Радость

…Хронические стрессы, постоянные депрессии не только ослабляют дух человека или, можно сказать еще и так, - его морально-психологическую составляющую, но и неизбежно приводят к заболеваниям тела. Поэтому, кроме укрепления духа, кроме постоянной готовности к трудностям, в себе важно воспитать еще и умение радоваться жизни, быть удовлетворенным и веселым, быть счастливым и довольным, словом, - отыскать такие внутренние и внешние раздражители, которые являлись бы постоянными источниками улыбок, смеха, хорошего настроения, задора, шуток, юмора, радости.
Человек может быть богатым, умным, духовно сильным, любимым, но всегда грустным. Есть даже такой психологический тип личности, как меланхолики.
И что же? – Трудно и нет желания думать, что жизнь может пройти именно в такой эмоциональной окраске?
Честно себе признаться, что она уже такая, что именно так она  проходит, наверное, еще труднее.
Но констатировать, что “радость – это не про меня”, это еще не все дело.
Когда человек признается себе в том, что у него мало радости в жизни, потому что жизнь бесцветна и зловонна, он только вредит себе, потому что запирает себя изнутри еще на один замок, который не дает распахнуться дверям радости.
*     *     *
Прежде чем говорить об источниках радости более предметно, отметим тот простой факт, что радости вне человека не существует, что она не витает в виде невидимого газа в воздухе и что только наш мозг при обнаружении некоторых внутренних или внешних сигналов-раздражителей может индуцировать или погасить особое состояние души, называемое радостью.
 И не случайно, мы про кого-то или про-то что можем сказать: “он испортил мне настроение”, “это улучшило мне настроение” и что-то подобное этому.
*     *     *
Я часто употребляю такие слова, как “душа”, “сердце” и “дух”. В моем употреблении “душа” и “сердце” – почти слова синонимы. Их состояния – это суть эмоционально-психологические состояния (радость, грусть, печаль, тоска, уныние, любовь, умиротворенность и т.д.).
“Дух” – категория психологическая. Психологическая стабильность или нестабильность, качество и продолжительность такой стабильности или нестабильности – это суть состояние духа сильного или слабого.
“Дух”, “душа” – в смысле и в качестве синонима слова “жизнь” здесь не употребляется. Поэтому “душа покинула тело”, “дух из него вон” – это здесь совсем не то, что “на душе было тяжело”, “дух его был болен”. 
Здесь используется второе значение слов “душа” и “дух”: душа радуется, дух крепок!
*     *     *
Уметь радоваться – величайшая из наук. Известно, что смех без причины – признак дурачины! Но на Руси Иван-дурак совсем не дурак. Эдакий простачок, Иван на поверку оказывался мудрейшим и удачливым человеком. Никогда на Руси не было Иванов-дураков грустных, злых или угрюмых. Грустить они и переживать, конечно, умели,  но всегда была в их жизни радость, надежда, добрая устремленность.
Иван Грозный был одним, пожалуй, из немногих исключений русским иванам, но исключения, как известно, лишь усиливают правила, подчеркивая их закономерность и неумолимость.
*     *     *
Сегодня, все больше и больше людей понимает, что без настроения – жизнь не в радость!
Поэтому люди ищут места и время, где и когда душа отдыхает, наполняется светом и легкостью.
Я не буду здесь касаться традиционных вещей, как то – театров, цирков, кино, стадионов, других центров индустрии развлечений.
Я скажу о том, что ближе, что всегда под рукой, всегда с любым из нас рядом или внутри.
Итак!
*     *     *
…Мой двоюродный брат Сашка в детстве всегда поражал меня тем, что мог часами сидеть над шахматной доской, разгадывая шахматные задачки. Я его тогда не понимал. Сегодня я понимаю его очень хорошо. Потому что интеллектуальное напряжение – это бездонный источник удовольствия и радости для интеллектуалов.
