Еловая ветвь. Рассказ написан по сну Анны Блиновой

Я открываю глаза и тяжело вздыхаю. Во сне я был бодр и полон сил, а наяву еле переставлял ноги и с трудом мог отрезать кусок хлеба.  Мне не давали сил ни окружающая природа, ни люди, среди которых я жил.

Моё имя – Генри Вольф. За свои 29 лет я успел поработать   рудокопом, слугой, фермером,  грузчиком, охотником. Я сшибал трудовые гроши надрывая спину на складах  Зурбагана, колесил на облучке кеба в  Лондоне, мёл парижские бульвары,  разносил пивные кружки в портовых тавернах Александрии, но нигде моя душа не могла найти покоя. Это было странное чувство, которое грызло меня с раннего детства. Непонятная тоска, зовущая неведомо куда. До двадцати лет я вкалывал на родительской ферме, кормил старушку мать. Когда она умерла, я продал хозяйство и отправился в путь. Долгие годы мотался по свету, как вечный жид, но нигде не мог остановиться. Я уже начал сомневаться, что когда-нибудь сделаю это, но тут меня занесло к лесным людям в Вечную Дубраву, в тридцати милях от Лиссы.

Здесь, среди тружеников ружья и охотничьего ножа, я наконец обрёл покой в душе. Это было… Чёрт знает, что это было – то ли племя, то ли колония вольнолюбивых людей. Они зарабатывали охотой и рыбалкой, молились солнцу и лесным духам. Жили они дружно, без свойственной цивилизованным людям  игры дрянных страстишек и бессмысленных обрядов дикарей. Конечно, они тоже ревновали друг друга, боролись за власть в племени, приносили жертвы богам,  но всё это было полно разума. Вождями и шаманами становились лишь те, кто искренне желал заботиться о благе людей или быть посредниками между ними и высшими силами, двери никогда не запирались, а бездетные старики и калеки получали помощь от других членов общины. Всё здесь было пропитано духом единения с природой, взаимного уважения и доверия.

Прожив тут с месяц, я понял, что нашёл своё место в мире. Под зелёный шум леса и весёлый птичий грай моя душа наконец-то успокоилась. Меня перестало тянуть куда-либо, теперь я жил этим бором и мне больше ничего не было нужно.

Когда я сказал о своём желании вождю племени, Большому Зубру, тот покачал головой:

- Врать не буду, парень, ты здесь пришёлся ко двору. Ты мне нравишься, да и другие не против того, чтобы ты жил здесь. Но ты должен пройти Обряд Слияния – после этого ты окончательно станешь одним из нас и Великая Дубрава будет поддерживать тебя своей силой.

- А если я не пройду обряд?

- Тогда тебе будет лучше отсюда уйти. Тебя никто не погонит, но если ты не получишь поддержки Великой, то скоро просто умрёшь. 

 Меня привели на Главную Поляну Великой Дубравы. На её зелёном ковре почти правильным треугольником стояли дуб толщиной с пароходную трубу,  сосна, крона которой, казалось, цеплялась за облака, и ель, похожая на коричневую пирамиду. Посередине этого треугольника находился огромный плоский камень-жертвенник. Вокруг него ведьминым кольцом стояли статуи людей и животных. Дуб символизировал крепость представителей нашего племени, ель – нашу честность, а сосна – нашу прямоту.

Возле дуба  стояла шаманка  по имени Золотая Кобра  – моложавая женщина в зелёном балахоне, расшитом листьями,  гроздьями рябины и яблоками.

Я низко поклонился:

- Здравствуйте, мудрейшая! Позволите мне пройти обряд Слияния?

- Подожди –  Она провела руками по моему лицу, груди, понюхала меня. – По-моему, ты можешь сделать это.

- Подойди к этой сосне, - Велела мне Мудрая. – Прижмись к стволу, закрой глаза и попроси нашу Мать Дубраву поднять тебя к вершине и опустить вниз. Не расслабляйся – иначе весь обряд пойдёт насмарку, ты потеряешь возможность жить с нами, а то и разобьёшься насмерть.

