А за что тебя любить?

Вам приходилось слышать эту фразу от своих родителей? Или, может быть, Вы сами награждали ею своих детей?
Поговорим об этом?

Даша даже не заметила, как вступила в подростковый возраст. Момент, после которого она стала воспринимать саму себя как девушку, проскользнул незаметно. Она вдруг поняла, что имеет свои желания, свое видение мира, испытывает новые эмоции и пытается анализировать мир.

Дашиной маме, которая, конечно же, почувствовала перемены в дочери, сложившаяся ситуация в корне не понравилась, но она не придала значения этому взрослению, ссылаясь на очередную быстропроходящую глупость.

Их семья отличалась глубокой религиозностью. Не было ни одной субботы, чтобы родители пропустили вечернюю службу. По воскресеньям - в храм, и без разговоров! На церковную общину это семейство производило крайне приятное впечатление: всегда доброжелательны, отзывчивы, щедры, и за детками чужими присмотрят, и странствующих накормят, а какие ревнивцы к вере!

Жаль, что это была лишь одна сторона медали. А дома родители могли позволить себе снять маски и вволю поскандалить, проявив второе "я".

Однажды Даша захотела пользоваться косметикой. Ей подарили набор (тени, румяна), но мама, не распаковывая, выбросила этот греховный подарок.

Дашины одноклассницы понемногу стали бывать на дискотеках. А после увлекательно рассказывали о том, как там было весело, девочка начала проситься у мамы на танцы.

-Как ты посмела подойти ко мне с таким вопросом? - последовал ответ мамы. - Твое дело - учиться!

Подружки все больше соблазняли её своими рассказами, а Даша донимала маму уговорами.

-Хорошо, - наконец, согласилась мама, - вот будет тебе 15 лет, пойдешь на дискотеку.

Даша записала эту фразу в своём дневнике и хранила в мечтах, спустя почти год, именно в День своего рождения именинница радостно напомнила маме о её обещании. На что услышала:

-Что?! Православная женщина никогда не могла такого сказать. Клевещешь на мать? Разве не знаешь, что пляски ведут к болезням ног?

Девочка никогда не была на дискотеке.

Однажды мама сложила в коробку все Дашины джинсы и брюки и отнесла бедным. Сказав, что батюшка велел выбросить мужскую одежду, мол, юбки надо носить.

Даша смирилась. Девушка и в юбочках хороша. Особенно в коротких.

Мама уловила этот нечистый помысел и, решив, что она довольно запрещает и пора бы уже действовать увещеваниями, сказала: "У тебя слишком полные колени, их надо закрывать. Очень пухлые ноги. Это бросается в глаза. Такие ноги следует прятать под длинными юбками".

Так у Даши сформировался комплекс неполноценностей. Внешность - это не её фишка. Надо украшать себя душевными "драгоценностями" - послушанием и смирением.

Однажды к ним приехал старый знакомый. Накануне дочке было поручено провести генеральную уборку, чтобы с честью принять гостя. Она старалась. Но после отъезда "ревизора" мама сказала, что ей было стыдно за такую дочь, которая выросла в "здоровую дылду", а пыль вытирать не научилась.

Даша много занималась. Слишком много. День был расписан по минутам: школа - музыкалка- уроки. Никакой улицы, от нее одни неприятности. Гулять можно было только по выходным, при условии, что выучены все уроки, сделана уборка, вещи идеально лежат в шкафу. Пару часиков погуляла - и достаточно. Пора и на Всенощное Бдение собираться.

Как-то мама неожиданно зашла в комнату и увидела, как дочь танцует перед зеркалом.

-Что ты извиваешься, как червяк? Противно смотреть. Уроки нужно делать, а ты чем занимаешься?

Близилось родительское собрание. Мама тщательно выспрашивала у девочки, не нахватала ли она троек, чтобы не краснеть перед учителем. Требовала, чтобы она лучше призналась сама, нежели мама услышит это от учителя. Даше не в чем было признаваться.

