Парк ОС. Новый эскиз проекта 1
Этот проект есть синтез двух экспериментов, уже доказавших себя в деле:
- Парк-школы Милослава Балабана в Екатеринбурге и
- Союза собственников-совладельцев Шукты п/рук. Магомеда Чартаева в Дагестане.
Предисловие
О парке я уже писал в статье «Парк открытых студий — концепция», где была изложена основная идея прежняя. Еще больше думал, придумывал, сопоставлял, синтезировал и т.д. Но так как я не экономист, не учитель-практик, не учёный-теоретик, а просто фантазёр, общее представление проекта грешит неточностью формулировок и нечёткостью деталей. Заранее прошу простить меня за это.
И всё ж... я нутром чую, что идея эта стОящая и, если её реализовать, это сильно отразиться на дальнейшей истории человечества. Надеюсь, в лучшую сторону.
Итак...
Основные положения проекта
Учителя или люди, имеющие право и умеющие воспитывать и обучать детей и взрослых, будучи «свободными предпринимателями», объединяются в некоммерческое партнёрство-товарищество под названием Парк открытых студий для оказания образовательных и иных услуг населению и организациям.
Основные фонды и оборудование Парка образуется за счет паевых взносов организаторов и спонсоров проекта. По ним затем будут начисляться дивиденды.
Может сложиться впечатление, что для создания Парка нужно разрушить существующую школу, расчленив её на самые мелкие части — на учителей-индивидуалов. Нет и ещё раз нет! Описанный здесь вариант — самый крайний — рассчитан на самые неблагоприятные условия: никакой финансовой и законодательной поддержки государства. Этот вариант не есть единственный и верный!
Если государство пойдёт навстречу, совсем необязательно разрушать школу с уже сложившимися добрыми традициями и коллективом. Можно лишь изменить внутреннюю структуру, взаимоотношения и направление вектора обучающего воздействия.
Преподаватели, в одиночку или группами, создают Студии определенного (например, физмат. студия) или неопределенного (авторские) профиля и открывают настежь двери для всех желающих образовываться взрослых и детей или для будущих специалистов, направленных для получения квалификационных знаний и навыков различными ведомствами и организациями.
Ученики могут объединяться в группы для более эффективной работы, а могут обучаться индивидуально — всё зависит от характера человека и его цели. Цель, которую необходимо достичь в результате обучения, каждый ставит себе сам и сам же ищет пути её достижения.
Обучающиеся могут свободно посещать одну или несколько студий, когда те работают в открытом режиме. Кроме открытого существует ещё и закрытый режим работы студий. Этот режим работы — только для постоянных членов студий, изучающих предмет более углублённо.
Никаких оценок учителя не ставят — каждый ученик оценивает себя сам. Дипломов и аттестатов здесь тоже не выдают — только по просьбе обучающегося или его «спонсора» учителя могут составить Резюме его достижений.
Посещение студий — платное. Но если ученик направлен в Парк ведомством или организацией, то платит, естественно, «спонсор». Ученик также может получить грант или ваучер на образование от государства (об этом — в статье «О финансировании Парка открытых студий»), если в этом есть необходимость. Также при активной и продуктивной работе обучающегося в студии оплата за обучение может существенно снизиться и даже перерасти в его доход (об этом — ниже)!
Оплата за обучение — не единственный доход студий и преподавателей. Студии могут также оказывать различные услуги населению и организациям (например, студия электроники может взяться за ремонт компьютеров и другой оргтехники). Стоимость всех оказанных студией услуг, в т.ч. образовательных, делится пополам: половина идёт Парку в различные фонды, половина — остаётся студии. Из этой оставшейся суммы вычитаются все затраты студии и остается чистый доход или зарплата (брутто) преподавателей (формула расчета стоимости оказанных услуг (СУ) показана далее).
Таким образом, Парк открытых студий — это экспериментальная образовательная площадка, где каждый может поискать и найти себя, или открыть новую вселенную...
Оказываемые услуги
1. Образовательные услуги.
Оказывать образовательные услуги - это основная задача всего Парка и каждой студии. Весь вопрос в том, как это делать. В Парке обучение желающих осуществляется двумя основными способами:
непосредственным (очное обучение) и
online-способом (заочное).
При первом способе обучения (очное обучение) в студиях происходит непосредственный непрерывный (без начала и конца) учебный процесс по профилю студии.