- Ясно! – Киваю я и подхожу к сосне. Нежно глажу шершавую кору, глубоко вдыхаю смолистый запах. Обхватываю стол руками, закрываю глаза и полностью расслабляюсь. Голова пустеет, ни одной мысли. Моё тело становится прозрачным, невесомым. Я сливаюсь окружающим миром, мысленно обращаюсь к нашей Матери. Душа почти сразу наполняется тёплым спокойствием, я чувствую, что отрываюсь от земли. Невероятное ощущение! Такое я испытывал только во сне, но там не было такого наслаждения. Выше, выше, выше… Сердце сжимается от сознания того, что стоит мне лишь чуть ослабить концентрацию и мне конец. Ещё выше… Мои пальцы ощущают ветки в кроне дерева. На душе становится всё лучше, всё светлее…  Неужели я прошёл обряд?

Я вдруг начинаю опускаться вниз. Спускаться быстро, гораздо быстрее, чем поднимался. Матушка Дубрава, неужели я разобьюсь?

  Земля мягко бьёт меня в ноги и я валюсь на бок. Открываю глаза и перевожу дух: обошлось!

- Увы, дорогой, ты не прошёл обряд! – Сочувственно качает головой Мудрая. – Ты слишком рано расслабился.

- А можно ещё раз попробовать?

- Нет. Это можно сделать только один раз в жизни.
- И что теперь со мной будет, госпожа?   

- Скоро к тебе пожалуют демоны Земли. Они высосут из тебя всю жизненную силу, поскольку у тебя нет защиты нашей Матери-Дубравы. Эти демоны берегут нашу землю от чужаков, к числу которых принадлежишь и ты. Лучше уходи, пока не поздно.

Я только вздохнул. Теперь мне стало ясно, почему огромный массив такого замечательного леса почти не тронут человеком – его охраняют потусторонние силы.

- Нет, Мудрая. Я хочу остаться здесь до конца.

- Что ж, хоть умрёшь со спокойной душой, - Жрица знала мою историю.

Я вернулся в посёлок. Потянулись дни. В душе теплился огонёк надежды, что всё обойдётся, но через неделю я ощутил, что начинаю терять силы. Тушу убитого кабана, которую раньше я притаскивал домой  за час, почти на тоже расстояние тащил полдня, потом сходил на реку за водой и еле-еле приволок два ведра.

Обитатели селенья отвернулись от меня. Я не осуждал их – в самом деле, какой смысл водить дружбу с человеком, которому осталось совсем недолго топтать землю?

Я выпил кружку воды и тяжело вздохнул. Горько было ощущать, как жизнь уходит из твоего тела, как мука сквозь сито. Я абсолютно чётко чувствовал, что жить мне осталось всего несколько дней. Я не очень боялся смерти, но было до боли жалко умирать сейчас – когда я только-только начал по-настоящему ЖИТЬ…

- Привет! – В шалаш заглянул мой друг по имени Зелёный Олень. Этот тощий, как Кощей, парень с чёрной курчавой бородкой и весёлыми глазками был единственным, кто поддерживал меня на последнем отрезке жизненного пути.

- Привет… - Киваю я. – Заходи, дружище, садись. Как дела, что делает племя?

- Дела хорошие – я вчера ходил в город, сдал добытые шкуры. – Зелёный Олень прищёлкнул языком. – Купил сапоги, шляпу, новую куртку. Жену свою не забыл – два платья ей приобрёл, сапожки, украшения кое-какие. А племя готовится ко Дню Расселения. Этот праздник наше племя отмечает раз в десять лет и на него собираются все его члены. Ох, и роскошная же предстоит гулянка!

- Я рад за вас.

- Не горюй, дружище. Я тут подумал, поговорил с Мудрой… Короче говоря, у тебя есть возможность спастись.

- Это как? – Я подался вперёд, вглядываясь в забрезживший впереди огонёк надежды.

- Мы с тобой пройдём обряд братания на еловой ветви. Тогда твои демоны перейдут ко мне, а ты получишь защиту Матери Дубравы.
- А эти демоны не прикончат тебя?

- Нет. Мудрая поможет мне, я просто помучаюсь до тех пор, пока на священной ели не вырастет новая ветка, взамен той, что мы используем в обряде.

- Спасибо, друг, но я не могу злоупотреблять твоим благородством. Я не хочу, чтобы ты мучился из-за меня.

