Что такое чувство собственного достоинства?

Эрих Фромм в "Бегство от свободы" пишет, что выпячивание своих пороков и возвышение их в ранг добродетели происходит от нелюбви к себе. Стремление ко всему низкому, ничтожному и грязному в чувствах - это оборотная сторона нарциссцизма, эгоизма, нелюбви к себе, как к представителю человечества, возвышающемуся над животными. А отличает человека от животного не только способность говорить и передавать свои мысли, не только наличие совести и стыдливости, а одним из главнейших признаков, что ты не зверь, является наличие у человека чувства собственного достоинства. Чувство собственного достоинства разнится с наличием стыда и совести, которые могут быть ложными в человеке, внушёнными и не принятыми его сущностью. Чувство собственного достоинства - это стремление человека к возвышенным чувствам и высоким мечтам. Это стремление определяет личность, как представителя не только класса млекопитающих, но и представителя человечества. Нам бывает обидно за страну, за людей, в ней живущих, но должно быть обидно и за себя, когда ты не соответствуешь высокому званию человека.

Сатира - это жанр, который высмеивает человеческие пороки.
Конечно, это смешно и похвально, когда человек смеётся над собой и своим несовершенством. Но и высмеивать надо уметь так, чтобы не принижать человеческое достоинство. Это получалось У Аркадия Райкина, а у нынешних сатириков это выходит бездарно. Их высмеивание становится очередным пороком, когда оно превращается в смакование своей собственной ничтожности и бессилия.

Человек, ощущающий свой статус человека, всегда нравственно сильнее, чем человек, у которого отсутствует ощущение собственного достоинства. Человек с чувством собственного достоинства не будет воровать у другого, потому что это было бы признанием своей несостоятельности; признанием того, что ты не можешь что-то сделать самостоятельно, например, заработать себе на жизнь и на свои желания, а следовательно ты не можешь быть независимым. Каждый вор зависит от того, у кого он ворует, а следовательно он лишён звания человека, и лишает он себя сам, делая себя неполноценным человеком. А чтобы скрыть свою неполноценность, он прикрывается тем, что имеет деньги и вещи. Иметь вещи - это замена того, что ты не живёшь, как человек, не имеешь свободы от своих пороков и от людей, восхищение которых ты покупаешь такой дорогой ценой, отказываясь от своего первородства за чечевичную похлёбку.

Когда я спрашивала про то, кто был прав: Жеглов или Шарапов в споре о том, равны ли все средства для того, чтобы добиться цели, я имела в виду вовсе не то, что они были друзьями и дополняли друг друга, а потому и тот и другой были правы. Совершенно ясно, что сосуществование этих двух людей было бы невозможным, если бы они не вынуждены были вместе работать. Они слишком разные. И совершенно ясно, чью сторону заняла бы я)


Рецензии