Глава 1- Между Фрейдом и Синайской проповедью

СТАТЬЯ О ТОМ, КАК ФРЕЙД ВСЮ ЖИЗНЬ ИЗУЧАЛ ЧЕЛОВЕЧЕСКУЮ ДУШУ, НО ТАК И НЕ ПОНЯЛ ЕЁ ОСНОВНОГО               
                НАЗНАЧЕНИЯ               

      Позволю себе начать повествование с серьёзнейшего признания самого Зигмунда Фрейда в одной из его поздней работ «Моисей и монотеизм»:

      «Какую зависть вызывают у нас, не имеющих веры, те, кто убежден в существовании Всевышнего! Для этого великого духа мир не таит никаких загадок, ибо он сам создал все в нем существующее. Какими всеобъемлющими, исчерпывающими и определенными являются доктрины верующих, в сравнении с вымученными, ничтожными и отрывочными попытками объяснений, которые являются самым большим из того, что можем предложить мы.»

    Наверное довольно искренняя зависть Фрейда к верующим, тем не менее не помешала ему безжалостно раскритиковать Пятикнижье Моисеево, снизведя его сокральные истины до препарирования их довольно не этично современным  Психоанализом, что в общем то могло вызвать гнев со стороны верующих людей,
как и гнев со стороны римского католического священства, которое в то время господствовало в правительстве Австрии.

     Чем объясняется эта работа довольно умного человека, замахнувшегося на сокральные истины всего человечества? Ответ наверно очевиден – это работа – протест на очередные ужасные события из истории еврейского народа – протест на события, положившие начало Холокосту… Ученные обычно дальновиднее обывателя – и Зигмунд Фрейд, как и многие австрийские ученные (и психологи в т.ч.) заранее предвидел последующие события и масштабы разворачивающейся трагедии – и в первую очередь трагедии еврейского народа…

     Подобные вопросы рассматривались конечно и ранее – ещё до-Библейские времена, т.к. еврейский народ не единожды был гоним… В том же Трактате Авот («Отцы») мы видим подобные примеры : «Явился Даниэль и спросил: «Чужаки порабощают Его сыновей, где же Его могущество?». И он (Даниэль) не называл Его могучим, а только великим и грозным [см. Даниэль, 9.4]. Явились ученые Великого собрания и сказали: «Наоборот — именно в этом Его могущество и Его грозность. В этом Его могущество, ибо Он способен сдерживать Свой гнев и быть долготерпеливым к злодеям. В этом Его грозность, ибо если бы не страх [злодеев] пред Святым [Творцом], благословен Он, — разве уцелел бы [среди них] единственный народ, [избранный Им] ?». [3, мишна 1]

     Трудно понять почему Всевышний так долготерпим к злодеям (и мне это трудно понять…) – может это пересмотр его политики «быстрых действий»? – так как еще в Бытие Пятикнижья Моисеева после Великого Потопа и жертвоприноше ния Ноя (после его чудесного спасения), приводятся слова Всевышнего : «Не буду больше проклинать землю за человека, потому что помышление сердца человеческого – зло от юности его.»  (Бытие, гл. 8)

     Но вернемся к современности, и к Фрейду, и к бедствиям его народа в период прихода фашизма к Власти…

      Даже верующим людям трудно все же понять долготерпение Всевышнего к беспределу и жестокости злодеев. особо когда страшные злодеяния направлены против твоего же народа – не абстрактных людей (что тоже само по себе трудно понимаемо) – а когда страшные злодеяния направлены против твоего брата, друга, родителей, супруга…

    Не нам судить людей, занявших разные позиции не только по отношению к политике, но даже и религии… Позволю себе процитировать строки своего стиха «Красивая дата» (на 70-летие Победы в ВОВ)(не могу найти этот стих на сайте Стихи ру на своей странице - Аржановой Т.Г. но если найду - укажу сборник (что в конце осоновных стихов) :

    «Бой не на жизнь, а на смерть - не забудешь..
     Тех, кто не смог устоять, - не осудишь... //мы там не были – не нам судить…
     Мерки другие и совесть другая
     К тем на войне, что стояли у края..

     Только у края - над самою бездной,
     Можно погибнуть, а можно воскреснуть..
     Можно уйти за черту бес-предела..
     Можно рвануться вперёд под прицелом...

