228-й отдельный транспортный авиационный полк

228-й отдельный транспортный авиационный полк.

(вч пп ?????)

(краткая историческая справка)

228-й отдельный транспортный авиационный полк сформирован 21 февраля 1945 года на базе 1-й отдельной транспортной авиационной эскадрильи.

Нахождение в строю:

С 21 февраля 1945 года по ?

В составе действующей армии:

С 21 февраля 1945 года по 11 мая 1945 года (80 дней). Перечень №12.

В составе Видов Вооружённых Сил:

С 21 февраля 1945 года по ? – в составе Военно-Воздушных Сил.

В составе объединений:

С 21 февраля 1945 года по 10 июня 1945 года – в составе 2-й Воздушной Армии 1-го Украинского Фронта.
С 10 июня 1945 года по ? – в составе 2-й Воздушной Армии Центральной Группы Войск.

Командир полка:

Герой Советского Союза майор Паршин Фёдор Игнатьевич

Начальник штаба полка.

Майор Каплун Дмитрий Григорьевич – с марта 1945 года до окончания войны.

Участие в операциях и битвах:

Нижне-Силезская операция - с 21 февраля 1945 года по 24 февраля 1945 года.
Воздушная блокада Бреслау - с 23 февраля 1945 года по 6 мая 1945 года.
Верхне-Силезская операция - с 15 марта 1945 года по 31 марта 1945 года.
Берлинская операция - с 16 апреля 1945 года по 8 мая 1945 года.
Пражская операция - с 6 мая 1945 года по 11 мая 1945 года.

Объявлены благодарности:

Приказом ВГК №305 от 22 марта 1945 года за разгром войск противника юго-западнее Оппельна.
Приказом ВГК №307 от 24 марта 1945 года за овладение городами Нейссе и Леобшютц.
Приказом ВГК №321 от 31 марта 1945 года за овладение городами Ратибор и Бискау.
Приказом ВГК №340 от 23 апреля 1945 года за овладение городами Котбус, Люббен, Цоссен, Беелитц, Лукенвальде, Тройенбритцен, Цана, Мариенфельде, Треббин, Рангсдорф, Дидерсдорф, Тельтов и вступление с юга в столицу Германии город Берлин.
Приказом ВГК №342 от 25 апреля 1945 года за завершение окружения Берлина.
Приказом ВГК №357 от 2 мая 1945 года за завершение ликвидации группы немецких войск, окруженной юго-восточнее Берлина.
Приказом ВГК №359 от 2 мая 1945 года за овладение Берлином.
Приказом ВГК №366 от 8 мая 1945 года за овладение городом Дрезден.
Приказом ВГК №368 от 9 мая 1945 года за освобождение Праги.

Потери:

10 июня 1945 года. Калинкин Борис Тихонович. Капитан. Лётчик 228-го отдельного транспортного авиационного полка (Герой Советского Союза, кавалер ордена Ленина). Погиб в Германии вблизи города Нойбранденбурга во время автомобильной катастрофы. Расследование показало, что эта катастрофа была спланирована и проведена немецкой разведкой генерала Гелена.

СПИСОК ПОТЕРЬ УТОЧНЯЕТСЯ.

Награждены орденами СССР:

Афанасьев Евгений Михайлович. Лейтенант. Командир звена. Орден Отечественной Войны I степени.
Котельников Алексей Матвеевич. Гвардии лейтенант. Командир звена. Орден Отечественной Войны II степени(2)
Иванов Борис Николаевич. Старший сержант. Лётчик. Орден Красной Звезды.

Приказ Командующего 2-й Воздушной Армией 1-го Украинского Фронта №0188/н от 12 мая 1945 года.

Бибиков Михаил Яковлевич. Капитан. Командир эскадрильи. Орден Отечественной Войны I степени(2)
Шихов Иван Васильевич. Старший лейтенант. Командир самолёта Ли-2. Орден Отечественной Войны I степени(1)
Прижимов Александр Николаевич. Старший техник-лейтенант. Техник отряда. Орден Красной Звезды.

Приказ Командующего 2-й Воздушной Армией 1-го Украинского Фронта №0198/н от 13 мая 1945 года.

Зайцев Николай Федотович. Майор. Заместитель командира полка. Орден Красного Знамени(2)

Приказ Командующего 2-й Воздушной Армией 1-го Украинского Фронта №0293/н от 29 мая 1945 года.

