После утопий

В первые десятилетия текущего века три выдающихся европейских кинорежиссера – Микаэль Ханеке, Ларс фон Триер, и Эрих Зайдль – были заняты скрупулезными исследованиями любопытного феномена – Современного Европейца. Действуют они независимо друг от друга, каждый в своей неповторимой манере реализуя свои авторские  склонности, - Триер разрабатывает оригинальную социальную философию, Зайдль упражняется в едком сарказме, Ханеке оттачивает и изощряет свой художественный метод – но их занятость одним и тем же объектом во многом их сближает – нарисованные ими портреты во многом похожи.
Что же из себя представляет Современный Европеец? Это – существо эгоистичное, опасное, лицемерное, обуреваемое подспудными страстями и одержимое комплексами, тщеславное и жестокое. Из-под внешней оболочки, сформированной культурой, то и дело проглядывает хищное животное. Зрителю кинофильмов вышеназванных авторов, если ему хватает смелости смотреть в правде глаза, ясно, что нарисованный ими портрет нашего современника предельно объективен, и ни в коей мере не грешит преувеличениями.
Такая констатация, конечно же, обескураживает. Ведь в течение последних тысячелетий предпринимались колоссальные усилия по исправлению человека, по культивированию в нем гуманного отношения к своему ближнему. Сколько сил и времени было вложено в реализацию различных утопий! Самой грандиозной из них было христианство, действовавшее не только мягкой силой убеждения, но и жесткими методами инквизиции, которое, по прошествии двух тысячелетий, потерпев полное фиаско, теперь медленно умирает. Затем настала эпоха увлечения коммунистической утопией, ставившей своею целью «создание нового человека», которая, помаячив гораздо более короткое время, чем христианство, уже благополучно сдулась, оставив после себя лишь легкое пованивание. Ныне же вся  покрылась трещинами,  и начала рассыпаться последняя утопия – либеральная. Итак, весь арсенал утопий  уже использован, а человек, в том, что касается отношения к своему ближнему, принципиально не изменился – не помогли ни Десять Заповедей, ни Категорический Императив, ни Моральный кодекс строителя коммунизма, ни Декларация прав человека!
Я представляю себе ход мысли Михаэля Ханеке, когда такое положение вещей стало для него очевидным. Есть ли смысл изощряться в сарказме, бичуя Современного Европейца за его алчность и жестокость, если они все равно неискоренимы? Этим можно только спровоцировать появление очередной утопии, что, как показывает опыт истории, вызовет лишь  новую вакханалию геноцида, после которой станет только хуже. Не лучше ли проявить снисходительность к людям, одержимым вечными человеческими пороками, тем более, что они тебе не чужие, и во многом на тебя самого похожи, и не стараться изгнать  из них бесов, от чего бесы только загоняются вглубь, а адресовать им грустную сочувственную улыбку, тем более, что войны всех против всех, подчас, как-то сами собою образуются, приводя не к человекоубийству, а к хэппи-энду. Видимо, под влиянием подобных мыслей Ханеке и снял свой последний шедевр – «Хэппи-энд».
                Январь 2018 г.


Рецензии