42. Но все-таки придется...

Читаю одну из последних книг Виктора Пелевина, там главный герой предваряет некие откровения о темных тайниках своей души словами: "рассказывать неловко, но придется".
Читаю, и думаю - отчего так просто рассказывать о своих каких-то мерзостях людям близким, и так страшно - на исповеди? Ну, есть, например, живой журнал, где можно слить о себе абсолютно все, вплоть до "в какой магазин я хожу и какое белье ношу", и это - совершенно не вызывает дискомфорта. А на исповедь - страшно! До ужастиков!Это я пишу с себя, в первый раз идти было настолько жутко, что аж визжала поросячьим визгом. И до сих пор визжу, кстати, превозмогая тем, чему научили в школе: рассуждениями. Визжу, и думаю - а отчего, блин блинский?! Ну, не так, конечно, скорее: "Господи, а расскажи мне о страхе Божием!", а потом наблюдаю за собой, как Евангелие и советует, и вижу: мир физический, видимый, расположен в декартовых координатах. Как слои атмосферы делятся на "какие-то" с разным содержанием молекул того или иного газа, с разной температурой, так и мир метафизический, мир энергий, причин и следствий, представляет собой подобие слоеного пирожка.
Удобно визуализировать его по заповедям: "не убий, не укради, не прелюбы твори" и так далее - очевидно, дух убийства "в самом низу" духовности. Прелюбы - повыше. Зависть - тоже где-то рядом, если она не сопряжена с убийством, и так далее.
Радость, мир, любовь - это верхние слои атмосферы. И перемещаемся по всему этому мы примерно так:
- словами прокладываем дорожку;
- делами и поступками - шагаем.

Отчего Иисус Христос практически "в последних главах Евангелия", то есть ближе к концу Своей земной миссии, помыл ноги ученикам? не целиком и полностью, как того просил Петр, смутившись процедурой (Бог! Моет ноги! Ученикам! Как так-то?! Бог же, а не блудница какая-нибудь!). От того, что ногами мы по земле ходим.

Образно и иносказательно (а Апостол Павел настоятельно рекомендует не зацикливаться на буквальном восприятии Священного Писания) - самое грязное в нашей жизни - это поступки. Словами мы оскверняем себя (если они скверны), а поступками претворяем скверну в жизнь. Воплощаем ее.

Если еще более точно: есть "координаты Бога", для нас, современных, они определены Евангелием (в отличие от ветхозаветных людей). К Богу, как к цели, необходимо добраться. Из тех метафизических координат, где мы "родились-выросли-сформировались как личность и живем". Кто-то, задумавшись о своем отношении (теория относительности. Энштейн - гений) к Богу, находит себя о-о-о-очень далеко от Него. Кто-то - на окраине солнечной системы. Кто-то совсем близко. Это очень наглядно показано в Евангелии, в беседах Господа с разными людьми - некоторым Он отвечал так: "Недалеко ты от Царствия Небесного!". Кому-то Он определял координаты сложнее, например, искушавшим Его Он прописывал словами траекторию пути с посылом: "Делай так!" ("продай имущество и иди за Мной!") и наблюдал - найдет себя человек или нет. Поймет свое место относительно Царствия Небесного или нет.
И словами - мы "прописываем себе путь в такую-то точку метафизики" (например: "завидую тебе белой завистью!" - это самозаряд на превозможение злобы "почему у нее получается, а у меня нет?!" и трансформацию в "научи!"), а потом жизненными поступками перетаскиваем себя. Из радости - в горе (напившись, попав в трезвяк, отработав штраф - люди отворачиваться стали. Это - горе, самому себе "прописанное" словами: "пивасик-балабасик!"), из недоумения в любовь (нафига мне эта собака?! Ну, ладно, покормлю!), и так далее.

Однако - к теме: отчего так легко исповедывать себя среди "обычных людей", и так трудно - священникам? Трудно и страшно?
Очевидно, из-за "разницы координат местоположений" священников и нас. Они словами и делами забрались далеко от нас и высоко, ибо они служат Богу.
Мы - внизу.
И нам надо сначала словами проложить себе дорогу к церкви, к ним, к исповеди, потом протащить собственные тела (мимо телика, магазина, зарплаты, детей, родственников, которые притягивают к себе, удерживая в привычной точке-пространства-метафизики-духовности), потом как-то рядом со священником проложить словами дорогу к Богу, пробиваясь ими через собственное Эго, отрицая собственную жизнь, а в ней ведь всё - и работа, и родственники, и недвижимость, в общем, да абсолютно вся жизнь завязана на моем собственном Эго, и если я его разрушу словами: "Да это мерзость ужасная!", то - где и как я буду жить?! Это ж не кот чихнул, это я собственными словами прокладываю себе дальнейший путь. Разрушая собственную жизнь. И за исповедью - огромное Ничто, как результат разрушения моей собственной жизни, забазированной на Эго, на греховности! Это же ужас кошмарный!

Вот это - разрушительная суть исповеди - пугает подсознательно. Одно дело рассказать подружке, которая, в общем-то, такая же эгоистка, как и я, она только успокоит и "отправит обратно", в уютное гнездышко привычной жизни, другое дело - рассказать Богу, Исправляющему Ошибки, что вся твоя жизнь есть Одна Большая Ошибка. Он ведь - реально исправит. Он же - Бог, а не подружка...

Осознав первопричину ужаса - становится немного легче. Но - увы! - только тому, кто умудряется отщипывать от собственного Эго время на изучение Бога - Каков Он? Как Он исправляет наши ошибки? Как Он разрушает наши жизни? Что дает взамен? Насколько это больно и страшно? И благо тому, кто пережил хотя бы одну хирургическую операцию над телом: это очень похоже. Наркоз (причастие, богослужение. "Опиум для народа" - это не ложь, по большому счету, это милосердие Божие, как Главного Врача мироздания, и если хирурги милостивы и не отрезают "наживую" ничего, то насколько более милостив Бог, Которому от нас даже зарплаты не надо?), отрезал, пришил, дырку зашил. Потом - немножко больно, потом чешется, потом вынимают швы, потом остается только шрам, а у некоторых и шрама-то не остается.
Отщипывая у собственного Эго время на изучение Бога - успокаиваешься. И самим процессом (это интересно, а Нагорная Проповедь формулирует это вообще словом "блаженство" - блаженны алчущие правды!), и пониманием - Бог милостив! И разрушает "до основания" только в крайних случаях, типа Гитлера, еретика-Ария и тому подобное...

И страх исповеди - проходит. Потому что отщипывая у собственного Эго время на изучение Бога - постепенно поднимаешься к Нему, и уже не так энергозатратно отрываться от тех, кто держит, да и Сам Он верен верным: притчу о блудном сыне отменить невозможно.


Рецензии