Мошкин Геннадий Иванович. Гвардии старший лейтенант. Командир отряда. Орден Отечественной Войны II степени.
Каплун Дмитрий Григорьевич. Майор. Начальник штаба полка. Орден Красной Звезды(2)
Паталаха Иван Иванович. Старший лейтенант. Штурман самолёта Ли-2. Орден Красной Звезды(2)
Печерский Рафаил Хаимович. Лейтенант. Штурман самолёта Ли-2. Орден Красной Звезды(2)
Чурляев Николай Максимович. Капитан. Заместитель командира эскадрильи Ли-2. Орден Красной Звезды(2)

Приказ Командующего 2-й Воздушной Армии №0391/н от 13 сентября 1945 года.

Бибиков Михаил Яковлевич. Капитан. Командир эскадрильи. Орден Красного Знамени.
Затеев Александр Иванович. Инженер-майор. Старший инженер полка. Орден Красного Знамени.
Леонов Василий Дмитриевич. Старший техник-лейтенант. Техник отряда. Орден Отечественной Войны I степени.
Хмельников Харлампий Несторович. Старший лейтенант. Штурман отряда. Орден Отечественной Войны I степени.
Конев Василий Васильевич. Старший лейтенант. Заместитель командира эскадрильи. Орден Отечественной Войны II степени.

Приказ Главнокомандующего Центральной Группой Войск №0152 от 2 ноября 1945 года.

Зайцев Николай Федотович. Майор. Заместитель командира полка. Орден Отечественной Войны I степени(2)
Паталаха Иван Иванович. Лейтенант. Штурман Командир самолёта Ли-2. Орден Отечественной Войны I степени.
Шихов Иван Васильевич. Старший лейтенант. Командир самолёта Ли-2. Орден Отечественной Войны I степени(2)
Левкович Александр Демьянович. Техник-лейтенант. Бортовой техник самолёта Ли-2. Орден Красной Звезды(2)
Леонов Василий Дмитриевич. Техник-лейтенант. Техник отряда. Орден Красной Звезды(2)

СПИСОК НАГРАЖДЁННЫХ УТОЧНЯЕТСЯ.

Наградные приказы полка:

Не найдены.

Вооружение:

Ли-2
По-2

Дислокация:

МЕСТА ДИСЛОКАЦИИ УТОЧНЯЮТСЯ

Послевоенная история 228-го отдельного транспортного авиационного полка уточняется.

Дополнительная информация:

Герои Советского Союза проходившие службу в полку:

Калинкин Борис Тихонович – с 1 февраля 1945 года по 10 июня 1945 года. Погиб в автомобильной эскадрильи.
Паршин Фёдор Игнатьевич

Личный состав полка:

Афанасьев Евгений Михайлович
Бибиков Михаил Яковлевич
Зайцев Николай Федотович
Затеев Александр Иванович
Иванов Борис Николаевич
Калинкин Борис Тихонович
Каплун Дмитрий Григорьевич
Конев Василий Васильевич
Котельников Алексей Матвеевич
Левкович Александр Демьянович
Легкий Алексей Николаевич
Леонов Василий Дмитриевич
Мосягин Александр Степанович
Мошкин Геннадий Иванович
Паршин Фёдор Игнатьевич
Паталаха Иван Иванович
Печерский Рафаил Хаимович
Прижимов Александр Николаевич
Хмельников Харлампий Несторович
Чуркин Александр Дмитриевич
Чурляев Николай Максимович
Шихов Иван Васильевич

СПИСОК ЛИЧНОГО СОСТАВА УТОЧНЯЕТСЯ.

О замеченных ошибках и неточностях прошу сообщать на адрес major_v@mail.ru

Версия от 18 мая 2020 года.