Думает каждый нормальный человек. Предметно думает ученый. А как думает мыслящий человек, не относящий себя к ученым, но и думающий больше других? Например, над книгами, над выступлениями и рассуждениями других людей, над фильмами?
Оказывается, самостоятельное мышление может быть увлекательнейшим занятием. При этом если учесть, что человек умеет структурировать свою внутреннюю информацию, он ведь не просто размышляет о чем-либо, а размышляет о вещах его интересующих, находящихся в его сознании в строго определенном месте, из которого он их может извлечь в любой нужный ему момент и куда в любой момент может их поместить на хранение вновь, но уже с переработанным или дополненным материалом!!!
Увлекательность этого процесса усиливается тем, что вещи, над которыми человек размышляет, могут быть интересны как своей практической полезностью, так и своей эстетической красотой.
Человек может сочинять стихи. В этом процессе причудливым образом сочетаются душевные состояния и их вербальная форма. Над формой приходится работать. Это трудно. Но это интересно. “Я помню чудное мгновенье, Передо мной явилась ты…” – Александр Сергеевич был гений, и эти строчки родились, я уверен, в его светлой голове без творческих мук. А я сейчас вспомнил, как после окончания школы стоял в саду у дома своей, тогда уже бывшей одноклассницы Наташки и не знал, как помягче сказать ей, что уезжаю, что не люблю её, хотя она симпатичная, что ценю её отношение к себе и уважаю её чувства ко мне, что мне грустно от всего этого и нет никакого желания целовать её, потому что нет желания лгать ни ей, ни себе…
Как мне рассказать про свое состояние?
Если бы я был поэт, я сказал бы, может быть, иначе. Но я не поэт. Я просто мыслящий и чувствующий человек. Я заглянул к себе в душу  и почувствовал, что могу сказать про тот вечер, про те минуты так:
“…Ясным вечером звезды печально
Свет роняли на розы в саду.
Ты молчала и тихо вздыхала,
Словно чуя в их свете беду …”.
*    *    *
Всё было именно так!
Мне приятно, что я сумел выразить то состояние  вот так, стихами, т.е. не совсем обычно. Никто не будет заучивать их. И мне это не нужно. Мне важен был сам процесс. У меня случилась маленькая радость – творческий процесс был миниатюрным, но он дал свой маленький результат. Он мне приятен!
Многие люди пишут стихи для себя. Им приходится здесь трудится, потому что не всегда все находится быстро, иногда не находится никак. Но в конце концов, если удается рассказать о своих чувствах, человек получает удовольствие, да и сам процесс приносит ему радость.
Шахматы  и стихи – это конечно же, не единственное, что приносит удовольствие и радость от размышлений, от использования своего ума в практических или эстетических целях.
Простая философия непрофессионала – может доставить массу удовольствия и радости человеку, если избавляет его, например, от чужих идей негативного содержания и помогает добиваться успехов в жизни.
Но думать нравится не всем, не все учатся, умеют или склонны делать это…
*     *     *
…Озеро было широким. Но его ширина была ничто по сравнению с протяженностью. Кто бывал на Карельских озерах тот знает, о чем я говорю. Вода настолько чиста и прозрачна, что время от времени мы пьем её, черпая кружкой через борт лодки. Радость переполняет нас. Даже не потому, что клев хороший и мы с завидной регулярностью таскаем карасей из неведомых глубин под чудесным синим небом, залитом золотистым вечерним солнцем, а потому что природа вокруг словно улыбается нам. Пейзаж нетронутого леса, тающий след от самолета над горизонтом, солнечная дорожка по зеркальной глади, сладкий воздух, редкая мошка и ощущение причастности к Вечности…
Даже непонятно от чего так много радости в сердце – то ли от первозданной красоты, то ли от физиологии – перенасыщенная кислородом кровь стучит в висках и отчетливо осязаемо бежит по всем жилкам тела.
