22. Как воспитывается лояльный Западу people

          В этой главе  хочу поделиться  своим пониманием природы демонстрируемой в СМИ  полной поддержки  весьма недальновидной и опасной, а потому и неразумной политики  властей стран Запада,и  понять, почему вопреки здравому смыслу своим  молчанием люди Запада поддерживают свои власти  невзирая на очевидные угрозы.   И начну с первого  этапа формирования  личности человека  -  обучения в школе, используя в качестве примера Великобританию.  Для многих наших соотечественников,  судя по интернету,  это  самая  популярная страна для обучения  детей вне России.

           Отзывами родителей отмечают немало  достоинств  британского образования, главным из которых для наших соотечественников, помимо возможности освоения английского (и не только!) языка, является желание ходить в школу. Это достигается благодаря  отказу от свойственных  нашей школе  и  заорганизованности в виде уроков,  и загруженность детей объёмными домашними заданиями, и  отсутствием «кнута» оценок.  Обучение проходит   в форме дискуссий  на основе  решения реальных жизненных ситуаций, например:  что тебе  дают занятия спортом? Как  влияют различные  продукты на здоровье человека? Почему   лечиться  можно    только по рецептам  врача? Такая  работа  не только важна для ребенка своей практической значимостью,но и близка по форме к игре – любимому  детскому занятию, а потому способствует желанию  посещать школьные занятия.

            А теперь  о некоторых формах работы школы формирующих личность. Воспользуюсь  найденной в интернете  зарисовкой  работы английской школы  Татьяны Богачевой (газета.ру за  03.12.2012.), смысл которой таков: Обучение детей строится на трех направлениях:  1. Духовное развитие (знание моральных и нравственных норм). Не пытаясь комментировать текст, я все-таки выражу сомнение в возможности «духовного» воспитания в условиях жизни по нормам  европейских ценностей.        2.  Социальные навыки (практика совместной деятельности).   3. Знания. Их  места  расставлены  автором по определяемой учебным заведением значимости.
 
            Интернет дал мне возможность познакомиться  и с  конкретными приемами формирования  ПОВЕДЕНЧЕСКИХ НАВЫКОВ   будущего    послушного  гражданина.  В процессе ТРЕНИНГА, а не воспитательной беседы, ребенок учится   ИЗБЕГАТЬ КОНФЛИКТОВ, привыкает КОНТРОЛИРОВАТЬ ЭМОЦИИ, усваивает  ПРЕДЕЛЫ  своих ПРАВ и ВОЗМОЖНОСТЕЙ. Одно из самых  жестко контролируемых  качеств -  ПОСЛУШАНИЕ И ДИСЦИПЛИНИРОВАННОСТЬ, и СОВЕРШЕННО НЕДОПУСТИМА АГРЕССИВНОСТЬ - за неё исключают  из школы после  одного уже полученного  предупреждения.

            Разнообразие видов деятельности способствуют смене круга общения, а это  формирует и умение   ладить с новыми  ребятами, и… индивидуализм. В старшей школе придается большое значение воспитанию лидерских качеств.

            Обратите внимание, то в самом раннем школьном возрасте главное  внимание уделяется не познаниям  ребенка,  а формированию навыков  поведения и  бесконфликтной жизни в обществе:    дисциплинированность , контактность и  уживчивость,  исполнительность. Что еще требуется власти  для социальной стабильности государства?
   
           А как обстоит дело со знаниями "основ наук"?  На страницах интернета это самая скупая часть  информации о  работе английских школ, и она позволяет только предположить что  это не самая привлекательная сторона британских школ.Ни один из поделившихся впечатлениями  не выказывал удовлетворение полученными ЗНАНИЯМИ.  Некоторое представление  об учебных делах  можно получить и рассматривая фотографии рабочих тетрадей  детей.
 о не системности и развлекательности обучения.
 
          В начальной школе изучают  английский язык,  математику и еще один предмет по выбору, в средней добавляется курс  точных наук, история, география, иностранный язык, история религии и искусства,  музыка.  Судя по отзывам родителей, есть две причины обучения маленьких россиян за рубежом: возможность усвоения иностранного, прежде всего – английского - языка, и психологический комфорт самого процесса  - скажу - пребывания  в  школе-пансионе.
 
