Учитель уже гордо не звучит. Рассказ 13
Когда Катя впервые переступила порог школы, она увидела свою первую учительницу – худощавую женщину, добрую и строгую одновременно, но самое главное УВАЖАЕМУЮ не только детьми, но взрослыми. Позже она видела разных учителей – молодых и неопытных, пожилых и умудренных жизнью, красивых и не очень, веселых и грустных, но никогда от родителей она о них не слышала дурного слова. Им была доверена высочайшая миссия – учить и воспитывать подрастающее поколение, которое они выпускали во взрослую жизнь. Нигде и никогда, в печати, на радио и телевидении в советское время об учителе не говорили плохо.
Что же случилось со всеми нами за последние 26 лет? Учитель низведен до роли обслуживающего персонала, о которого только ленивый не вытирает ноги. Его имя упоминается почти всегда в отрицательном контексте. Он и взяточник, и вымогатель, некомпетентен, неумен, тоталитарен, нищий, участник в фальсификации итогов голосования на выборах. И в печати, и на телевидении, и в обсуждениях в Интернете звучит: «Ату его, ату!». И возражения Кати тонут в общей ненависти к учителю. Она 26 лет проработала в школе и знает, что основная масса учителей как раз не такая. Она встречала умных и образованных учителей, порядочных и отзывчивых, чутких и благожелательных, любящих свое нелегкое дело до самопожертвования.
Так кому же надо было формировать вот такое негативное отношение к учителю и его нелегкой профессии? Фраза господина Медведева: «Идите вы в … бизнес!» подвела итог всей этой вакханалии. Может быть, именно так нужно оправдать действия властей в недофинансировании школы, мизерные зарплаты учителей, некомпетентные решения чиновников от образования, которые уже много лет гробят школу? Сколько можно «трясти» школу и учителей? Введение пресловутого ЕГЭ, которое не дает развивать учащихся, изменение способа оплаты работы учителя. Бальная система в стимулирующей части выплаты зарплаты учителям привела к неразберихе, погоне за необоснованными баллами и зависимости учителей от начальства школы. Нам власти рапортуют о повышении зарплат учителям. А в отзывах этих учителей вот такая картина:
- Ставка 18 часов в неделю. У меня две. Оклад 7500. Со всеми заморочками едва выходит 14 тыс.;
- зарплата 7500 рублей, доплата за проверку тетрадей 100 рублей… В общем, в месяц выходит порядка 10 тыс. рублей. Кабинет ободранный, ремонта не будет, директор сказал: если хотите - делайте сами на свои деньги или берите классное руководство и просите у родителей;
- Получила сегодня с задержкой заработную плату 12.800 руб. Заплатила за квартиру свою и мамы - и все, денег нет даже на дорогу, я уже молчу о еде, а об одежде даже мечтать не смею... Спасибо родному государству, которое о нас так заботится;
- Моя зарплата за декабрь 2017 года составила 10600 руб. за ставку, это с учетом премии в 1000 руб.;
- Я - учитель начальных классов с 20-летним стажем. Работу свою люблю, но работать в школе уже не хочу. Почему? А вы хотели бы проверять 54 тетради каждый день, не считая контрольных и самостоятельных, за 300 рублей в месяц? Именно столько государство мне платит за проверку тетрадей. Как можно жить на 10-12 тысяч рублей в месяц? Заплатить коммуналку, оставшихся денег хватит на хлеб и воду. А как своих детей растить? А одежду на что купить? УЧИТЕЛЯ НИЩЕНСТВУЮТ! Хороших учителей в школах практически не осталось! Их скоро вообще не будет. Именно этого добивается государство. Истребить учителей, как класс. Чтобы некому было учить детей. Чтобы народ был тупым. ТУПЫМ НАРОДОМ ЛЕГЧЕ РУКОВОДИТЬ! Новые реформы привели состояние российского образования в упадок;
- Я из Кабардино-Балкарии. Зарплаты учителей действительно понизили. Я учитель математики в городской школе. Нагрузка- 24 ч. Стал получать 15 тыс. (высшая квалификационная категория);
- Если в 2016 у меня выходило от 20000 до 23000, то с 2017 года я получать стала 15000-16000. Спасибо большое за повышение. О таком повышении я даже мечтать не могла;
- Чтобы прокормить детей работаю на две ставки. Со всеми надбавками за декабрь получено 22 тыс.;
- В нашем образовании сейчас выжить очень трудно. Школы совершенно не нужны. Сами здания практически все в ужасном состоянии. Зарплаты "слезы". Ты должен за всех и все отвечать, сделали учителя изгоем, вором, поборщиком. Родители во всем правы. Какое-то полное бесправие. Кто подскажет, как прожить на зарплату в 18 000. И кто придумал, что ставка учителя стоит 5 708 рублей. Классное руководство за ученика 27 копеек. В классе у меня 21 ученик зарабатываю около 6 рублей в день. Помнится в первые годы советской власти безграмотных учили читать "Рабы не мы, мы не рабы". Так кто же мы теперь?
- Я молодой специалист, работаю почти каждый день до 7 вечера. Зарплаты хватает только на проживание и продукты. Хочу уйти из сферы образования;
- Краснодар - 16000. Непосредственно ведение уроков оплачивается в размере 12000. Хорошо, что муж есть, не представляю, как на такую зарплату жить одной, оплачивать жильё и еду. Обидно, 5 лет учебы в университете, а зарплата, как у уборщицы;
- Я учитель с высшей категорией, работаю на 1,5 ставки за 16 тыс. Домой прихожу к 7 вечера, но и дома работаю – отвечаю на звонки родителей, проверяю тетради до 12 ночи. В выходные тоже работаю – провожу экскурсии, дежурю в школе, готовлюсь к урокам. Муж меня скоро бросит, зачем ему такая жена;
- Мой приятель - директор школы, ЮВАО, Москва. Весной по его словам его з/п была в районе 250-300 тыс. руб.;
- Учитывайте, что у директора зарплата 120 тыс., а у педагогов - 15;
- Почитала комментарии и подумала, что образование - безнадежное дело. Здоровье надорвешь, нервы истреплешь, не разбогатеешь и в нищете помрешь;
- Поэтому молодым нечего делать в этой профессии. Какое у них будет будущее? Нищета!