После собрания мама вернулась в плохом расположении духа и поделилась с папой впечатлениями:

- Опять говорили про подростковый возраст. Мол, взрослеют. Какие они взрослые? Ты посмотри - молокососы! Одна дурь в голове! Обойдемся без их психологических советов, сами знаем, как эту дурь выбивать.

Но беда пришла в самый неожиданный момент. Даша влюбилась. Вот тогда все джинсы, неубранные шкафы и "червяки" перед зеркалом показались маме сладким сном. Она была уверена, что с ее дочерью этого никогда не произойдет. Не зря же она ежедневно читала молитвы о целомудрии и рассказывала про телегонию! О любви можно думать только после института, при условии, что опеределенно видишь в человеке своего будущего мужа. Да и вообще нет никакой любви.

Дашин мальчик был хороший, честный. Они общались через знакомых, потому что видеться им было запрещено. "Не переживай, - писал он ей смс-ки, - закончишь школу, и я увезу тебя далеко-далеко!" Девочка воспряла духом и начала жить этими сообщениями.

Мама запрещала ей на ночь близко класть к себе телефон, от него исходят излучения, которые вызывают рак мозга, поэтому место для мобильного устройства было на пианино.

Ночью, пока Даша спала, мама приходила в ее комнату, чтобы прочитать смс от "бессмертного хахаля". Жаль, на Nokia 3310 не было пароля. Девочка подглядывала, прикрываясь одеялом. Ей было не столько обидно, сколько страшно.

Мальчик тайно встречал её иногда после школы, покупал мороженое. Однажды их увидела прихожанка из храма и тут же позвонила матери: "Твоя с парнем за руку идет!"
Не успела Даша перешагнуть порог дома, разразился дикий крик:
- Ты где шлялась? Думаешь, я ничего не знаю? Смотри, как бы в подоле не принесла! Опозоришь меня на весь город.

Какой подол? Об этом не было даже мысли.

С этого момента жизнь Даши начала напоминать фильм ужасов, иногда ее стали посещать помыслы о самоубийстве, но сдерживали мамины слова, что такие люди прямиком идут в ад. Помимо уроков ее нагрузили ежедневной уборкой, приготовлением еды и чтением покаянного канона. Провинилась - клади земные поклоны и молись.

-Что запомнила из сегодняшнего чтения канона? Пришло вразумление? - спрашивала мама.

- Я запомнила только "Я;коже бо свиния; лежи;т в калу;, та;ко и а;з греху; служу;". Больше ничего.

Даша делила покаянный какон на две части: до свинии и после.

Однажды девочка рискнула попросить у мамы разрешения на прогулку с парнем. После долгих уговоров мама согласилась на их встречи, но при условии, что они будут гулять с маленькой сестричкой и только на детской площадке, оттуда ни ногой. Влюбленные должны быть всегда на виду!

Слава Богу хоть за такие "свидания".

В один прекрасный день Даша сказала маме:

-Почему ты так ко мне относишься? Ты меня не любишь?

-А за что тебя любить? - мама ехидно улыбнулась.

-Ну вот есть же в нашем классе Ира. Курит, пьёт, учится на двойки,а мама с ней под руку каждый вечер гуляет. Даже её есть за что любить. А меня не за что?

- Ее значит есть за что, а тебя - нет.

Как-то мама сама мыла пол в Дашиной комнате и у них завязался спор. Девочка отстаивала свое мнение. И мама вдруг взмахнула шваброй (такой, как в советские времена, самодельной, из двух деревянных палок, сколоченных в виде буквы "Т") и ударила дочь по спине со словами: "Придушила бы тебя, как собаку! Бестыжая скотина!"

Даша потом долго рыдала в углу и вспоминала мамины озлобленные глаза.

-Всю кровь она из меня выпила, - говорила мама кому-то по телефону, - за что мне такое наказание?!

