Евгений Евтушенко и Раймонд Паулс

Стихи, а не тексты

- Как вы с Паулсом готовили совместный концерт?

- Паулс встретил меня и сказал: «Женя, мне надоело писать песни на тексты. У тебя есть стихи?» Я прислал ему несколько. И он невероятно быстро написал сразу песен десять, потом еще несколько.

- Вам понравилось, как их исполняли в Дзинтари?

- Валерия потрясающе спела. И Бусулис замечательный. Легкий акцент ему не мешает, даже придает очарования. У меня тоже есть акцент, когда я читаю стихи и говорю на английском, и на испанском, и на итальянском. Женщину могут соблазнить, но за шпиона не сойду (улыбается).

Это нужно быть Набоковым, чтобы одинаково писать на двух языках. Но и у него есть недостаток. Я недавно понял, какой, - он слишком изощряется, будто все время доказывает, что хорошо знает язык.

У Достоевского - громоздкое словообразование, в его мозгу ворочалась такая глыба мыслей и чувств, что по-другому нельзя это было написать. А вот Катаев, Олеша могли писать изящно - они легкого веса борцы.

- А как вам «новые русские девушки» - Крис и Энджи (Эвелина Бледанс и Анна Ардова), которые вставляли свое веское слово в конферанс?

- Это борьба с пошлостью изнутри самой пошлости.

- Вы и про Аллу Борисовну написали в своем стихотворении «Алла»: «Гениальности с пошлостью Ниагара, Пастернаковская свеча, на которой много нагара»... Не обиделась она?

- Нет. Хотя недалекий человек вполне мог бы обидеться. Знаете, как родилось это стихотворение? Я привел своих американских студентов на могилу Пастернака, а там одна, вся в черном, сидела Алла и шевелила губами, будто молилась. Я подошел, она обрадовалась...

- Пугачевой не было на вашем концерте в Дзинтари. Максим Галкин пошутил, что оставил ее дома на хозяйстве. Но зато она пришла на ваш день рождения 18 июля в Политехническом музее, где вы - уже 17 лет - в этот день читаете стихи...

- Да, у меня с музеем договор на 25 лет, что важно - с правом пролонгации. Увидев в зале Пугачеву, я прочитал свою «Аллу»: Все народы похожи на собственных идолов, их слепив из себя, из фантазий, Несбывшихся выдумав. На кого ты похожа, Россия? Похожа на Пугачеву... Мы буксуем в грязи, но пока хоть в одном уголке души ты чиста, «еще идут старинные часы». Мы не все потеряли еще, распадаясь под собственным грузом Только те могут петь, кто молчать над могилами могут.

Она вышла на сцену, вручила мне букет, поздравила. По силе дарования я считаю ее равной Эдит Пиаф. Я был на последнем концерте Пиаф.



- С чего началось ваше сотрудничество с Раймондом Паулсом?

- Это было давно. Он написал песню на мои стихи «Дай бог».

Дай бог не вляпаться во власть и не геройствовать подложно, и быть богатым - но не красть, конечно, если так возможно.
    8.08.2011

    Беседовала Ксения ЗАГАРОВСКАЯ


Рецензии