Когда кричит горизонт. Глава 1

Часть первая
Глава первая

 В которой автор расскажет,  благодаря кому, когда и где он родился и как Ветер Странствий  впервые коснулся его еще густых  в ту пору волос.


В те давние-давние времена, когда большую часть территории моей Страны покрывали поля желтозубой кукурузы, а Никита Сергеевич дотянулся аж до Кариб в стремлении доказать, что русские — всему голова, я, никого еще не успев огорчить, имел счастье  порадовать  родных своим появлением на свет.  Как в ту пору было принято говорить,  мои родители  были служащими: мама  - врачом, а папа — милиционером, в звании майора.  Сестренка Натуля  родилась на пять лет пораньше меня. Мне думается, и с годами я все больше  убеждаюсь  в правильности оного умозаключения, что поступила она так специально для того, чтобы принять меня со всеми почестями, любовью и показать мир с лучшей его стороны. 

 Переполох своим рождением я сотворил в городе Ростове, который стоит на реке Дон. Может, это ему я обязан Ветром Странствий, который,  когда-то залетев в мою голову, продолжает там свистеть, шуметь и петь на все лады вот уже более пяти десятков лет? 

Ну, как и у большинства, я думаю, начало моей истории очень типично:   ясли, детский сад, первое объяснение в любви… Хм, даже имя и фамилию до сих пор помню, представляете? Светка Пестикова,  да, та самая, которая писала дальше меня, чем, видимо, и покорила мое сердце! Потом школа, средняя, номер 11. Вот там я перестал радовать и начал больше огорчать как  одноклассников,  так и учителей, увы...
Лишь сейчас, по прошествии стольких лет я понял, что они сами были виноваты во всем! А как же?  Так усердно лепили из меня плохиша, что результат не заставил себя долго ждать! Я вылепился в такого бандюгу, что мной пугали учеников более старших классов: грозили, что если они будут себя плохо  вести,  то  их выведут из класса в коридор, а там ходит Морозов!   Вы не находите, что странноватая была у учителей манера воспитания, если не сказать больше?  Ну, как бы там ни было, я иногда прогуливался по коридору, и, может быть, именно в те минуты уединения,  избытка времени и  унижения несправедливостью наказания  я и решил стать настоящим пиратом…

Но в одиннадцатой школе оплохишиться совсем я  не успел и продолжил процесс самосовершенствования уже в другом аналогичном заведении. Мы вынуждены были переехать из центра, оставив свою комнату в коммуналке на улице Каяни, и вселиться в новую трехкомнатную квартиру на Нижней Гниловской. Интересно, кто придумывает такие названия? 
В то время, когда персонал и ученики одиннадцатой провожали меня, не скрывая слез радости,  новые великомученики из такой же средней школы, за номером 77, и представить себе не могли, кого в моем лице приобрели, потому встречен я был без цветов и духового оркестра.

Дом наш стоял в переулке Жлобинском. Жить на Нижней Гниловской, да еще и на Жлобинском - это тебе не хухры-мухры, и кроме того в Ростове — Папе! Видимо, моя интеллигентность именно там вылупилась, оперилась и улетела в дальние края, где я ее так и не встретил до сих пор. Хотя, вспоминая  по-настоящему счастливые годы детства  и юношества, проведенные там, могу  вас заверить, что жлобов и гнилых я встречал там хоть и нередко, но не чаще, нежели потом  в Эстонии, Англии, Канаде или Штатах.  И с Вовкой  Богучаровым я познакомился именно там. Вот уже  сорок лет как мы дружим, невзирая на то, что он продолжает жить все на той же Кузнечной, а я ерзаю по миру и только сейчас начал присматривать место, где бы  хотел бросить якорь. Именно с Вовкой мы бегали на рыбалку и ходили под плащом, за неимением паруса: между весел рыбацкой кайки растягивали мой брезентовый плащ и неслись на попутной низовке, крича и матерясь от переполняющих нас чувств! Может,  именно в те мгновения я и подцепил парусную бациллу?