 Маленькой иллюстрацией к пониманию качества исторического образования служат результаты выяснения мнения  жителей   Великобритании, Франции и Германии о том, кто победил  Гитлера. Таковым   считают  США – 43%, Великобританю – 20%, и только 13% назвали СССР.Деталь, но все-таки...

         В шестнадцать лет   ребята заканчивают период обязательного обучения, им  предстоит сделать выбор:  получившие  на  экзаменах нужные оценки имеют  право продолжить обучение  еще два года в классах с углубленным изучением  4х – 6ти избранных предметов, последующей  сдачи  экзаменов и получения   сертификата  A-levers  в  котором и  фиксируются полученные  оценки   - от A – наивысшей,  до E.  (Есть еще  оценка  U – но это неудовлетворительный результат.)  Именно этот документ и дает право  на обучение в университете или высшей школе,  по окончанию которой  появляется возможность  получить     высокооплачиваемую   работу.
 
          Но  для этого необходимы более основательные знания, которые можно получить в ЧАСТНЫХ  школах. В отличие от государственных, они  лучше оснащены  оборудованием, а на одного преподавателя приходится  в полтора – два раза меньше детей. А если учесть возможность   еще и  отбирать  детей, то не удивительно, что и  качество обучения  в них намного выше.

         Обучение  платное, его стоимость в  Великобритании, да и в других странах Старой Европы, колеблется от 20  до 40 тысяч евро за академический год. Исключение -  Швейцарию,  там она  в полтора – два  раза выше.  Ясно, что желание большинства родителей дать лучшее образование своим детям жестко ограничивается их возможностями, поэтому  по статистике и учится в  таких   привилегированных  школах  не более 10% детей  школьного возраста. Их менее успешные сверстники  могут рассчитывать  в лучшем случае на  среднее  профессиональное образование, или получение рабочей профессии после трех лет «ученичества» на предприятиях. В Германии так заканчивают своё обучение 65% выпускников «народной школы».

           Так закладывается  уже с раннего возраста  расслоение общества на будущих образованных людей, элиту, и на «простой народ». Общество  постепенно структурируется в нужном для бизнеса (он ведь является лидером государства) виде, и делается это весьма экономно.
   
          Поразителен  прагматизм  западной системы воспитания: во-первых, все направленно на достижение  главного  - формирование бесконфликтного члена общества. А преступность, спросите Вы? Так она не борется с властью, она порой отдает свои лучшие "кадры" ей. Во-вторых  - минимизация бюджетных  расходов на образование.Желаешь  дать ребенку хорошее  образование -  плати.

          Для нас  цель  западной школы -  воспитание  молодого человека руководствуясь  исключительно  интересами власти представляется неубедительными, поскольку  такое образование существенно ограничивает его  возможности.Кто из нас был готов к шестнадцати годам определиться со своим профессиональным выбором?   Нами еще не забыта цель  советской школы – воспитание ВСЕСТОРОННЕ РАЗВИТОЙ ЛИЧНОСТИ. С налета её решить не удалось, но  рано или поздно к ней общество еще вернется.

          Правда, были и в России попытки    перестроиться на западный  манер.    Министр образования  и науки России (2004-2012гг) А. А. Фурсенко  в 2007 году сказал: «Недостатком советской системы образования была попытка создания Человека -творца, а наша задача заключается в том, чтобы вырастить  квалифицированного потребителя…» . Есть надежда, что такой смысл работы в  нашей школе не приживется. Впрочем,  в настоящеевремя  и в наших школах происходят изменения методов обучения, и многие из них   остались в прошлом.

           Воспитание гражданина начинается, но не заканчивается  с окончанием школы.  Эту функцию  успешно продолжает  еще более заботливый ментор - телевидение!  В США подсчитали, что средний американец  тратит   семь часов в день на просмотр телепрограмм, не думаю, что в Европе дело обстоит иначе. И занимается они своим делом круглые сутки, без устали. А если к возможностям ТВ прибавить кино и радио, то сложно найти время, когда человек останется вне воздействия  среды.
   