Как-то девочка подумала: "Надо что-то менять! Так нельзя! У многих моих одноклассниц доверительные отношения с мамами. Наверное, причина во мне. Я мало рассказываю о себе. Сегодня приду из школы и все маме расскажу. Про уроки, про то, какой мой парень хороший! Она же добрая, все поймет!"

Так и сделала. Мама была удивлена неожиданной искренности и с радостью поддерживала разговор! Тот вечер был незабываемый! Они обнялись, поцеловались. Даша была уверена, что теперь все будет по-другому!

Но на следующий день, встретив на улице одну из маминых подруг, девочка услышала от неё те самые сокровенные фразы, которые только вчера говорила маме, как единственно верному другу. Причем фразы эти были так ехидно поданы, насмешка шла бегущей строкой.

Горечь разъедала Дашу. Она бежала домой, чтобы посмотреть в мамины глаза!

-Как ты могла, мама, рассказать ей то, что я доверила ТОЛЬКО тебе?!

-У меня нет секретов от моих подруг. Будешь учить мать, о чем ей говорить? Твое дело - уроки.

Больше Даша никогда и ничего не доверяла маме.

В одной из православный книг девочка прочла, что женщинам в моменты нечистоты нельзя входить в храм и прикасаться к иконам. Показала это маме. Мама не могла опровергнуть то, что написано в духовной литературе, и разрешила Даше раз в месяц не ходить в церковь, но при условии, что дома она будет заниматься уроками.

Теперь вся жизнь подростка протекала в ожидании этого ежемесячного послабления. Не нужно было натянуто улыбаться маминым подругам, которые уже "всё про неё знают".

Прошли годы. Дарья вышла замуж и родила детей. Зять маме, конечно же, не нравился (неправославный, нищий, курит - сразу видно, сама выбирала) и поженились они тайно, убежали.

Мама часто говорила дочери о разводе, ведь никогда не поздно исправить ошибки молодости и начать все сначала.

Однажды, у них состоялся такой разговор:
- Ты уже взрослая и тебе пора понять истину. Все мужчины изменяют. Рано или поздно. Ни ты, ни я, никто - не исключение! Ты должна уже сейчас готовиться к тому, что войдешь в дом и увидишь мужа с любовницей в твоей постели. Здесь ты обязана будешь проявить женскую мудрость и выставить её из дома, так чтобы и бровь не дрогнула. И продолжать жить с супругом, назло той женщине. Тогда ты покажешь, что ты победила!

Дарья не выдержала. Она взорвалась и высказала маме все, что копила с самого детства. Вспомнила каждую жгучую фразу, все оскорбления. И запретила ей приближаться к своей семье.

-Кто не чтит родителей, тот не живет долго, - последовал спокойный ответ.

Девушка подготовилась умирать. Она нарушила пятую заповедь. Всю ночь вычитывала правило ко Причащению, писала грехи, прощалась со спящими детьми. Она была уверена, что завтра наступит ее последний день, и без исповеди встречать его очень страшно. Утром Дарья показала батюшке свою тетрать в 12 листов, исписанную грехами с самого детства мелким почерком, и спросила:"Все читать? Или кратко?"

Она была благодарна священнику и нескончаемой очереди, которая терпеливо ждала целых 20 минут, слушая её рыдания и всхлипывания. Батюшка молчал.

Дарья проплакала всю службу. Близилась встреча со Христом. Она предпочла послушанию смерть. Ей было страшно.

Она не умерла в тот день, и на следующий, и через десять лет. И рассказала мне о своей жизни, попросив обратиться к матерям, у которых есть девочки, с мольбой "не закручивать гайки", давать дочерям дышать, хотя бы иногда, интересоваться их внутренним миром, не считать своих детей "отщепенцами", ничего не смыслящими в жизни, бессловесными и "дрожащими тварями". Они всё же имеют право быть УСЛЫШАННЫМИ.
Сколько таких Даш ходит по свету?


Рецензии