В школе нашей классной комнатой был кабинет географии, и по стенам висели портреты счастливцев, уже оставивших свой след на песке времени. Беллинсгаузен, Пржевальский, Крузенштерн, Миклухо-Маклай...   Большую часть времени мой взгляд был устремлен  в сторону портретов, а не в сторону доски. В голове  все громче и громче свистели ветры, хлопали паруса, кричали диковинные птицы, на берег чудной лагуны с бирюзовой водой обязательно выскакивали аборигены и под звуки там-тамов пускались в пляс в честь прихода нашей шхуны… Посему  тот факт, что квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов, как и многие подобные сведения, прошмыгнули мимо меня как-то незаметно, не оставив и следа в девственно чистом от точных наук мозгу.

Когда мне стукнуло лет тринадцать-четырнадцать, меня познакомили с человеком,  искавшим юнгу для летних походов на его самодельной яхте. Это был Михаил Павлович Ганжа, мой первый капитан, с которым нас потом связывала  дружба долгие годы. Это с ним я прошел  свои  первые мили, с ним понял, что «цель — оправдывает средства», сделал первые повороты «фордевинд» и «оверштаг». Долгие ночи у костра под шум волн, длинные беседы… Именно он подтвердил правильность сделанного мной выбора в пользу мореходки  по окончании школы, сказав просто:
; Жизнь слишком коротка, чтобы не заниматься любимым делом, переписать набело ее не получится, потому, следуй своей Мечте!

И, хоть он не имел никакого морского образования, я по праву его считаю своим ПЕРВЫМ капитаном!


ФОТО 1. Мой Первый Капитан, - Михаил Павлович Ганжа. 1979 г.


В 1981 году я наконец закончил мучить себя и учителей получением   среднего образования, и мне был торжественно вручен Аттестат   с общим баллом 3.7 и всего с тремя пятерками. Угадайте, по каким предметам?  Правильно! По физкультуре, трудовому обучению и географии.  Не знаю, как  вам, а мне было абсолютно ясно, что сил, трудолюбия и знаний по географии мне вполне хватит для моих приключений! Беда была в другом: с аттестатом о среднем образовании не брали на должность капитана парусника, а мне ой как хотелось стоять на мостике и кричать зычным голосом:

- Эй ты, гибрид галапагосской  черепахи и маврикийского ленивца! Добрать бом-брам-трень-бень фал, гарпун тебе в глотку!

И мысль о том, что «чем выше поставленная перед вами цель, тем удобнее на нее смотреть лежа»,  увы, не работала -   а потому я вынужден был поступить в Ростовское Мореходное Училище Рыбной Промышленности на отделение «судовождение на морских путях».
Но это отдельная страница моей жизни, требующая также и отдельной главы.

Странно избирательна наша память. Иногда я не помню деталей событий недавнего прошлого но я до мелочей помню некоторые эпизоды своего детства. Один из моментов детства оставил след на всю мою Жизнь... Каждое лето родители отправляли меня в город Георгиевск, Ставропольского края, откуда они были сами, где родилась моя сестра Наталья и где до сих пор живут мои родственники по линии отца и матери. Я жил в доме у бабушки Нюры и часто через низину ходил в гости к тёте Инне, старшей сестре мамы. Она жила недалеко от реки Подкумок, что весело журча пробегала мимо озера. Как обычно, я быстро прошел низиной и решил идти в дом к тете не сразу а пройтись по берегу реки. Подходя к ней я услышал странный звук. Нет, это не было журчание вод быстрой горной реки. Так же ото не был шум листвы в кронах деревьев. Я стоял и вслушивался. Мой слух начал отличать из многоголосья звуков отдельные тональности и я услышал... шум прибоя, свист ветра и крики диковинных птиц, хлопанье паруса на ветру и скрип штурвала. Я скорее ощущал чем слышал еще очень многое, но у меня не было объяснения порой очень странным тональностям. Я стоял и завороженно вслушивался, пытаясь понять откуда он исходит. Солнце тем временем застенчиво коснулось горизонта. И тут я понял, ПОНЯЛ, что этот звук исходил оттуда, да, из-за горизонта. Горизонт звал меня! Я улыбнулся и запомнил фразу, которую пронес через всю Жизнь, - когда кричит горизонт. Если кто-нибудь из вас услышит его голос, напишите мне, я буду знать, что я не один, кто слышит его голос.

