Zionism

СИОНИЗМ ИЛИ «СИНЕДРИОНИЗМ»

В самые последние годы многие правые политики, публицисты и некоторые ортодоксальные религионисты, в том числе проживающие за пределами Израиля,  пытаются провести ревизию истории современного Израиля.  Оказывается по их мнению, всё шло не так, как следовало бы, и власть в Израиле с самого начала узурпировали социалисты, демократы, борцы за права человека и наций, укрепили эту власть с помощью СМИ, армии и др. силовых структур и ведут Израиль не туда, куда надо.  Особенное возмущение у них вызвал тот факт, что оказывается даже военные думают о правах человека, независимо от национального происхождения.  Это - в политическом поле.
Практически одновременно активизировались некоторые ортодоксальные и ультра-ортодоксальные группы (не берусь обсуждать разницу между ними), которые требуют, вместе с упомянутыми правыми, чтобы Израиль не настаивал на своем демократическом характере, а постепенно превращался в иудейское государство типа того, что было «до исторического материализма».   Предпринимается и выносится уже в повестку дня Кнессета обсуждение таких вопросов как централизация механизма заключения браков путем передачи права окончательного решения главным раввинам той или иной субконфессии (это своего рода построение вертикали религиозной власти, пока в отношении браков).  Нетанияху, кажется, пока отложил обсуждение вопроса. 
Не будем здесь вдаваться в суть дела.  Обратим лишь внимание на некоторые параллели.  В эти же годы весь мир наблюдает усиление в исламе маргинальных тенденций.  То, что борьба среди двух основных течений мусульманской идеологии имеет место уже длительное время, часто приобретая характер не столько религиозных, сколько экономических войн, стало уже как бы привычным.  Но вот почти на ровном месте сформировалось идеологически и даже территориально, путем захвата иных исламских территорий, Исламское государство (ИГИЛ), как бы возвращающее исламский мир в далекое прошлое, из которого он пытается выбраться.  Вот и в Израиле в микромасштабах прояляются сходные тенденции радикализации веры, но в данном случае это касается некоторых направлений иудаизма!  Если можно так сказать, наблюдаются признаки иудейской «игилизации», но в отличие от ислама она протекает в мирном демократическом дискурсе, и, что парадоксально, это имеет место при том, что именно против демократии западного типа возражают правые маргиналы.  Когда я в одной из своих заметок обратил внимание на то, что за несоблюдение Закона нарушителей пока еще не забрасывают камнями, последовала реплика – всё это будет после восстановления института Синедриона.  Вот до чего порой доводит пресс некоторых современных мракобесных комментаторов первой из трех великих авраамических книг – Торы (Пятикнижия Моисея), которым чересчур много места уделяется на страницах американского русскоязычного еженедельника «Еврейский мир».  Остается надеяться, что мудрость отца Израиля Бен Гуриона, принявшего взвешенное решение о поддержке иудейской религиозной традиции в разумных масштабах как элемента истории и культуры народа, будет и в дальнейшем способствовать урегулированию светско-религиозных противоречий в Израиле.
В данном контексте уместно отметить, что в настоящее время имеет место тенденция к возврату некоторых элементов язычества, как в общественной жизни в целом, так и в художественном творчестве, о чем ранее писал в частности И.Бродский. 
Таким образом налицо гегелевский механизм спирального развития мира – в виде возврата
элементов прошлого на новом историческом этапе.  Нам же пока остается лишь наблюдать за развитием событий.
Поскольку настоящая заметка не скомпонована в форме эссе, как и многое другое в моем исполнении, то не лишено смысла слегка отклониться от ее общей направленности, но не очень далеко.
В связи с упомянутым гегелевским механизмом развития событий происходит на данном историческом этапе радикализация некоторых направлений великих религий.  Почему в настоящее время, можно было бы обсуждать, но в целом и так ясно – глобализация мира уже стала по многим основополагающим сферам реальностью.  «То ли еще будет, ой-ой-ой!»  И происходит этот возврат на новом витке спирали именно у «живых» религий – ислама, иудаизма и в значительно меньшей степени у христианства.  Дальний же Восток, хотя и в политическом плане не стоит на месте, но в религиозном аспекте застабилизировался уже давно, и если происходят там какие-то события поближе к Западу, то в основном за счет интервенции ислама.  Однако чуть ли не во всём мировом информационном поле речь идет об активизации именно ислама, причем в самом радикальном его варианте.  Сразу же хочу подчеркнуть, что ИГИЛовская интерпретация в основном противоречит классическому Корану, хотя многие считают, что никаких противоречий нет, вопиющим примером чего явилось передергивание немаловажной суры Корана спецом по исламу Мордехаем Кейдаром.  Чтобы не быть голословным, подобно нашим правоперекошенным, речь идет о содержащемся в Коране утверждении, что ислам стоит выше многобожных религий.  М.К. же вместо слова «многобожных» употребляет слово «всех»!?  Что же касается многобожников, т.е. язычников, то их вера считается неистинной и иудаизмом, и христианством, и исламом.  Как «анализируют» Коран, не читая его, на основе информации, почерпнутой из статей других не читавших Книгу, я уже писал многократно.
Почему так выделен ислам («Сатанинские стихи» - это о Коране), хотя различного рода ужастики, с современной точки зрения, в значительно большем количестве содержатся и в Торе, и в Новом Завете?  Ответ простой – многие из призывов, носящих агрессивный характер, которые содержатся в Коране, относятся к далекому прошлому, как и то, что мы видим в двух других авраамических Книгах.  Поэтому вопрос не в некоем дефекте классического ислама, а в характере толкования самого Корана, как идеологами ИГИЛа, так и отдельных ответвлений шиизма и суннизма, между которыми так же продолжается борьба.  Если бы вдруг возникли авторитеты других авраамических религий, которые призвали бы к реставрации основополагающих позиций древних Книг, то мы бы получили то, что, как я упоминал выше, в микромасштабах пытаются реализовать маргинальные ортодоксы, но, понятно, в других формах без внешней агрессии.
Итак, только определенные прочтения Корана являются причиной расширения агрессии ислама, как внутри его самого, так и вовне.  Ясно, что нас беспокоит прежде всего второй момент – джихад.  Однако противоречия, в том числе экономические, между шиитами и суннитами в целом, при вмешательстве Запада в их конфликты, создают неоднозначную ситуацию.  Само по себе вмешательство Запада, вроде бы необходимое с нашей точки зрения, является обоюдоострым, поскольку в самом Коране провозглашается неприемлемость какого-либо вмешательства со стороны.  К слову, популярный в русскоязычной еврейской американской, и не только американской, среде Д.Пайпс недавно недвусмысленно напомнил, что в течение последних двух столетий Запад вмешивался в исламские дела.  Так что извинения, принесенные исламу Обамой в Каирской речи, не лишены оснований.
В завершение – «пришел барин», возможно он рассудит.


Рецензии