…Также хорошо мне бывает в Павловске, на его просторах. Парк Павловска под Питером не сравнить ни с каким другим парком.  Гатчина, Петродворец, Ломоносов, Пушкин – везде свои особенности. Парк Павловска – это непередаваемо!
…Я помню сенокос в детстве. Солнце и зной. Лес и ледяной родник в балке. Дурманящие запахи, слепни. Далеко на пригорке букашкой ползет по дороге грузовик. На опушке в тени выпряженная лошадь, в телеге теплый квас в трехлитровой банке. Дед оставил косу и идет пить. Я, мальчишка, лежу под березой и время от времени поднимаюсь на локте, чтобы еще и еще раз взглянуть и оценить величие раскинувшегося вокруг меня мира…
… А самое красивое ночное небо я видел в Туркмении. Я там служил в далекое советское время. Охранял рубежи своей Родины, носил зеленые погоны. Звезды Туркмении – это сказка моей юношеской души. Все казалось просто волшебным!
Я люблю природу, моё счастье немыслимо без неё, она подарила и всегда дарит мне очень много радости.
*     *     *
…Тело – еще один источник удовольствия и радости. Вкусная еда, секс, физо, свежий воздух, спокойный и сладкий сон – отдельная тема, требующая много–много страниц для их описания.
Достаточно сказать, что люди, которые мимоходом занимаются сексом, едой, сну предпочитают телевизор, а физо заменяют спиртным – живут в этом мире зря. Да и не живут они вовсе; они существуют, потому что радости чувственного бытия предпочитают суррогаты технического прогресса и веяния моды.
Говоря о пище, я не говорю об обжорстве; я говорю о вкусной и разнообразной пище.
Говоря о физо, я не говорю о профессиональном спорте; я говорю об элементарном напряжении мышц, усвоении кислорода, ощущениях контраста под душем, когда можно брызнуть на себя теплой водой, а потом водой прохладной.
Говоря о сексе, я говорю не о разврате; я говорю о нежности и любви.
Взрослые люди, я уж не говорю о молодежи, пожалуй, не всегда отдают себе отчет в том, почему у них случается интимная близость. Ну да, конечно же, так устроила Природа. Но что привнесли в это таинство сами люди?
Многое! Маркиз де Сад разрушил многое из того, что дано нам Природой. Его книги необычны, но в них речь не только о сексе: слабых, несомненно, он делает еще слабее, но сильных - сильнее, мудрых учит мере и разнообразию. Чувство меры – это вообще признак интеллекта, однако не об этом сейчас речь.
Люди занимаются сексом не только по причине природной предрасположенности; секс может выступать, например, как средство:
- против чувства одиночества;
- самоутверждения;
- успокоения;
- как обязанность;
- достижения ощущения безопасности.
Интимная близость, безусловно, знак и свидетельство сильных чувств. Близость просто ради удовольствия, - не приносит глубокой радости. Такая близость может принести облегчение, но  не более. Как бы то ни было, вредно комплексовать в этих вопросах, делать эту тему запретной, равно как не менее вредно истинные глубокие и интимные чувства обнажать, превращать в животную случку и тем самым опошлять то, что делает нас людьми, что отличает нас от животных. Живите в радости!
Радость от удовольствия – это особая радость!
Удовольствие физиологическое – первично по отношению к другим видам удовольствия.
*     *     *
Итак, радость познания, творчества, красоты (и не только связанных с пейзажами, но и с искусством, спортивными поединками, конкурсами среди творческих людей); радость здоровых ощущений, радость наблюдения и понимания, это еще не вся радость, источники которой уже обозначены здесь.
Самую главную радость доставляет нам наша свобода – как внешняя, так и внутренняя. Я отличаю свободу от независимости. Независимость – это отсутствие зависимости. Свобода – это возможность выбора. Человек - существо социальное. Он не может быть независим от мира. Однако находясь в мире, он всегда имеет свободу выбора. Границы свободы у каждого разные.         