А пока я открою рубрику «Морское дело» и в конце каждой главы буду  вас знакомить с азами морской науки, терминологии и секретов, без которых выход в море нежелателен.



Морское дело. Беседа первая.
Общие понятия.

Яхта (нидерл. jacht, от jagen — гнать, преследовать) — первоначально лёгкое, быстрое судно для перевозки важных персон. Впоследствии — любое парусное или парусно-моторное судно, предназначенное для спортивных или туристических целей. Наиболее распространены парусные яхты. Первые упоминания о спортивных парусных яхтах относятся к XVII веку. Традиционные яхты отличались от рабочих судов в основном назначением —  они были быстрым и комфортабельным транспортным средством для богатых.

В современном использовании термин Яхта означает три различных класса судов: парусные, парусно-моторные и моторные яхты. Практически все современные парусные яхты имеют вспомогательный мотор  для маневрирования в порту или движения с небольшой скоростью в отсутствие ветра.

По мироощущению я скорее   язычник, нежели христианин. Или так  — язычествующий христианин, ибо  эти мировоззрения, как мне кажется, не противоречат  друг другу. Отсюда и отношение к морю, яхтам как к  одушевленным существам со своим особым  характером, своими  достоинствами, недостатками и приоритетами. Всякий раз, когда я встречаюсь с новой в своей жизни лодкой, мое отношение к ней -  как к женщине! Очень важно, понравимся ли мы друг другу или нет? Как поладим, тем более если общение должно быть продолжительным? Посему, хочу предложить Вам рассматривать яхту на примере классической лодки размером футов в пятьдесят, ибо там и видно все хорошо, и места достаточно для практики. Это как... женщина средних габаритов.

Вот, например, яхта по вооружению «кеч» (две мачты, грот и бизань, бизань короче грота и ближе к корме).


Рисунок 1

Думаю, что все из вас без труда здесь найдут:

каюты, носовую и кормовую (где мягкие кроватки), салон (с обеденным столом, за которым можно как поработать, так и выпить с хорошей компанией), гальюны (туалеты), камбуз (кухня), машинное отделение (место для двигателя), кокпит (место на палубе, откуда управляют лодкой, а также где дремлют, мечтают и поют), штурманский стол (справа по борту, место работы капитана), капитанскую койку (сразу в корму за штурманским столом), рундуки (ящики по бортам для всяко-разного), леерное ограждение (заборчик по краям палубы, чтобы кто не выпал под крен), фальшкиль (выступ на днище,  чей вес порой составляет до 20-30%  веса яхты, обеспечивает остойчивость)... Что еще? А, перо руля (под кормовой каютой, задает направление движения яхты от штурвала через систему тросовой передачи), винт (сзади фальшкиля).

Примерно так устроены все яхты и катера. Планировка может быть разной, как и в квартире - в зависимости от вкуса и целей владельца.

Для желающих же более детально познакомиться с терминологией и устройством корпуса, вот картинка, утащенная из Учебника: "Школа яхтенногорулевого."
Составитель: Е.П.Леонтьев


Рисунок 2


Рисунок 2: Килевая яхта и ее части:1-носовой свес; 2-плавник и фальшкиль; 3-трюм; 4-перо руля; 5-кормовой свес; 6-подзор; 7-транец; 8-ют; 9- кокпит; 10- рубка; 11-входной люк; 12-каюта; 13-палуба; 14-светлый (световой) люк; 15-леерное ограждение; 16-носовой и кормовой релинги; 17- якорное устойство (якорь, цепь, битенг, палубный клюз); 18-бак; 19-кубрик; 20-форпик; 21-компас.


Рецензии