           Экранные герои наделены  силой, привлекательностью,  умением решать различные сложные житейские ситуации. Удачливые и успешные они  показывают, как надо жить, к чему стремиться, что есть, пить,   становятся примерами для подражания.  Делай как наш герой и все будет  у тебя в порядке. Он   добивается успеха в жизни благодаря    настойчивости и упорству,  неуёмному стремлению  доказать своё превосходство, умению  «делать деньги» - бери с них пример,  тогда и ты  сможешь стать   обеспеченным   и счастливым человеком.   И пусть тебя не останавливают   прежние моральные нормы – это прошлый век, их  надо забыть,   есть только личный интерес.
 
            Многому   другому учит зрителя и слушателя эфир. И если вспомнить, что  школа заложила основы  навыков толерантности и бесконфликтности,  и отодвинула на задворки получение знаний, то понятно как поддерживается  в среде большинства населения  поражающая нас  лояльность к  власти и бизнесу. В результате  коллективных усилий школы, заложившей  в детстве  готовность подчинения власти, а затем и СМИ, большая часть людей  не проявляет желания критически осмыслить  свое даже ближайшее будущее –  а ведь это одно из важнейших качеств  цивилизованного человека.

          Население Запада   "запрограммировано" на верность власти, и даже помыслить о чем-то ином не способно. Для этого нужны знания,  но их получает только незначительная часть выпускников школ -  примерно  10%. К тому она вполне материально обеспечена, а жизненный комфорт не способствует рискованным действиям. Да и её роль в обществе   определил еще   доктор Геббельс, когда  рассуждая о силах влияющих на социальную активность населения,  на первое место ставил воздействие на   «недостаточно образованное  большинство, которое и  поведет за собой продвинутое меньшинство». (см. «Наследники доктора Геббельса»)
.
         Страны свободного мира успешно решают задачу формирования у человека нацеленности  на  личное благополучие. Но при этом забывается  исторический опыт.  Две тысячи лет назад толпы  плебеев  Рима, требовавших  «хлеба» получали бесплатные хлеб, масло и вино, и «зрелищ» – бои гладиаторов,    отдавая за  это свои голоса.   Неужели   в наше время человек  с  потребностями   уровня древних римлян  вправе  называть себя цивилизованным?  Чем закончила свою историю великая Римская Империя, мы знаем. Может, стоит подумать, как не повторить её печальный конец?

           Парадоксальная ситуация вырисовывается.  Страны ЗАПАДА, достигшие наибольшего экономического и технологического уровня, и в силу этого  заслуживающие быть ПРИМЕРОМ ТЕХНИЧЕСКОЙ ЦИВИЛИЗОВАННОСТИ, лишая своих людей  «цивилизованного» образования, превращают своих людей в ПОСЛУШНЫХ ИСПОЛНИТЕЛЕЙ, УДОВЛЕТВОРЯЮЩИХСЯ  личными МАТЕРИАЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТМИ. Достойно ли называть цивилизованным государство с передовой экономикой и технологиями, и не вполне цивилизованным?
 
            Признавая родственность понятий «цивилизация», «цивилизованность» и «цивилизованный» (человек), нельзя не  признать наивысшую конкретность значения последнего: обладание  знаниями, способностью критически мыслить  и понимать жизнь.  Поэтому  придание западным миром   слову  «цивилизованность»  значения   "вежливость,  умение жить с людьми, в том числе и  незнакомыми,  быть встроенным в «цивилизованное" общество  имеет явную смысловую и логическую неубедительность.

           Вот  в чем  коренятся  расхождение  нашего и западного взглядов  и на  основные человеческие ценности, и  на цели  жизни  на "этом" свете. Не это ли имел в виду Ф.И.Тютчев, когда писал:
                Напрасный труд – нет, их не вразумишь,-
        Чем либеральней, тем они пошлее,
                Цивилизация - для них фетиш,               
        Но недоступна им её идея.
                Как перед ней не гнитесь, господа,
                Вам не снискать признанья от Европы:
                В её глазах вы будете всегда
                Не слуги просвещенья, а холопы.

            В  России  всегда интеллектуальная элита  подталкивала общество  к жизни по совести,   воспитанию цивилизованного  - образованного, умеющего критически мыслить и понимать жизнь человека.   Нам всегда была непонятна ориентированность западного, называющего себя  «цивилизованным»,  общества, главный интерес которого – откровенная и примитивная  жизненная  обустроенность, а  фактическим   девизом большинства граждан   которого  может быть : «Жить для того , чтобы есть!
 Не должен наш  народ  согласиться на роль  попутчика Запада!
 


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.