Великий Пикассо. Автор Владимир Иванников

  Родители, которые сейчас водят своих детей на танцы, могут нам, старикам, завидовать. Все концерты, костюмы, поездки на конкурсы в другие города – в 80-х годах всё это для нас, танцоров, было бесплатно, всё оплачивало министерство культуры, а может, кто-нибудь ещё. И даже отправляли целые коллективы в премиальные поездки.

  Вот так наш танцевальный ансамбль за победу в конкурсе получил премиальную поездку в Ленинград. Мы были без ума от счастья – ведь это самый красивый город России. Старинная архитектура, ни один дом не похож на другой, каналы, соборы, Марсово поле, а уж какие музеи!

  Нам повезло быть и в Русском музее и в Эрмитаже. И на оба музея нам отвели один день!

  Поэтому из Русского музея я мало что запомнил. Больше поразил Эрмитаж. Помню, как я почему-то остановился около картины, на которой изображён мужчина в годах, с бородой. И я стоял минут пятнадцать, поражённый глубиной его взгляда, такого, что трудно отвести глаза, пока меня не позвали дальше. Потом я узнал, что это был святой Лука. И дальше всё бегом, бегом, потому что в автобусе надо было собраться к 17-00.

  И вот мы уже на верхнем этаже, в зале французских экспрессионистов. Когда я подошел к картине Жана-Леона Жерома «Продажа невольницы», меня даже пробрал озноб. На сцене две девушки – товар для продажи, и ведущий торги мужчина. А зал забит покупателями в богатых одеждах, большинство тянут руку вперед с зажатыми в ней купюрами. В ушах так и слышится – «мне!», «моё», «Забираю обоих дороже всех!»

  В изобразительном искусстве я не разбираюсь, но эта картина меня поразила до глубины души – насколько передана атмосфера накаленного зала, как будто сам стоишь на этих торгах и всё слышишь и чувствуешь!

 В соседней комнате был зал Пикассо. Я вошел, остановился перед картиной и молча смотрю. Ребята говорят – ты что уставился, нам пора бежать на автобус. Я отвечаю – друзья, я, может быть, все свои двадцать лет мечтал посмотреть Пикассо в подлиннике.
 - Да что тут смотреть! Подумаешь, нарисован какой-то треугольник, и подписано  –«девушка». Это чтобы с шалашом не перепутать. Моя трехлетняя племянница лучше рисует.
 - Нет, ребята, я вот смотрю, и внутри меня очень глубокая мысль – ну ни фига я в Пикассо не понимаю! До чего же я тупой! И вторая мысль – а ведь чтобы заставить человека сказать себе самому – «до чего же я тупой» - наверное, надо быть великим.
Вот с такими мыслями я покинул зал Пикассо, Эрмитаж и славный город Ленинград.


Рецензии
Уважаемый Юрий!
Прочел новеллу вашего брата Владимира и вот какие мысли навеяла она. Я родился в небольшом, довольно глухом крымском степном селе. Но судьбе было угодно, наверное благодаря моим устремлениям и стараниям, чтобы я, окончив музыкальное училище и консерваторию, стал профессиональным музыкантом. Музыка, живопись и литература всегда идут в одной упряжке. Очень часто можно слышать, что искусство, особенно музыку и живопись надо понимать. Я с этим совершенно не согласен. Искусство, которое надо понимать уже не искусство. Его надо чувствовать и воспринимать душой.
Никогда не забуду то впечатление, которое на меня более 75 лет тому назад произвела 40-я симфония Моцарта, услышанная в наушниках детекторного приемника. В свое время в юности, попав в Москве в Третьяковку и Пушкинский музей, в Ленинграде в Эрмитаж и Русский музей, проведя в каждом из них по несколько дней с утра до вечера, я был ошарашен силой воздействия на чувства каждого полотна. Потом мне повезло в жизни: побывать во многих самых лучших музеях мира в Европе и Америке. Я уже достаточно пожилой человек и в музыке и живописи мои пристрастия дальше импрессионизма не сдвинулись. Еще в музыке, имея профессиональные навыки, восприятия музыки, я могу слушать музыку Шнитке или Шенберга, а в живописи авангардизм, кубизм и сюрреализм не воспринимаю. В Барселоне я побывал в музее Пикассо. Мне был интересен ранний Пикассо. Чем он становился поздним, тем неприятным он становился мне. Невзирая на это, я согласен, что время не стоит на месте и вкусы и пристрастия меняются. В моей молодости на танцплощадках звучала медь духовых оркестров и танцы назывались танцами, а теперь танцплощадки называются дискатеками, на которых молодежь выплескивает накопившуюся энергию и где главное не сама музыка, а ритм.

Зиновий Бекман   24.08.2020 13:36     Заявить о нарушении
Здравствуйте, уважаемый Зиновий, простите, не знаю Вашего отчества. Я тоже вырос в сельской школе Воронежской области, позже учился в институте на строителя. И вот тогда, в студенческие годы во мне проснулась вдруг горячая любовь к живописи. Я ходил в областную библиотеку, брал книги о художниках. Мне было интересно узнать как рисовал свои картины Леонардо да Винчи, как ваял скульптуры и рисовал Микеланджело. Позже я смог посетить картинные галереи Москвы и Петербурга, и каждый раз это был праздник. С музыкой я стал знакомится, когда трое моих детей учились по очереди в музыкальной школе. И теперь мне приятно, когда мой сын студент делая какое-нибудь дело слушает не попсу, а классическую музыку. Я всегда чувствовал в себе тягу к культуре - много читал, интересовался живописью, любил театр и музыку. Кончилось это увлечением в последние годы литературой. Пришло ощущение, что я всегда этого хотел - писать. Я конечно не писатель, самоучка, не имею специального образования. Но сам по себе процесс творчества приносит мне огромное удовлетворение. Мне очень приятно быть Вашим собеседником. С уважением, Ю.И.

Юрий Иванников   25.08.2020 12:11   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.