И если заменить грусть от того, что ваша свобода выбора наталкивается на некие границы, не позволяющие выбрать желаемое, на радость от того, что можно выбрать так, чтобы завтра выбрать большее или лучшее, то к этому однажды можно привыкнуть и процесс пойдет. Жизнь будет налаживаться. О чем это я?
А вот о чем. Когда, привыкнув к определенному образу, определенному алгоритму жизни, человек перестает к чему-то стремиться, он добровольно ограничивает себя в выборе. По сути, он уже ничего не выбирает. Он просто живет тем, что однажды было выбрано. Он довольствуется только этим. При этом понятие “довольствуется” - очень условно. Потому что в реальности он может изо дня в день сокрушаться по поводу той жизни, которую он ведет.
Но он привык к ней, она ему знакома до мельчайших деталей. В такой ситуации он вообще живет в автоматическом режиме. Многие автоматически пьют утром чай, ругаются с близкими, работают или месяцами валяются на диване. Не важно, что они делаю автоматически; важно то, что они лишили себя выбора – выбора другой жизни, другого поведения. Они добровольно отказались от свободы – от свободы выбора, выбора других впечатлений.
Время от времени я еду на работу без машины. После работы я часами могу ехать домой. Мое поведение не логично. Но я меняю привычный маршрут на любой другой и в этот день подпитываюсь новыми впечатлениями; радость от того, что я встречаю в этот день, кого я вижу, она необычна!
Или я  могу сесть в метро на скамеечку и просто смотреть, как куда-то спешат или не спешат люди. Они все такие разные. Вы останавливались в метро просто так? Чтобы посмотреть на тех, кто рядом с вами, кто всего раз мимолетно появляется в вашей жизни и исчезает из нее навсегда?
Остановитесь, минут на 20-30. Посмотрите. Вы поймете, что такое свобода выбора.
*     *     *
Спешка! – Это чудовище каждый день безжалостно пожирает наши минуты радости! Не оправдывайте её темпом жизни. Я сам весьма занятой человек! Мне, как и вам,  ежедневно тоже необходимо впихнуть в каждый час целую кучу дел. Но я учусь и другой жизни. Сегодня, проснувшись, я с пяти утра попеременно делаю зарядку и правлю это эссе. Мне хорошо. Я учусь всегда тому, чтобы лишить свою жизнь монотонному однообразию, послать скуку и всякие «надо» далеко и надолго! Потому что жизнь – это не только дела!
Кстати, насчет дел!
Я и из них научился выжимать радость. Я научился ритуальным поединкам с делами. Ритуальные, потому что я стал чаще одерживать победы. Победы мои просты. Я пришел к выводу, что чем лучше я знаю то, что мне предстоит сделать, тем с меньшими затратами и в более короткий срок я справляюсь с задачей.
Справившись с задачей, я откладываю её и возвращаюсь к ней, лишь если мне нужно поработать с ней заново. Если нет, то она меня больше не держит.
Поэтому знакомство с тем, что мне предстоит сделать, я изучаю с удовольствием:  сначала – вдоль, потом – поперек, далее по вертикали, диагонали и обязательно – насквозь!
*     *     *
Человек – существо энергетическое! Мир – он тоже состоит из энергии!!
Время существует только в нашем разуме. На чувственно-осязательном уровне нет ни прошлого, ни будущего! Там все и всегда исключительно актуально! Там нет границ между “Я” и “не-Я”.
Удовольствие от ощущения энергетики Вселенной, собственной энергетики, энергетики окружающих; чувство прошлого и будущего в настоящем – это тоже очень необычное ощущение. Радость от него – уникальна! Жизнь – это не только мысли о смерти и хлебе!
Если вы еще не передумали жить, подумайте о своей возможной радости, сделайте шаг навстречу радостям новым, сумейте улыбнуться просто так, потому что смех без причины – это не обязательно признак только дурачины!


Рецензии