Бес сомнения

...И вот он опять передо мной - висит, растянутый под каменными сводами, жалкий, бледный, освещаемый сполохами огня. Живой тёрн обвил его запястья и лодыжки, вгрызся, сжимаясь, вырывая крик изо рта - но не последний, не последний крик на сегодня.
Он видит меня и, дергаясь, начинает выть, извиваться - ибо я выбрал для себя облик красного чешуйчатого великана с головою рыси, и в руках моих столь знакомый ему кнут из человечьей кожи, о сорока девяти хвостах, и на каждом из них - коготь.

- Что, узнал? - и голос мой гремит и теряется в сводах, а висящий бьется всё неистовее, пока я раскручиваю тугие петли кнута.

- Узнал, узнал, повелитель, - скорбно, но нагло отвечает он, но раньше чем последний звук слетает с его губ, я опоясываю его ударом и рву бич обратно, с оттягом, оставляя на спине виновного сорок девять зияющих дыр. Кровь устремляется струями из него, а голос срывается в визг:

- Узнал, узнал тебя, будь проклят ты; за что сегодня, сегодня – за что?!

- Твоё "сегодня" - миг для меня, Жалкий; мгновение тому назад я ушел от тебя, но успел наказать после этого многих и многих, а для тебя прошло время, и время залечило твои раны, но я их освежу.

И ещё свист кнута, и когти, взрывающие ногу Жалкого, снимающие кожу до самой пяты, увитой тёрном - и снова визг, исходящий кровавыми пузырями из горла:

- Так за что же?!

- За сомнение. Посещали сомнения тебя, Жалкий, отдавался ли ты им?

- Да-а-а, - хрипит с победой в голосе.

Почему? - недоумеваю, хотя и не положено мне показывать им свои недоумения. - Что празднуешь ты с таким злорадством?

- Эй, Юмиэль! - хватаю пробегающего рядом - шустрого, человекоподобного, но с хвостом и длинными игольными зубами - посещал ли при жизни этого, висящего тут? Принял ли он тебя? И что ты делаешь тут, в этих краях, когда должен промышлять сейчас среди людей?

- Отпусти, отпусти хвост, демон зла! Нет твоей власти надо мной.

- Не зла, Низший, не зла, Низший из породы Искусителей (о, как мерзок мне весь ваш род!), а Яростной Мести! Так знаешь ли ты этого, висящего тут, приходил ли к нему и принял ли он тебя всею душой?

Жалкий извивается в своих тенетах, заливая пол кровью, а мелкий бес, отпрыгивает и всматривается, подняв морду вверх. Узнавая, расплывается в ухмылке, блестит зубами:

- Да, этот принимал всею душой, не сомневайся. (Это он так шутит).

- Смеешься?! - повожу головой в сторону обвинителя, и он никнет под моим взором, шепча:

- Да, да, принимал меня полностью, отдавался мне, и мы играли с ним на полях Разума многие дни и месяцы всю его жизнь, начиная от рыжего пушка на его лице - и до седого. Один из лучших моих учеников, поверь, Аркаил, демон мщения. Можешь делать с ним всё, что положено делать с такими... (он задумывается, считая) ... двенадцать тысяч семьсот семьдесят пять дней - столько я провел с ним, столько мы игра-а-али...

Голос Юмиэля (о как противен мне весь его род!) переходит в сладкий шепот, и он удаляется, назвав страшную для обвиненного и безразличную для меня цифру.

- Слышишь ты, Жалкий, сколько дней я буду приходить к тебе за грех сомнения?

- Сомнения были для меня лучшей наградой за всю мою жизнь, я жил ими, Аркаил, дух яростной мести, и жил бы ими, даже зная, что ты придешь ко мне с наказанием!

Он выплевывает эти слова с кровью и сукровицей, и кровь его с сукровицей разлетаются окрест, ибо я не терплю этих обвинений на дыбе. Все когти моего кнута работают всласть, и давно бы этот Жалкий умер, кабы был жив, но не умирает - здесь все рассчитано и мщение свершается своим чередом и на моё усмотрение.

- Уверен ли ты, что готов был бы сомневаться, чтоб испытать и вот это? - я бью его уже своими когтями, не бичом, раздирая грудь до самой спины, и светом лунного камня остывает среди белёсых ребер душа, готовая угаснуть и отлететь в дали, неведомые даже нам, Высшим.

А-а-а-ххх, - хрипит он - да, уверен, бес. А ты бы мне предложил Спасение и ограду от мук, если бы я отказался от себя? - он висит уже на нитях своих жил, и терновник всё туже сжимает оголенные его кости, удерживая на весу.

- Нет! - мой голос возносится к сводам и выше них, пронизая камень и даже мою плоть. - Прощения не будет вам, Жалким, отступившим - ни от меня, ни от себя самих.

- А знаешь ли ты?..

Удар кнута срывает губу с его лица, и обнажаются челюсти, выговаривающие на излете: - А знаешь ли, что это себя ты бичуешь и сам висишь на моем месте? - и голова падает на грудь, возвещая конец моего дня наедине с ним.
И - как ни странно - вижу Юмиэля, глядящего на меня с подозрением из-за каменного уступа: непонимающего, удивленного Юмиэля... Что это, уж не думает ли он ОБО МНЕ??

- Что тебе, бес? Я делаю свое дело с твоим подопечным, что ещё надо? Поди обратно к людям.

- Я подумал, Аркаил, что ты... сомневаешься?..