Любой человек может начать и закончить обучение в любой студии в любое время. Нет также обязательного времени начала занятий в течении дня — обучающийся студиец может приходить в студию когда ему удобно. Имеется лишь одно ограничение — студии работают в двух режимах:
в открытом (для всех желающих) и
в закрытом (доступ только постоянным членам студий).
Сделано это так для того, чтобы люди, решившие углубленно изучить предмет, не отвлекались на простые вопросы (закрытый режим).
Открытый режим работы студий для тех, кто еще не определился, нужно ли ему это, или хочет заиметь лишь общее представление о предмете.
При втором способе обучения (заочное обучение) ученики посредством интернета получают доступ к учебным и справочным материалам, online-лекциям и семинарам, а также к другой необходимой информации. Таким образом они самообразовываются не выходя из дома.
2. Услуги населению и сторонним организациям.
Кроме основных, образовательных услуг, студии могут оказывать т.н. вспомогательные услуги населению и организациям опять же по профилю студий.
Например, студия фото- и вебдизайна может организовать обычную фотостудию для населения или делать вебсайты для организаций и частных лиц.
Причем осуществлять эти услуги будут обучающиеся студийцы, в основном — постоянные члены студий в закрытом режиме работы студий. Сделано это так для того, чтобы ученики смогли на практике, на реальном деле попробовать свои силы. За реально выполненную работу студийцы будут получать реальные деньги (25 — 50% от суммы дохода).
Основные принципы обучения
Обучающийся выбирает себе цель, которую желал бы достичь в процессе обучения (задачу может также предложить учитель или другой ученик). Причем эта цель может со временем изменяться как количественно, так и качественно. Главное в том, что каждый человек ищет и добивается именно того, что ему и только ему нужно.
Если у нескольких человек цели сходные или даже одинаковые, они могут объединиться в группу единомышленников и работать вместе.
Пути достижения цели так же находятся каждым самостоятельно — каждый сам или в группе решает как будет действовать. Для успешного решения поставленных задач в распоряжении студийцев вся доступная информация (интернет, медиатека) и технические средства студии (компьютеры и другая оргтехника, инструменты, оборудование и т.д.)
Учителю при этом отводится роль «активного» наблюдателя: он может подсказывать, но не навязывать своего мнения. Он может также делиться своим опытом, но не считать его единственно правильным. Он может также войти в состав какой-либо группы и работать с учениками на равных.
Подобное самообразование и приобретение необходимого для самого себя опыта необязательно будет происходить только в стенах студий. Ведь все эти задачи ставит перед человеком сама жизнь, и студиям при этом отводится лишь вспомогательная роль.
Поэтому здесь совершенно нет принуждения — каждый волен самостоятельно планировать свое самообразование. Нет никакого обязательного минимума посещений занятий. Однако статистика посещений занятий учащимися ведется для расчета стоимости оказываемых студиями образовательных услуг (об этом далее).
Таким образом, обучающиеся получают новые знания и опыт в процессе самостоятельного решения поставленных ими самими задач.
Возникает законный вопрос — если человек все делает сам: сам выбирает цели и задачи, сам ищет пути их решения и сам их решает, зачем нужны вообще эти студии?
Зачем нужны студии?
Первое. Основная задача каждой студии — создание открытой творческой атмосферы вокруг ядра — образования каждым человеком самого себя и познания им мира. Именно в такой атмосфере человек сможет полнее раскрыть свой потенциал и понять, что же ему собственно нужно. Поняв это, он начнет двигаться по своему Пути. Задача студии — не мешать и не «помогать» ему в этом, а только предоставить возможность человеку быть самим собой.
Так, главным становится ни учебный материал, который необходимо «освоить», ни учитель, который дает «необходимые» знания и навыки, а человек, который ищет и находит себя и свое место в мире.
Второе. Парк студий — это экспериментальная площадка, прообраз будущей системы образования. Здесь будет оттачиваться новая педагогика и новая методология индивидуального самообразования человека.
На первом этапе — это что-то типа «Клуба по интересам», где люди получают дополнительное образование. Затем, когда данная методика «преподавания» будет освоена учителями в совершенстве, можно будет взяться и за основное образование (примерно так, как это делалось в Екатеринбургской Парк-школе по задумке Милослава Балабана).
Оплата за обучение
1. Открытый режим работы студий.
Первый месяц посещений студий Парка совершенно бесплатен (Probezeit — по-немецки).
