Проективное мышление. Учитесь говорить по-лужицки

Речи Правду
А да iмЪмо жiвот со ПраОтцi наша
во БъзЪх слiяшетесе воедiн Прауда
А да имеем жизнь с Праотцами нашими
Во Богах слившуюся во единую Правду
 
nа prawdz'e boz’ej byc’ предстать перед богом (умереть)
praw//da ж правда f; истина f; истинность f; ~du re’c’еc’ говорить правду; ~du znae’ быть искренним; z ~du откровенно, без обиняков; ро ~dze rec’ane по правде сказать, говоря откровенно;
prawdose’ ж чёстностъ f, правдивость f, порядочность f
prawdosc’iwy чёстный, искренний, откровенный, прямой
prawdz’epodobnosc’ ж вероятность f; правдоподобность f
prawdz’ity настоящий, действительный, подлинный
prawdz’iwy 1. чёстный, прямой, правдивый, порядочный; искренний; 2. истинный, настоящий, действительный
prawic//a правая рука, десница f arch
prawje правильно, верно; справедливо
prawnik м юрист; адвокат
prawnosc’ ж законность f; легальностьf; оправданность f
prawny 1. законный; 2. юридический; 3. честный, добросовестный
praw//o право n; закон m
nе’ we’rno не правда ли
njeprawda ж 1. несправедливость f; 2. неправда f
njewe’rnose’ ж неправда (ложь)
Верхнелужицко-русский словарь. 36 000 слов. Составил К.К. Трофимович. Москва. Русский язык - Домовина. Бауцен, 1974г., 584с.
http://arhivarij.narod.ru/luzhica.html
https://vk.com/doc399489626_458275689
...В заключении настоящей статьи, считаю не лишним остановиться несколько на языке Лужичан. Я выше выписал в двух местах по нескольку строк на Верхне-лужицком Сербском языке русскими буквами, чтобы дать понятие об этом самом малом из славянских наречий и по формам самом древнем из ныне живущих…
 
...Заметив все это, каждый правильно прочтет две Верхне-лужицкие песни, который я привожу как образец народной поэзии Сербов-Лужичан:
 
 
1. Ну, скажи мне, девица

Ну, скажи мне, девица,
Что у меня зимою зелено,
Так молодо зелено?

- Ель там стоит на горке,
Та у меня зимою зелена,
Так молода зелена.

Ну, скажи мне, девица,
Что у меня летом без цвету.
Без цвету белого?

- Папороть там стоить под горкою:
Она у меня летом без цвету,
Без цвету белого.

Ну, скажи мне, девица
Что у меня дороже серебра,
Серебра чистого?

- Твоя честь, да мой рутовый венок: (венок, сплетенный из веток руты, есть символ невинности и носится девицею при венчании).
Они у меня дороже серебра (они - Тей сте’й - Двойств. число, как церковно-слав. т иестЪ),
Серебра чистого.

Ну, скажи мне, девица,
Что у меня легче перушка,
Перушка гусиного?

- Наше «составание» (свидание),
Оно у меня легче перушка,
Перушка гусиного.

Ну, скажи мне, девица,
Что у меня тяжеле камня,
Камня жернового?

- Наше разставание,
Оно у меня тяжеле камня,
Камня жернового.

2. А я там ходила на горах

А я там ходила (ходах) на горах,
На горах высоких.
А я там глядела (глядах) в дол,
В дол глубокий.
А я там видела (видах), как лодки ехали,
На лодках трое парней.
Тот средний, прекраснейший,
Тот мне полюбился.
Он снял свой перстень,
Свой перстень серебряный.
- Вот тебе, вот тебе, девица,
Перстень серебряный.
- Твой перстень, я его не смею брать,
Моя мать мне запрещает.
- Так скажи ты твоей матери,
Что ты его нашла.
- Своей матери я не смею лгать,
Ей я должна правду объявлять.
Гораздо охотнее я ей скажу:
Молодец хочет меня иметь своею.
- А.Ф.Г. февраль 1856
А.Ф. Гильфердинг. Статьи по современным вопросам славянским. СПб, 1868. Т.2. с.45-47
https://vk.com/doc399489626_458956577
Проективное мышление. Наследство князя Милидуха
http://sinsam.kirsoft.com.ru/KSNews_818.htm
Проективное мышление. Учитесь говорить по-лужицки
http://sinsam.kirsoft.com.ru/KSNews_819.htm


Рецензии