии. Например, организация выезда студии за город или похода в музей и т.д.
Теперь о доходах. Предлагается следующая модель, которая, возможно и не будет принята.
Берём 2/3 от среднестатистических затрат государства на обучение одного ученика (5000€) ~3330€ в год (Замечание. Это число - 2/3 - не случайное: это тот максимум финансирования, который может получить частная школа от государства в Германии). Делим это число на количество часов занятий в год – 1470 академических (45мин.) часов (7ч. в день / 35ч. в неделю / 42 недели: 42х35=1470ч.) Получаем 2,27€ – это будет средняя цена одного «человеко-часа». Однако когда ученик – постоянный член студии занимается в своей студии, работающей в закрытом режиме (т.е. только «для своих»), то «чел-час» стоит дороже. Предположим, в закрытом режиме студия работает 10 часов и в открытом – 25 часов, при этом стоимость десяти часов закрытого режима равна стоимости 25 часов открытого режима – 39, 64€. Исходя из этого стоимость одного «чел-часа» равна соответственно 3,96€ в закрытом, и 1,59€ - в открытом режиме (см. таблицу).
Годовой доход за каждого ученика 3.330,00 €;
ср. стоимость «чел-часа» 2,27 €;
ср. стоимость «чел-недели» 79,29 €;
Закрытый режим-10ч, половина стоимости 39,64 €;
Открытый режим-25ч, половина стоимости 39,64 €;
Стоимость «чел-часа» - закр.режим, 10ч. 3,96 €;
откр.режим, 25ч. 1,59 €.
На основании этого можно вычислить среднюю зарплату учителя – руководителя студии. Если принять, что на каждом занятии присутствует в среднем 15 учеников, то доход учителя будет составлять – 49952€ в год (15 учеников х 79,29 = 1189,35€ в неделю) х 42 недели). 10 недель – каникулы и праздники. В это время школа не даёт основных услуг, за которые платит государство (об этом ниже), поэтому они выпадают из расчёта доходов. Однако полученный годовой доход делится на все 52 недели или на 12 месяцев, если мы хотим увидеть еженедельный (960€) или ежемесячный доход (4162€). Этот доход, конечно, без учёта подоходных, социальных и прочих налогов. Да, кстати, ещё из этой суммы надо вычесть уже оговорённый выше ежемесячный членский взнос в школу (300 – 500€). И что же остаётся? 43952€ в год (для простоты я принял, что взнос составляет 500€).
Кстати, это всего лишь пример расчёта, и дан он здесь только как образец.
Если Вы думаете, что это много, то глубоко ошибаетесь. Немецкие учителя получают самую высокую зарплату. Как видно из приведённой таблицы (см. ссылку в предыдущем предложении) зарплата учителя в начале его карьеры составляет 39853€ и растёт затем до 51210€. И это при том, что работают они не 35 часов в неделю, а 24,5, и не 42 недели, а 40, что в пересчёте на год будет составлять только 980 академических (или 735 нормальных) часов, а не 1470, т.е в полтора раза меньше.
Вот такие дела.
Ещё один нюанс.
Зарплата учителя напрямую зависит от числа учеников – членов его студии. Хорошо, если Вы руководитель студии информатики, где полно компьютеров и есть доступ в интернет. Но много ли будет желающих в студии обществознания или в студии литературы и искусства. Т.е. что я хочу сказать? Есть вещи не зависимые от умений и таланта педагога. Например, сиюминутная конъюнктура на рынке предпочтений. Поэтому предлагаемая модель может и не работать. Но пока это только модель, её можно с лёгкостью заменить на другую.
К тому же, она опирается на тот факт, что государство будет оплачивать образовательные услуги школы. А как известно, кто платит, тот и заказывает музыку. Поэтому желательно бы найти другой источник финансирования, не государственный. Например, получить разрешение на коммерческую и производственную деятельность и развернуть ее (эту деятельность).
В-общем, как Вы видите, это совсем непростое дело...
Постепенно мы подошли к третьей стороне рассматриваемого вопроса:
Организационная модель.
Здесь начинается самое интересное. Рассмотрим, как все это должно работать.
Начнем с здания школы. Кому оно принадлежит? А принадлежит оно одному частному лицу, он же юридическое лицо. Это частное лицо не имея никакого разрешения на преподавательскую деятельность, тем ни менее открывает школу. Но школу необычную, а Парк открытых студий.
Как это понимать? Очень просто. Этот Парк есть некоммерческое партнерство людей свободных профессий – учителей для оказания образовательных услуг населению. В это же партнерство входит и владелец здания школы. Он же владеет и всем или почти всем, что находится внутри этого здания: школьная мебель, оборудование, библио- и мультимедиатека и т.д. Свободные учителя просто отчисляют из своих доходов договоренную на общем собрании партнерства сумму на содержание здания с оборудованием и управление школой. Это и есть вышеназванный членский взнос каждой студии. Этот взнос, конечно, не одинаковый у разных студий. Например, у студии информационных технологий, где имеется много компьютеров и свой выделенный выход в интернет, взнос выше, чем у студии обществознания.
Для чего сделано это разделение – зданием владеет один, а услуги оказывают другие? Разве нельзя было бы, чтобы здание школы напрямую принадлежало некоммерческому партнерству свободных учителей? Конечно, можно было бы, но в этом случае исключается коммерческое использование свободных площадей. А если хозяин здания – частное (или юридическое) лицо, то к нему совсем другой подход: он может использовать имеющееся в его распоряжении имущество согласно другому уставу в зависимости от того, как он оформил свое предприятие. Получается, что хозяин здания в этом случае имеет право использовать свободные площади в коммерческих целях, например, сдавать в аренду или организовать собственное производство. В этом причина разделения.
При этом, чем выше доход от коммерческой и производственной деятельности, тем больше есть возможностей для снижения взимаемой со студий платы. В идеале, в случае успешности этой деятельности, студии не только перестанут платить хозяину взносы, но и будут получать от него финансовую поддержку, особенно в наукоемких областях.
Членские взносы студий идут не полностью на содержание здания и оборудования, т.е как арендная плата хозяину всего этого добра. Часть этих взносов остается в Парке для собственных нужд. Какие это будут нужды и как вообще будет организовано партнерство, все это решит общее собрание Парка свободных студий – высший орган власти Партнерства. Как образец может быть взято устройство екатеринбургской Парк-школы.
Таков вкратце этот проект с разных сторон.
2007 г.
Свидетельство о публикации №218020500794