Лазурный Берег рек, их рукавов...

                Manet, Dejeuner sur l'herbe, 1863. Музей Орсе.

               
                О РИФМОТВОРЧЕСТВЕ.               

                Bona Sera!
                Светлана Водолей
                http://www.stihi.ru/2018/02/05/3472
               
Bona Sera. Лазурный берег.
Или Завтрак мой на пленэре
у Мане. Или что-то в сфере
тает музыкой льдом в вине.

Пролетев над Парижем крышей,
от Сафо беру до и после
в укрупнении, Зоны ближе,
где ходил Насреддин и ослик.

По-восточному троллил, в хохмах
знавший толк и ни разу девственник,-
надувал словно шарик лохов,
но не парился в бане с еником.

Встав на цыпочки вижу Ригу.
Подъезжаю к её приворотам.
Среди улочек кошек иго
лижет скользкое к Поворотам.

Как заколка изгибы улиц.
Прохожу, не грозя ятаганом.
И на завтрак желаю устриц
вместе рукколой с квасом в жбане.

Что за тон? Переехала мост, и...
Крыш оранж черепицей блещет.
Ах, какой же сегодня ветер!
Ураганно душа трепещет.

Ты мне пишешь письмо как раньше,
обещаешь и всё без обмана.
И поэтому встала раньше,
и поэтому - слишком рано.

На Ривьеру! Где берег круче,
и вода неминуче жгуча.
Вот куплю себе юбку Гуччи,
всё - в одной коллекции - лучше!

Ренессансное в стиле моды
и палитр насыщенных броды.
И мои к тебе возвращения,
и мои от тебя уходы.

Где в горячем дурмане бюсты.
Демонстранты одежд, где густо
Навороты поп-арт искусcтва,
где коктейльное платье - с Чувством!

                5 февраля 2018 года


 
           "Очень яркий пример рифмотворчества, когда рифма диктует смысл, то ярких красок много, а глубокого смысла мало. Это очень трудный путь."

                Михаил Гуськов
                /из рецензии/      

           Согласна. Но добавлю.
Мир сегодня - калейдоскопичен, молниесносно скор и изменчив. И если "ты", к примеру, УСПЕЕШЬ на Котейль или демонстрацию одежды к вечеру после целого рабочего дня, и даже успеешь надеть платье С Чувством,- то это уже МНОГО!.. Кто пробовал, тот знает.

                "Где в горячем дурмане бюсты.
                Демонстранты одежд, где густо
                Навороты поп-арт искусcтва,
                где коктейльное платье - с Чувством!"

           Поэтому, здесь МНОГО смыслов, что вовсе не уничтожает их глубины. Кто-то думает, что если ГЛУБОКО, то Мысль должна быть непременно ОДНА?.. Нет.

                "Мне нЕкогда "со страшной силой"!
                Себя беречь я не просила.
                У Той реки - притоков МНОГО!..
                Они текут и не убого,
                а - многосмыслово, направленно,
                и изощрённо-строго!.."

           А широкая ассоциативность восприятия Времени? Дающая простор для мысли... Не только элегантно привязанная к скандально известной картине Эдуарда Мане "Завтрак на траве", написанную для выставки на Парижском салоне и с целью шокировать зрителя, разрушив все представления о современной ему живописи снятой с выставки в Париже в 1863 году. Обнажёнными тогда изображались боги и "небожители", а Мане изобразил узнаваемых современников и как центр композиции - натурщицу Викторину Мюран. УЗАВАЕМО и ОБНАЖЁННО в этом стихотворении предстаёт и Автор его, не убоявшийся "пролететь над Парижем крышей" и с учётом перегревшегося вина не той температуры, как надобно, смело добавляет в него лёд! От Сафо - ДО и ПОСЛЕ - глядя в увеличительное стекло видит Зону, что ещё больше расширяет Смысл происходящего Действа,- заключает Мысль воспоминанием о Детстве, когда в изящной коробочке был подарен на День Рождения комплект из 20-ти, если не ошибаюсь, книжек маленького размера о Ходже Насреддине, в каждой из которых находилась одна сказка.

                "Bona Sera. Лазурный берег.
                Или Завтрак мой на пленэре
                у Мане. Или что-то в сфере
                тает музыкой льдом в вине.

                Пролетев над Парижем крышей,
                от Сафо беру до и после
                в укрупнении, Зоны ближе,
                где ходил Насреддин и ослик."

            Трудно передать бесконечные переливы ассоциаций, таящихся на ГЛУБИНЕ Подсознания. Но мы не станем заниматься психоанализом, а скажем только одно. Пути Господни НЕИСПОВЕДИМЫ не только в жизни, но и в Творчестве!