Вот такая картина, дорогие мои читатели. Учитель, звание которого звучало гордо в советское время, превратился в зависимое существо. Он зависит от директора школы и завучей, от детей и их родителей, от чиновников от образования. Его «наградили» ворохом ненужной документации, справок и отчетов, которые он пишет после уроков. Даже для получения повышенного разряда или конкурса он обязан представить характеристику не только от директора и завучей, но от нескольких родителей. Катя вспомнила, что, увидев вот такое требование, ей расхотелось идти на повышенный разряд. С какими глазами надо просить родителя своего ученика, чтобы они написали тебе положительную характеристику? Кто до этого додумался?
Катя встретила в обсуждениях две характеристики на одного и того же учителя:
- Учитель начальных классов Гимназии 16 - Осадчая Оксана Владимировна, раньше работала в Лицее № 22 «Надежды Сибири», после того как ее выгнали из Лицея № 22, устроилась в ГИМНАЗИЮ № 16. Злая, хитрая, жестокая, лживая, трусливая, мстительная, злопамятная.
- Здравствуйте. Вот прочитала ваше сообщение сейчас, и стало настолько обидно, что решила зарегистрироваться. Сразу, чтобы избежать недоразумений, хочу сказать: Я не родитель, я школьница. Мне 16 лет. Я учусь в Гимназии №1. До этого 8 лет училась в Лицее №22 "Надежда Сибири". Оксана Владимировна была моим преподавателем начальных классов. Сейчас я изложу то, что я помню о ней. Полагаю, мои слова могут подтвердить все мои бывшие одноклассники и их родители.
Начнем с того, что из Лицея О.В. никто не "выгонял". Она уходила в другую школу из-за переезда на левый берег. И очень об этом жалела. Мы были последним классом, который она выпустила, перед сменой школы.
И знаете, это лучший учитель начальных классов, который был в моей жизни. Она очень хорошо к нам относилась. Конечно, не обходилось без строгости. Но никогда у О.В. не было "любимчиков". Ни в каком роде. Все старались и получали вполне в меру своих способностей. Ни один из предложенных вами эпитетов я не готова применить к ней. А вот как раз к работе и детям она относилась именно с душой.
Помню, как она участвовала в конкурсе "Учитель года" (заняла 2 место). Тогда весь класс за неё очень переживал и всё время спрашивал заменяющего преподавателя, как там результаты и скоро ли она вернётся.
Родители-родители – до чего же вы необъективны!
А теперь о положительном, с чем встретилась Катя в своей педагогической практике. В августе 1999 года она переступила порог лицея 1501 в Москве. Новое красивое здание, где еще пахло краской. В классах светло-серая мебель, светлый красивый линолеум, библиотека с читальным залом, столовая и буфет, актовый зал с мягкими креслами. А какой был спортивный комплекс - огромный с футбольным полем и местами для зрителей, большая комната с тренажерами! Учителя ходили по зданию и восхищались - в каком прекрасном месте им предстоит работать!
И работали они потом на совесть. Что только не придумывали, чтобы детям было комфортно в школе – открытые уроки и конкурсы, олимпиады и викторины, методические разработки и статьи в педагогических журналах, походы и экскурсии. Но, самое главное, высокий уровень преподавания предмета! Они так гордились своим лицеем! И зарплата была достойной, хотя и не заоблачной. В технический лицей принимали всех желающих в 9-е и 10-е классы не только из Москвы, но и из ближнего Подмосковья. Только нужно было сдать экзамен по физике и математике за 8 и 9 класс на «4» и «5», чтобы дети могли потом изучать эти предметы углубленно. Лицей мог гордиться 100%-ым поступлением в вузы! Финансирование лицея было хорошим, полученные за успешную работу гранты это позволяли. И родители, и дети были довольны, что учатся в таком лицее. Так продолжалось до 2017 года.
И вдруг Катя узнает, что больше ее любимого лицея не существует. Катя уже 1,5 года не работает в своем лицее – возраст. Ей не пришлось переживать вместе с другими учителями это надругательство над здравым смыслом. С 1 сентября 2017 года из обихода столичного среднего образования напрочь исчезли такие понятия, как «гимназия» и «лицей», а все образовательные организации этого уровня, независимо от качества обучения, стали «просто» школами. А в бывшем лицее теперь учатся дети с 6 класса, количество детей с 450-ти увеличилось до 600. А лицей готовил таких хороших выпускников - умных, талантливых, целеустремленных! И наши талантливые ученики теперь растворятся в общей массе. «Оптимизация» образования заставила школы брать с родителей деньги за дополнительные «услуги» - уроки, свыше стандартных норм, кружки и пр. А Катя еще застала время, когда дети посещали бесплатно дополнительные занятия, кружки, спортивные секции, их бесплатно готовили и к ЕГЭ.
Спрашивается, зачем властям нужно было уничтожать то, что давало прекрасные результаты и работало на благо не только страны, но и на благо родителей и их детей? У меня нет ответа. Может быть, дорогие читатели, он есть у вас?
Свидетельство о публикации №218020601175