5. Сознание. Маска, тень, личность

Пятый уровень сознания – ментально-эгоистические области.

   Паратаксис (магические образы) умирает и начинает развиваться синтаксический (связанный с правилами построения слов и предложений), вторичный процесс, и линейное, концептуальное (система взглядов), абстрактное (отвлечённые понятия), вербальное (общение словами)  мышление решительно вмешивается в каждый элемент сознания.
   
   Среди мощных эмоциональных сил, которые мотивируют и будоражат людей, многие поддерживаются или даже порождаются сложными символическими процессами. Возникают индивидуальные чувства и понятия. Индивидуальные чувства – понятия личной значимости, самотождественности, роли в жизни или самоуважения. Понятия входят в образ самости и в значительной мере создают его. Человек  видит себя самого уже не как физическую сущность или имя, а как вместилище понятий, относящихся к его собственной жизни.
   
   «Эго» отличается от прочих форм самоощущения. Если уроборос был доличностной самостью, тифон – растительной, а членская самость – самостью имени-и-слова, то сердцевина «эго» - это мысленная самость, само-концепция. «Эго» является системой взглядов самого себя  или совокупностью таких концепций вместе с образами, фантазиями, отождествлениями, воспоминаниями, субличностями, мотивациями, идеями и информацией. Следовательно, как утверждает психоанализ, «здоровое «эго» - это более или менее «правильная концепция самого себя», то есть такая, в которой учтены разнообразные и часто противоречивые тенденции «эго».  Кроме того, «эго», хотя и дифференцируется от тела, однако тесно связано с произвольной мускулатурой тела. Взаимоотношения между родителями и ребёнком, частью традиционные, частью воображаемые, становятся стабильной связью внутри «эго».  Внешнее становиться внутренним. То же самое происходит с общением с другими людьми.
   
   Все области «эго» можно разделить на три стадии: раннее «эго» (возраст от четырёх до семи лет), среднее «эго» (от семи до двенадцати) и позднее «эго» (от двенадцати до начала внутренней дуги, но не ранее двадцати двух лет).
 
  Очень немногим удаётся пережить своё детство в полностью или хотя бы почти неповреждённым «эго» в сознании, поскольку «после того как устанавливается Супер-эго, именно оно решает, какие побуждения или потребности будут разрешены, а какие подавлены. В любой точке развития «эго» возможно вытеснение любого аспекта самости, который, будучи представлен в сознании, мог бы восприниматься как слишком угрожающий. Такие аспекты  называются  «Тенью», а получающуюся ложную самость «Персоной», или «маской».   Сама «Персона» является частной ролью, разработанной для лучшего выполнения различных задач, так что у индивида есть несколько разных «масок» - маска отца, врача, супруга или супруги и так далее. Суммой всех его возможных масок будет тотальное «эго». Оно строится и конструируется за счёт выучивания разнообразных масок и сочетания  их в интегрированной концепции самого себя. Как «конкретный другой» предшествует  «обобщённому другому», так и маска предшествует «эго». Получается, что Самость лепит себя из разных конкретных масок, то есть конструирует «эго»?
 
    Трудности возникают, когда одна частная   маска (например, «неагрессивный,  добрый парень») становиться главной и господствует над полем сознания, так что для других законных масок («здоровой агрессивности» или «настойчивости») нет возможности войти в сознание. Эти отщепленные грани «эго»-самости становятся Тенью или вытесненными масками. Общая, в чём-то упрощённая формула такова: «Персона» + «Тень» = «эго». Отметим, что всё Тени бессознательны, но не всё в бессознательном является Тенью. То есть, среди всевозможных уровней бессознательного лишь немногие являются «персональными» или «Персонами - Тенью»; широкие полосы бессознательного являются предперсональными, или доличностными: уроборическая, архаическая, коллективная и низшая архетипическая; столь же широкие полосы трансперсональны, или надличностны: тонкая, причинная, трансцедентная, высшая архетипическая. Поздний  период «эго»/маски является ключевым  для всех видов масок. То есть, к этому моменту индивид уже научился создавать несколько подходящих масок и отождествляться с ними. Кроме того, на этой поздней стадии развития «эго» он не просто нормально осваивает свои разнообразные маски, но начинает трансцендировать  их, разотождествляться с ними. 
       
   При развитии и росте ребёнка происходит переход внутренних наработок сознания во внешние действия. То есть вырабатывается определённый тип поведения (внешняя маска). Это происходит путём разотождествления структур низшего порядка и интегрирования их во вновь возникающие структуры более высокого порядка. Самость   на поздней стадии начинает выделяться из конкретного мыслительного процесса, и следовательно оперировать с ним. Процессы мышления, то есть работа с формальными или лингвистическими объектами, а так же с физическими и конкретными,  могут происходить лишь поскольку сознание дифференцирует себя от синтаксического мышления, тем самым трансцендируя (выводя за пределы физического мира) его, и потому способно оперировать с ним (чего оно не могло делать, когда само было этим мышлением). Сознание или самость трансцендируют вербальное «эго»-ум. Оно начинает быть трансвербальным, трансэгоическим. ( транс … - расположенный за пределами чего-то). Это пятая чакра, вишуддха-чакра, или низший вербальный ум, и низший аспект шестой, аджна-чакры, или абсолютного разума.
 
   Получается, что когда человек мыслил образами, сознание не отделяло себя от образов? Когда он стал мыслить словами, сознание отделило (выделило) от себя ум – мышление.   

Источник информации книга «Проект Атман» Кена Уилбера.


Рецензии