Если человеку понравилось и он решил обучаться в Парке, то у него есть несколько вариантов оплаты за обучение и пользование интернетом и оборудованием (цены ориентировочные — реальные цены подскажет реальная жизнь при реализации проекта):
1. Однодневная оплата — оплата за один день обучения (например, 10-20€ в день);
2. Помесячная оплата — flatrate-оплата (скажем, 200-300€ в месяц);
3. Спонсорская, ведомственная или государственная оплата — за своего посланца платит соответствующее ведомство, государство или спонсор (пусть будет, 300€ в месяц);
4. В кредит. Обучение в этом случае условно бесплатно, так как за него студиец заплатит позже, когда у него будет на это возможность.
2. Закрытый режим работы.
При этом режиме работы студий каждый обучающийся может выполнять заказы, полученные либо им, либо студией. Причем, прибыль от выполнения заказа будет распределена следующим образом:
если клиента нашел сам студиец, то 50 на 50, т.е. половину дохода получает непосредственный исполнитель заказа — обучающийся студиец;
если клиент найден другим обучающимся или студией, то исполнитель получает 25% дохода, 10% - нашедший клиента, а остальное остается студии.
Если сумма, полученная студией перекрывает месячный минимум оплаты (месячный flatrate), то студиец ничего не платит за обучение. К тому же сумма дохода студии, принесенная работой обучающегося, может быть распределена в качестве оплаты за обучение за следующие месяцы. Если сумма меньше месячного минимума оплаты, то студиец доплачивает разницу.
Еще один способ оплаты как для закрытого, так и для открытого режимов работы. Если обучающийся изучит или изучил ранее некий материал, а затем обучит ему желающих студийцев, то он освобождается от оплаты на все время, пока учит и плюс — за следующий месяц.
Замечание. Если рассматривать Парк открытых студий как альтернативу основному образованию, то оплату за обучение берет на себя государство в силу закона об обязательности образования. Подробнее об этом я уже писал в статье «О финансировании Парка открытых студий».
Организационная структура Парка открытых студий
В каждой студии есть, как минимум, один ведущий преподаватель. Точнее сказать, это при нём студия, это он главный вдохновитель и организатор студии. Кроме того, что он имеет право преподавать, он является представителем «свободной профессии» и юридическим лицом соответственно. В его студии могут работать его коллеги на договорной или коллегиальной основе (т.е. вместе организовывать учебный процесс и нести полную ответственность).
Ведущий преподаватель или группа преподавателей со своей студией входят в состав Парка, который есть, во-первых, некоммерческое партнерство или товарищество всех студий и, во-вторых, ему принадлежат здания, участки, всё оборудование и телекоммуникации.
Из числа преподавателей студий избираются Директор (представительный и управляющий) и бухгалтер-экономист. При этом они продолжают работать в студиях.
Обслуживающий и технический персонал (секретарь, уборщицы, дворник-завхоз и др.) работает на договорной основе.
Схема
Финансы и ресурсы, их источники и распределение
Здесь многое взято из опыта Союза совладельцев-собственников Шукты п/рук. Магомеда Чартаева.
Парк открытых студий — это некоммерческое товарищество или партнёрство, которому принадлежат все основные фонды и оборотные средства. В то же время вся собственность Парка распределена между участниками проекта (коллективно-долевая форма собственности). Доля каждого зависит от величины его первоначального взноса и вложенного труда.
В самом начале, при организации Парка и покупке основных фондов, каждый участник проекта - «свободный» преподаватель или сторонний предприниматель-спонсор может сделать вклад (деньгами или оборудованием) в проект. Так образуется первоначальный капитал. Вложившие его будут затем получать дивиденды на свои вклады. Это — собственники Проекта.
Они же могут быть одновременно и пользователями (арендаторами) этой собственности. Так, за каждой студией или преподавателем закреплено на срок их деятельности в Парке некое помещение и оборудование. За их использование со студии или преподавателя взимается арендная плата (АП) в размере 50% выручки или стоимости всех выполненных студией работ и оказанных услуг (СУ) (см. формулу ниже).
Формула определения хозрасчётного дохода каждой студии или преподавателя (по М.Чартаеву):
СУ — АП — МЗ = ХД,
где
СУ — стоимость всех выполненных студией работ и оказанных образовательных и иных услуг (как она рассчитывается — далее);
АП — арендная плата за использование помещения и оборудования (50% от СУ);
МЗ — материальные затраты и полученные услуги;
ХД — хозрасчётный доход студии или отдельного преподавателя.