Калинкин Борис Тихонович

Родился в селе Дубасово Сердобского уезда в семье почтальона. Русский. В 1915 году семья Калинкиных переехала в посёлок Ртищево. В 1928 году окончил семилетнюю школу. Работал помощником слесаря на мясокомбинате.
По комсомольской путёвке был направлен на учёбу в Балашовскую школу Гражданского воздушного флота, по окончании которой в 1932 году, работал лётчиком-инструктором этой школы. В 1938 году Бориса Калинкина перевели в Пятигорск, где сначала он был пилотом пассажирского самолёта, а затем стал командиром звена. Член КПСС с 1941 года.
В годы Великой Отечественной войны сражался с немецко-фашистскими захватчиками на Северо-Кавказском фронте.
В марте 1944 года Б. Т. Калинкин выполнял правительственное задание в Каире.
С весны 1944 года выполнял специальное задание правительства по оказанию помощи партизанам и Народно-освободительной армии Югославии: доставлял оружие, боеприпасы, продовольствие.
25 мая 1944 года немецкое командование выбросило в районе города Дрвара, где располагался Верховный штаб югославской армии, воздушный десант в составе 700 человек. Утром 26 мая подошли танковые и механизированные войска немцев, нанесшие удар с фронта, который проходил всего лишь в 50 км от города. В ходе ожесточённого боя с охраняющими штаб подразделениями югославской армии противнику удалось занять Дрвар, однако операция по захвату в плен маршала Тито полностью провалилась. Члены Верховного штаба и правительства Югославии вырвались из окружения и по заброшенным тропам ушли в горы. Через десять дней тяжёлых переходов штаб Тито вышел в район Купрешко Поле, расположенное в ста километрах от Дрвара.
В течение десяти дней немецко-фашистские войска преследовали Верховный штаб НОАЮ. В связи с этим югославское командование приняло решение эвакуировать руководящие органы в безопасное место. Выполнение задачи по эвакуации штаба советским командованием было поручено экипажу транспортного самолёта «Ли-2» авиационной группы особого назначения, в состав которого в качестве второго пилота входил капитан Борис Тихонович Калинкин.
В ночь на 4 июня 1944 года экипаж, в составе первого пилота А. С. Шорникова, второго пилота Б. Т. Калинкина и штурмана П. Н. Якимова, вылетел на выполнение задания. Маршрут полёта проходил через морской порт Сплит, прикрытый сильным огнём зенитной артиллерии противника. Надо было преодолеть Адриатическое море и хребты Динарских гор, вершины которых достигали трёх тысяч метров. Низкая облачность, сильный ветер и отсутствие характерных ночных ориентиров затрудняли нахождение места посадки. Посадочная площадка, подготовленная партизанами, была очень малых размеров и располагалась среди гор, вблизи противника. Заход на посадку был возможен только с одной стороны.
Лётчики А. С. Шорников и Б. Т. Калинкин отлично посадили самолёт у последнего костра, за которым начинался крутой обрыв. Они взяли на борт 20 человек, среди них маршал И. Б. Тито, его первый заместитель Э. Кардель, начальник Генерального штаба югославской армии А. Йованович, генерал-лейтенанты И. Милутинович и А. Ранкович, начальник советской военной миссии генерал-лейтенант Н. В. Корнеев, начальник англо-американской военной миссии В. Стрит и члены Верховного штаба югославской армии. Их благополучно доставили на советскую авиационную базу Бари (Италия), созданную по договорённости с союзниками. В эту же ночь экипаж в ещё более сложных условиях совершил второй рейс на Купрешко Поле и вывез на эту же базу ещё 20 работников Верховного штаба югославской армии. Через несколько часов в Купрешко Поле вошли немецко-фашистские танки.
За эвакуацию из вражеского окружения на военную базу Бари Верховного штаба Народно-освободительной армии Югославии во главе с маршалом Иосипом Броз Тито 20 июня 1944 года Борису Тихоновичу Калинкину присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
Президиум антифашистского веча Народного освобождения Югославии удостоил Б. Т. Калинкина звания Народного героя Югославии.
Погиб в Германии вблизи города Нойбранденбурга во время автомобильной катастрофы. Расследование показало, что эта катастрофа была спланирована и проведена немецкой разведкой генерала Гелена. Похоронен 14 июня 1945 года в Москве на Новодевичьем кладбище на Аллее Героев (участок 4, ряд 11).

Паршин Фёдор Игнатьевич

Родился 27 сентября 1915 года на хуторе Чернышковский станицы Нижнечирской Второго Донского округа области Войска Донского (ныне посёлок городского типа Чернышковский Волгоградской области) в семье казака. Русский.
В 1937 году окончил Балашовскую школу пилотов гражданского воздушного флота. Работал пилотом в Краснодарском авиационном отряде.
В 1940 году был призван в ряды Красной Армии. В боях Великой Отечественной войны с июня 1941 года. Член КПСС с 1942 года.
Воевал на самолёте «СБ», а с 1942 года — на «Пе-2». В боях его самолёт был трижды подбит, сам Паршин ранен.
Участвовал в Курской битве, в ходе которой выполнил более 40 боевых вылетов на «Пе-2». Экипаж Паршина отличился при нанесении удара по орловскому авиационному узлу 6 мая 1943 года. Позже командир эскадрильи капитан Ф. И. Паршин участвовал в Бобруйской операции, в боях за плацдармы на Висле и в Висло-Одерской операции.
К июлю 1944 года совершил 210 боевых вылетов на разведку и бомбардировку аэродромов, железнодорожных станций, скоплений войск противника. В воздушных боях лично сбил два вражеских самолёта. Всего за войну майор Ф. И. Паршин совершил более 300 боевых вылетов, уничтожил большое количество живой силы и техники.
После окончания войны продолжал службу в ВВС. Окончил два курса Военно-воздушной академии. С 1950 года подполковник Ф. И. Паршин — в отставке.
Жил в абхазском городе Сухуми, где и был похоронен.


Рецензии