     Только у бездны.., у самого края..
     Каждый «своё» для себя выбирает..
     Мы им не судьи, - и мы там не были..,
     Просто мы люди.., и их не забыли...»


    Особенно последние строки указывают на толлерантное отношение к людям,  прошедшим Ад, и физический, и моральный…

     «Мы им не судьи, - и мы там не были..,
      Просто мы люди.., и их не забыли...» 

   Мы не можем судить людей, не пройдя их Ад и страдания Второй Мировой, потому что   

        «Только у бездны.., у самого края..
         Каждый «своё» для себя выбирает…» //мы не знаем ,что мы выбрали б

    Каждый выбирает и свой дальнейший путь в Аду, и свою религию… Мне кажется не пройдя их Ада Второй Мировой, не нам их судить…

     Умный и довольно гуманный человек Фрейд не мог постигнуть ни умом, ни сердцем, как такой Всемилостивый и Всезнающий  всё-могущий Бог – как Он может допускать до этого? – до страшных мучений его (Фрейда) народа, некогда избранного самим Господом для донесения истин другим народам? – Действительно трудно понять страшные нечеловеческие пытки и казни людей за одну только их национальность… Это невозможно понять…- Не буду даже  мудрствовать лукаво, пытаясь это объяснять… Невольно вспоминаются слова из Библии, обращенные к еврейскому народу – «и будите гонимы во все времена и народы!» - трудно это не сопоставить с событиями в Австрии во время написания глав этой книги…  («Моисей и монотеизм»)

    Поэтому мы и не можем обвинять Фрейда за его пред-военные и после-воненные работы (перед самыи приходом фашизма в Австрии) – мы не знаем скольких родных и друзей он потерял в тех страшных событиях времен второй Мировой и концлагерей для евреев…

      Но если в работе «Моисей и монотеизм» он прямо признается в зависти к верующим чуть ли не словами – «блажен, кто верует…», то в ранних своих работах он просто не однакратно указывает на свой детерменизм – более того – открыто критикует религию в своих лекциях – называет её врагом - и особо в лекции, посвященной Мировозреннию Психоанализа, если так можно сказать… (правда последняя "Лекция по Мировоззрению" из курса лекций по Психоанализу возможно и была написана уже во время беспорядков в Австрии, приведших к фашизму), но именно в этой лекции он говорит, что :

    «Из трех сил, которые могут поспорить с наукой, только религия является серьезным врагом.» [6, Лекция по Мировозрению]
и там же:

    « Мы предполагаем, что вера в магию берет начало в переоценке собственных интеллектуальных операций, в вере во «всемогущество мысли», которое мы, между прочим, вновь находим у наших невротиков, страдающих навязчивыми состояниями»  [6, Лекция по Мировозрению]

   Довольно кощунственное высказывание о религии, - и далее :

«Землетрясения, бури, пожары не делают различия между добрым и благочестивым, с одной стороны, и злодеем или неверующим – с другой. Кроме того, там, где не имеется в виду неживая природа и судьба отдельного человека зависит от его отношений с другими людьми, не существует правила, согласно которому добродетель торжествует, а порок наказывается, и слишком часто насильник, хитрец, не считающийся ни с чем человек присваивает себе завидные блага мира, а благочестивый остается ни с чем. Темные, бесчувственные и лишенные любви силы определяют человеческую судьбу; система наград и наказаний, которая, согласно религии, господствует в мире, как бы и не существует.» [6, Лекция по Мировозрению]

    Фрейд с холодной рассудительностью, и видимо довольный собой, раскритиковал основы религии, не имея видимо времени (пишу даже без иронии) глубоко изучить её основы или хотя бы обдумать их…

    Рассмотрим хотя бы его довольно «справедливое» (с точки зрения социума) замечание, что « часто насильник, хитрец, не считающийся ни с чем человек присваивает себе завидные блага мира, а благочестивый остается ни с чем…» - но дело в том, что здесь затрагиваются очень серьезные и не поверхностные вопросы религии – замечание Фрейда вроде справедливо – где закон поощрения благочестивых? – но дело в том, что если бы поощрение происходило сразу непосредственно за благими делами, то многие «хитрецы» (сленгом Фрейда) именно затем и делали бы благие дела, чтобы тут же получать неоценимые Божие дары, возможно во многом превосходящие земные…