Итак, каждая студия или преподаватель, член товарищества (Парка), является арендатором основных фондов Парка. Этим зависимость студий от Парка и ограничивается. Во всём остальном каждая студия или преподаватель полностью самостоятельны. Они самостоятельно осуществляют учебный процесс, внутреннюю и внешнюю политику, а также и все мероприятия студии. Они несут персональную материальную ответственность за рациональное использование ресурсов Парка. Моральная ответственность за осуществляемый учебный процесс лежит также на них.
На каждую студию или преподавателя выписывается специальный лицевой счёт, в котором отражаются все расходы и доходы студии или работника.
Студия или ведущий преподаватель вправе использовать при необходимости стороннюю рабочую или преподавательскую силу, оборудование, может приобретать материальные средства. Всё это за счёт своего дохода. Эти затраты (МЗ) относят в расходную часть лицевого счёта студии или преподавателя (арендатора).
Арендная плата (АП) — это основной источник формирования чистого дохода Парка, всех его фондов и видов платежей, в том числе в бюджет (об этом - далее).
После отчисления арендной платы (АП) из стоимости всех оказанных студией услуг (СУ) и возмещения материальных затрат и полученных услуг (МЗ) у студии / преподавателя (арендатора) остается хозрасчётный доход (брутто).
Определение СУ (стоимости оказанных студией услуг и выполненных работ)
Виды оказываемых услуг и определение их стоимости.
1. Прямые образовательные услуги.
a. Самый простой случай. Клиент приходит в определённую студию, платит определённую сумму за определённый период обучения и получает эту услугу — обучается в одной студии и пользуется всей доступной информационной и технологической поддержкой. Пример: клиент заплатил за 5 часов по часовому тарифу и пробыл эти 5 часов в одной студии.
b. Клиент платит определённую сумму за определённый период обучения и посещает несколько студий. В этом случае расчёт СУ может быть осуществлён двумя (или более) способами:
- Считать заплаченную сумму как СУ всего Парка и распределить её по всем студиям. Скажем, клиент заплатил месячную плату (пусть будет — 200€) и побывал в пяти студиях. Тогда СУ каждой из этих пяти студий будет по 40€.
- вести учёт посещений клиентом студий и, соответственно распределить СУ по студиям. Пример. Клиент заплатил 200€ за месяц и посещал 4 студий так, как показано в таблице:
Студии / Часы / Коэфф. / СУ, €
Первая / 50 / 0,50 / 100
Вторая / 10 / 0,10 / 20
Третья / 2 / 0,02 / 4
Четвёртая / 38 / 0,38 / 76
Всего / 100 / 1,00 / 200
c. Клиент учится в кредит. В этом случае его обучение «оплачивает» Парк за счёт снижения арендной платы для студии. Позднее сумму погашения кредита получит также Парк.
Расчёт СУ производится так. Считается, что клиент в этом случае оплатил месячный flatrate (в нашем примере — 200€). Это условная СУ студии. 50% этой суммы идёт на арендную плату (АП = 100€). Но так как сумму СУ за этого клиента-кредитора ссужает Парк, то чтобы не пересчитывать АП (100€) туда-сюда, он не перечисляет эту сумму СУ (200€) студии, а просто уменьшает на 100€ (АП за этого клиента) сумму общей арендной платы студии.
Пример. В студии (для простоты берём только одну студию) обучается 3 человека в кредит. Общая СУ студии — 10000€ в месяц. Тогда, соответственно, общая сумма АП (5000€) уменьшится на 3х100€, то есть станет 5000€ - 300€ = 4700€.
Если кредитор учится в нескольких студиях, то распределение суммы, на которую уменьшается общая АП, происходит по тому же принципу, что описан в п.1b.
2. Услуги населению и сторонним организациям во многом определяются профилем студий. Например, студия «Вебдизайн, цифровая фотография и компьютерная графика» может оказывать следующие услуги:
- создание и поддержка вебсайтов различных организаций;
- вёрстка и печать календарей, постеров и т.п.;
- фотостудия, в т.ч. выездная.
Договоры со сторонними организациями заключает и выполняет сама студия силами своих сотрудников и обучающихся студийцев. Причём, как уже оговаривалось, часть суммы (половина), выплаченной клиентами за оказанные услуги, получают непосредственные исполнители заказа — студийцы. Оставшаяся часть суммы и есть СУ (стоимость оказанных услуг) студии.
25.10.2008
P.S.
Статья не окончена, будет продолжение её здесь же...
Свидетельство о публикации №218020600834