- Прочь!!!
Беса сдувает гром моего голоса, а Жалкий обваливается с тенет, грудой копошится на полу, и ползёт, ползёт к нему петля тёрна, норовя обвиться и подъять. Я ухожу, проделываю свою работу с другими Жалкими, и особенно яростен мой кнут, и неистово жадны мои когти сегодня, ибо Юмиэль и тот, несчастный и бледный, оставили свои следы во мне, поселив - невиданное дело! - сомнения.

И снова для Жалкого прошло время, и снова прихожу я к нему, второй начиная день из двенадцати тысяч (не считая остальных грехов), и кнут мой трудится над телом, разрывая его до самой души, но задаю я вопрос:

- Что ж не спрашиваешь, Ничтожный, с каким мщением пришёл я сегодня к тебе?

- А есть новые, старые искуплены уже? - и усмехается, находит в себе силы усмехаться обрывками лица.

- Найдем, Ничтожный, ибо никто не без греха, - приближаюсь к нему, к самым его глазам (сегодня я - вихрь крючьев и искр, бушующий воронкой посреди мира) - что насчёт Прелюбодеяния?

- Нет, не получится - я верен был, Аркаил, и ни разу...

- Да что ты? И ни разу не помыслил, не поддался искушениям плоти?

Удар, ещё удар, сноп искр ему в лицо, разъедающий кожу. Месть во спасение? Нет: месть чистая, во имя самой себя.

- Прелюбодеяние плоти и прелюбодеяние мысли - вещи разные, Ничтожный. Эй, за колоннами, там - сколько насчитали за ним этого?

- На двести восемь земных лет, ровно, - шипят голоса.

Виновный сжимается в путах своих, и волосы становятся дыбом на окровавленной его голове. Я обдаю его искрами, и он начинает гореть, корчась, насколько позволяют ему колючие путы. А вдали, на границе даже моего зрения, реет Юмиэль, уже явственно ухмыляющийся, царапающий шпорами пол, предвкушающий...
К чему это? Что сделал я?

- Эй, Ничтожный! - и из огня поднимается истерзанная голова, лицо обращается ко мне.

- Что тебе, мучитель?

- Говорил ты о сомнениях... Обо мне - что говорил? Бредил?

Усмехается, жалкий, и я не удерживаюсь в праведной мести своей - выбрасываю крючья, рву его кожу и лью соленую воду на нее, понимая, что не дождусь теперь ответа долго, очень долго...
Но не забываю. Ничего сказанного никем - не забываю, никогда.

И третий день настает, и являюсь я перед Несчастным в любимом образе своем: крылатым волком с ободранной шкурой стою перед ним, прикованным к полу, и рву, ем его печень и спрашиваю его:

- Что, расскажешь сегодня, Несчастный, помнишь ли о чем говорил, помнишь или уже нет?

- Помню, всегда буду помнить, демон, проклятый, проклятый, не быть тебе на своём месте, быть тебе на моём, - отвечает.

- Как смеешь ты?..

- А что терять мне, чего бояться? Скажу: бес в тебе, не веришь ты в правоту всего, что видишь. Бес в тебе, как во мне был, и ты - это я, роль та же, мысли те же...
Захлебывается в крови, льющей из горла, кашляет. Не даю перевести дух - встаю лапами на грудь, прижимаю к полу, смрадом дышу в лицо, хриплю: - Говори!!!

- Мы меняемся, демон. Вас возводят отсюда к нам, нас свергают сюда вниз на ваше место, а главный здесь - тот, кого презираешь ты больше всех - тот, острозубый. А есть ли кто над ним - не ведаю, но верь, верь (привстает, силясь, дрожа) - здесь не лгут, демон, сам знаешь... Падает, нехотя продолжаю свое дело над ним - кричит, но лицо спокойно, отрешенно, глаза, глаза спокойны. Не довершаю дела своего (впервые за мириады лет!), когтями отталкиваюсь от тела, несусь туда, за колонны, ищу, вою, оглашаю рыком своды - таким рыком, что только из груди виноватых разносился доселе здесь.
Вот он, на недостижимой взгляду вышине, выглядывает из завитков контрфорса, блестит иглами зубов, раскачивается на хвосте - дразнит:

- Аркаи-и-и-ил, слышишь меня, раб мой? - и хохот, пронизывающий, парализующий хохот его! Хочешь - совсем рядом окажусь, поговори-и-и-им?

- Хочу, Низший, спускайся, я оставлю тебя здесь навеки, ибо ты пошёл поперёк, проникнув в меня, спускайся - я буду рвать тебя вечность, спускайся, бес - или уходи к людям навсегда, не показывайся боле тут!

Голос изменяет мне, глотка болит, чего не было ранее, я дышу часто, загнанно. И начинает распирать ребра, и начинает рваться что-то из меня, как последний крик, и фонтанами что-то бьет из пасти, скользкое и колкое ползет из меня через разинутые челюсти и выпадает, как рожденный из волчицы детеныш - склизлый, расправляющий непослушные члены, копошится передо мной...

- Звал, Аркаил? Это я, демон Сомнения, что жил в тебе уже много, много лет. Не помнишь наших бесед? Как соглашался ты со мной, как отвергал мои подсказки, а потом принимал их - не помнишь? А ведь за сомнения мстил ты виновным чаще и с бОльшим наслаждением, чем за иные грехи - и этого не помнишь? Что ж, посчитаем?
Сколько дней тебе за сомнения отмеряют те, кого раньше ты вопрошал об отмеренных днях для других? Сейчас узнаем.
ЭЙ, ТАМ, ЗА КОЛОННАМИ!..


Рецензии
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.