- Нет, Генри, нам надо это сделать. Пойми, что это единственный способ спасти тебя. Мы с тобой друзья, а за дружбу можно и пострадать. Иначе это не дружба, а приятельство. Разницу ты улавливаешь?

- Улавливаю… - Я как мог крепко сжал его руку. – Спасибо, дорогой!

Зелёный Олень привёл меня на Священную поляну. Золотая Кобра, бормоча заклятья, царапнула ножом наши руки. Олень сломал ветку ели и смазал место, где она росла, нашей кровью.

Сначала я ничего не почувствовал. Прошла минута, другая… Вдруг огромное облегчение обрушилось на меня рухнувшим деревом, тело наполнилось силой, а Зелёный Олень охнул и согнулся рыболовным крючком. Ноги не держали беднягу, и я подхватил его на руки. Мать Дубрава, как же приятно снова чувствовать силу! 

 - Неси его ко мне! – Приказала жрица. – Теперь вы не должны расставаться до его выздоровления. Вас теперь связывает не только дружба, но  канал энергетической подпитки, как сказали бы ваши учёные мужи. Я не допущу его смерти, а ты подпитаешь друга силой своей души. Быстрее!

Я отнёс своего спасителя в дом Мудрой. Это был такой же двухэтажный дом, как и у большинства жителей поселения, только на первом этаже было оборудовано нечто вроде лаборатории. По указанию жрицы я уложил Зеленого Оленя на скамью, застланную медвежьей шкурой, и раздел его. Золотая Кобра напоила его каким-то пряным отваром, растёрла горчицеобразной мазью с запахом мёда. Укрыла одеялом и сказала:

- Всё в порядке, теперь ему нужен покой. А ты, родной, не сиди, как прыщ на пояснице, сходи - принеси воды, да и дров нарубить надо…

В хозяйственных хлопотах пролетели дни. Наступил праздник Расселения. На него собрались все представители нашего племени – и те, что ушли горные селенья, и вольные охотники-одиночки, и те, кто предпочёл шум городов лесной тишине. Сорок лет назад почти половина жителей нашей деревни разошлись в разные стороны, а через десять лет собрались в родных пенатах, чтобы вознести жертвы богам, потешиться местными увеселениями, подзарядиться силой родных мест и  поделиться впечатлениями о других краях и далях. Эта встреча прошла настолько тепло и радостно, что было решено повторять её каждое десятилетие. На этот праздник допускались только истинные представители племени, то есть те, кто полностью прошёл обряд Слияния. Мне было лишь позволено смотреть, как веселятся другие, но права разделить их радость я не имел, даже если бы всю жизнь прожил с ними. Зелёному Оленю сильно полегчало и он составил мне компанию.

  Гремит праздник. Плачут скрипки, ревут трубы, звенят гитары, щёлкают трещотки, ухают барабаны. Мы с моим другом сидим на скамье, потягиваем пивко и любуемся на веселящихся. Я с одного взгляда на одежду  определяю, откуда пожаловали члены племени – обладатели красных рубашек ушли в города, голубых – в горы, зелёные рубахи надели лесные отшельники. Хохот, песни, свист, топот. Сапоги и мокасины усердно трамбуют траву,  развеваются платки и горят глаза. Прочь отлетают все горести и заботы, сгорают в огне веселья, тают под лучами радости. И это ведь только первый день! Завтра будут состязания по стрельбе, метанию ножей, скачки на конях и оленях. Послезавтра будут поминать умерших предков, возносить жертвы богам, а на рассвете четвёртого дня разъедутся кто куда, влекомые зовом долга и души…

 Ледяной гарпун вдруг протыкает меня насквозь. Я не могу ни вдохнуть, ни выдохнуть, силы мгновенно покинули меня. Мой друг охает и валится на землю. С ужасом я понимаю, что Зелёному Оленю стало гораздо хуже, что он в шаге от смерти. Нужна Мудрая, но как мне её найти, если я и с места сдвинуться не могу?!

Усилием, которого хватило бы на то, чтобы вырвать столетний дуб, я заставляю себя встать и вдохнуть полной грудью. Сил немного прибавилось. Я помогаю моему другу сесть и ныряю в праздничное море, выискивая взглядом жемчужину сорта Мудрая.