    Как тогда отделить грешников от праведников? – ведь благие же дела люди могут делать по разным мотивам… - одни могут делать их от души – в помощь другим, во славу Господа, - другие же люди, наоборот, могут делать «хорошие» дела со скрытой мотивацией – с единственным желанием получения немедленного гарантированого вознаграждения… Это очень не поверхностный вопрос, как и многое, затронутое в этих сферах… Многие религиозные вопросы на первый взеляд довольно очевидны, однако при более подорбном рассмотрении оказываются довольно не тривиальны…

    Ну и далее Фрейд завершает :

 «Если попытаться включить религию в процесс развития человечества, то она окажется не вечным достоянием, а аналогией неврозу, который каждый культурный человек должен был преодолеть на своем пути от детства к зрелости.» - довольно неучтивые слова о религии, как и многое другое в лекциях и работах Фрейда, как и в лекции о Мировоззрении…


      «З.Фрейд постоянно подчеркивал, что является последовательным детерминистом, то есть утверждал, что любое самое непонятное психическое состояние и поведение имеет в своей основе совершенно материальную причину, найти которую и есть главная задача психоаналитика.» [1, Гл «Психоанализ Фрейда"]               

    Итак, ЗИГМУНД ФРЕЙД – основатель Психоанализа, врач и ученный (нейрофизиолог по первому образованию, работавший в клинике Шарко, кажется)кладет в основу ПСИХИЧЕСКИХ, т.е. ДУШЕВНЫХ НЕДОМОГАНИЙ (а «психо» в переводе с древнегреческого – это душа) – т.е психические недомогания это буквально – душевные недомогания.., - ещё буквальнее – «душа болит…» - т.е, в итоге, В  ОСНОВУ  БОЛИ  ДУШИ  ЗИГМУНД  ФРЕЙД  кладет лишь  МАТЕРИАЛЬНЫЕ  ПРИЧИНЫ,
что парадоксально само по себе, т.к ДУША –  ЕСТЬ  СУБСТАНЦИЯ  НЕ  МАТЕРИАЛЬНАЯ…
    

«Согласно учению хасидизма, лишь исполнением полученных на Синае заповедей человек способен преобразить и физический мир. и собственную натуру, ибо во время Синайского Откровения произошло слияние материального с духовным» [3, Гл.1, мишна 1]


    Описание передачи Всевышним знаний на горе Синай в Пятикнижье Моисеевом звучит так :
 
«1  В третий месяц по исходе сынов Израиля из земли Египетской, в самый день новолуния, пришли они в пустыню Синайскую.
2  И двинулись они из Рефидима, и пришли в пустыню Синайскую, и расположились там станом в пустыне; и расположился там Израиль станом против горы. 3  Моисей взошёл к Богу [на гору], и воззвал к нему Господь с горы, говоря: так скажи дому Иаковлеву и возвести сынам Израилевым: 4  вы видели, что Я сделал Египтянам, и как Я носил вас [как бы] на орлиных крыльях, и принёс вас к Себе; 5  итак, если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля, 6  а вы будете у Меня царством священников и народом святым » [4, Исход, Гл.19]

       Сопоставляя цитаты из учебников по психологии, Пятикнижья Моисеева и Тракта Авот, приходишь к выводу, что где то и понятно почему так страшно болел Фрейд – основоположник Психоанализа и выдающийся ученный, потерявший последнюю связь с Божественным началом и поставившим науку превыше всего…


Так как страницы интернет книг могут не совпадать с реальными изданиями - то страницы укажу позже, ну а интересующийся смыслом жизни человек и так найдет...

Литература :
1. В.Франкл «Человек в поисках смысла»
2. А. Н. Романин   «ОСНОВЫ ПСИХОТЕРАПИИ»
3. Трактат по моральным ценностям Торы АВОТ 
4. Пятикнижье Моисея
5. З.Фрейд «Введение в психоанализ» (перевод Барышникова Г. В. 1917 г.)
6. З.Фрейд «Продолжение лекций по введению в психоанализ» (1933 [1932])                7. З.Фрейд «Моисей и монотеизм»


Рецензии