            Здесь предстаёт и очаровательная картина Старой Риги /Вецриги/, написанная искусными масляными мазками эпитетов и точных архитектурных штрихов.

                "Встав на цыпочки вижу Ригу.
                Подъезжаю к её приворотам.
                Среди улочек кошек иго
                лижет скользкое к Поворотам.

                Как заколка изгибы улиц.
                Прохожу, не грозя ятаганом.
                И на завтрак желаю устриц
                вместе рукколой с квасом в жбане.

                Что за тон? Переехала мост, и...
                Крыш оранж черепицей блещет.
                Ах, какой же сегодня ветер!
                Ураганно душа трепещет."

             И внезапный переход к Чувству, Настроению,- когда "ураганно душа трепещет"...
             А далее и совсем ЛИЧНОЕ, потаённое, Дневниковое, не предназначенное для чужих глаз, но, тем не менее, высказанное с обнажённостью нерва. Слишком рано! Чем не смысл?..

                "Ты мне пишешь письмо как раньше,
                обещаешь и всё без обмана.
                И поэтому встала раньше,
                и поэтому - слишком рано."

             И тут же - выход! О, Эврика!.. Для Женщины - неоспоримо верный, спасательный и спасаемый, с Надеждой и высказанным Желанием:

                "На Ривьеру! Где берег круче,
                и вода неминуче жгуча.
                Вот куплю себе юбку Гуччи,
                всё - в одной коллекции - лучше!"

             Ренессансное, возрождающее... На пике Сегодняшнего Дня даже в облачении, что не только обнажает настроение женщины, но и даёт его! Сопрягая с "возвращениями и уходами" трепетания "ураганной души":

                "Ренессансное в стиле моды
                и палитр насыщенных броды.
                И мои к тебе возвращения,
                и мои от тебя уходы."

             Каждая мысль ужЕ давно кем-то высказана. С этим не поспоришь. И только нередсказуемый сюжет её "рукавов" Рек создаёт из отдельных мозаичных частичек Общую картину, палитру, технически виртуозную, максимально высокую, как сегодня в живописи, например... О чём можно было бы поговорить. Здесь же она задана простым - "Добрый Вечер! - Bona Sera!" И вполне на мой взгляд выполняет с избытком своё предназначение - поздроваться, выпить коктейль после модного Показа, нежно намекнув на то, что Она хотела бы поехать "На Ривьеру!", "И мои к тебе возвращения, и мои от тебя уходы.", и предметно запечатлённая картина Старой РИги," и много ещё чего, затронутого в этом стихотворении.

            Это лёгкие, утренне-вечерние, но и любовные стихи. И несмотря на многосмысловой спектр, ни к чему себя не обязывающие.
            Путь рифмотворчества - узковатый Путь и далеко не мой, но без ОБОГАЩЕНИЯ Сегодняшним днём и тем, что есть в мире как Признаки Нашего Времени, стихам было бы просто скучно от самих себя. А мне - тем более. Но Главным для меня всегда будет одно:
            
                "Когда строку диктует чувство,
                Оно на сцену шлет раба,
                И тут кончается искусство,
                И дышат почва и судьба."

                Борис Пастернак
            
            ЧТО НАМ ДИКТУЕТ СМЫСЛ? И ЗНАЕМ ЛИ МЫ ЕГО ПРЕЖДЕ, ЧЕМ ДОПИШЕМ ДО ТОЧКИ?.. МЫ ЗНАЕМ СВОЙ ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ, НО НЕ ЗНАЕМ ДНЯ СВОЕЙ СМЕРТИ. И ИМЕННО НЕИСПОВЕДИМОСТЬ НАШИХ ПУТЕЙ ДАЁТ НАМ ПРАВО ИСКАТЬ ЭТОТ СМЫСЛ ВЕЗДЕ И ВО ВСЁМ. А НАСКОЛЬКО ОН ОБОСНОВАННО ГЛУБОК - РЕШАТ БУДУЩИЕ ПОКОЛЕНИЯ.
 
            Настоящему художнику в широком смысле слова не интересно просто БЫТЬ в мире. Интересно - только одно: Быть САМИМ СОБОЙ, ярким, непредсказуемым, крепко держащим руль в руках и рулящим туда, куда надо Именно Ему, а не кому-нибудь другому... Кому же по Пути,- милости просим! Составляйте компанию.

            У меня - бесконечное количество Путей! И надеюсь, что суженный взгляд моих Читателей и впредь будет расширяться!..
               
                6 февраля 2018 года


Рецензии
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.