- Где Мудрая?

- А?! – Низкорослый мужичок, похожий на гнома, смотрит на меня бессмысленно-пьяным взглядом.

- Где Мудрая?

- Там! – Швея по имени Лохматая Коза неопределённо машет рукой.

- Мудрую не видел?

- Па-ашёл ты… - кузнец Рыжий Выхухоль отмахивается от меня как от мухи.

Силы убывают. Страх змеёй ползёт по хребту. Где же жрица?! Отчаянно кручу головой. Кругом обалделые от выпивки и веселья лица, до моих проблем никому нет дела.

Вот она! Наша главная специалистка по связи с высшими силами  в компании трёх своих коллег воркует в стороне за бокалом пива. Подбегаю к ней:

- Мудрая, беда: Зелёному Оленю плохо!

Взглядом жрицы можно обратить в бегство роту гренадёров и я её прекрасно понимаю – нашёл мой друг время на плохое самочувствие…

- Нельзя тер-рять ни минуты! З-за мной! – Рычание оскорблённой тигрицы  мигом переходит в шипенье разъярённой гадюки. Всей гурьбой мы спешим к месту, где сидит мой друг. Она бегло его осматривает, делает какие-то пассы.

- Помоги нести его к моему дому! – Приказывает Мудрая и протягивает мне снятую с пояса флягу. – Сначала выпей всё это – оно укрепит тебя.

Я, осушив флягу,  подхватываю беднягу справа, жрец помоложе слева  и мы  тащим его в дом Золотой Кобры. Сзади торопится наша жрица. Не знаю, чем она меня попотчевала, но от этого пойла у меня словно раскалённая смола закипела в жилах. Интересно, долго ли продлится его действие? 

- Чем ещё помочь?- Спросил я, когда Зелёный Олень опять оказался на кровати, а жрица с коллегами окружили его, воздев руки.

- Пошёл вон! Весь праздник обгадил, помошничек…          

Без обиды выхожу из дома. Сажусь на лавку, закрываю глаза и мысленно прошу Мать-Дубраву о помощи. Я наверняка делаю это совсем не так, как надо, но вкладываю в молитву всю силу своей души не хуже любого из жрецов. Помоги, богиня наша!

Что-то мягко бьёт меня по голове и я стремительно лечу в какую-то бездну. Я ничего не могу сказать, мне жарко, невыносимо жарко, я упал в раскалённую лаву. Изнутри же меня раздирает лютый арктический холод – все внутренности превратились в лёд. Я мёрзну и горю одновременно. Великие боги, да за что же муки такие?!

Вдруг всё пропадает. Я открываю глаза и вижу, что лежу в доме Мудрой, на соседней с Зелёны Оленем лавке. Я весь в поту, сил нет даже на то, чтобы повернуть голову, но ни холода, ни жара я не чувствую.

- Всё кончено, дорогой! – Надо мной склоняется Золотая Кобра. – Вы оба победили и теперь ты один из нас. Твой друг тоже жив и здоров. Ваша боль искупила прерванный обряд, теперь ты один из нас. Твоё новое имя – Жёлтый Мангуст. Зелёный Олень отныне – твой кровный брат.  Отдыхайте и  набирайтесь сил.

- Благодарю…От всего сердца благодарю! - Сиплю я. – А сколько я валялся без памяти?

- Три дня, Жёлтый Мангуст, три дня… - Голос жрицы тает в цунами набегающего на меня сна…   

* * *

Год спустя я и мой лучший друг стояли возле священной ели и смотрели на две ветки-близнеца, которые выросли на месте той, которая была сломана для проведения обряда. Мне хорошо и спокойно – далеко отсюда безумный мир обмана и подлости, глупости и продажности, грязных домов-помоек и фабрик-душегубок. Тут пройдёт моя жизнь, здесь родятся мои дети. Я прикрываю глаза и чувствую, как моя душа наполняется блаженством единения с нашим племенем, с Матерью Дубравой и всем моим новым миром…   
Июнь 2016 года, Москва.


Рецензии
Хороший рассказ в стиле фентези)

Надежда Константиновская   21.12.2019 06:41     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.