Она прожила чужую жизнь. глава 9

Глава 9

Как обычно, в конце августа девочки поехали в техникум, чтобы до начала занятий оформиться в общежитие.
- В этом году общежития нет, -  сказали им в учебной части.
- Но где же мы будем жить? Мы ведь поступали в техникум с общежитием, и когда нас переводили, обещали, что обеспечат общежитием, - доказывали возмущённо.
- Ничего не знаем. Общежития нет. Вот адреса хозяек, которые согласны взять студенток на квартиру. Перепишите, походИте, поищите. И поспешите, пока там ещё не взяли из других учебных заведений, - и видя огорчение девочек, попытались успокоить: - Ну что поделаешь? Не вы первые, не  вы последние. Многие студенты на квартирах живут.

Что тут делать? Придётся искать квартиру, на последнем курсе обидно бросать учёбу.
Наверное на это и рассчитывали те, кто отказал в общежитии.
Платить за квартиру придётся в десять раз дороже. Несмотря на, казалось бы, хорошие должности, заработки родителей были более чем скромные. Ни хозяйства, ни приличного огорода не было, даже сад был совсем молоденький, ещё не плодоносил. Жили на зарплату, а дома ещё младшие дети подрастают, которых одевать, обувать,  кормить и учить надо.
 Так что придётся жить ещё экономней.

Долго ходили по адресам. Техникум располагался в части города, где были сосредоточены почти все учебные заведения, и квартиры здесь были очень дорогие.  Совсем отчаявшись найти жильё «по карману», уже поздним вечером, уставшие и голодные, позвонили в очередную квартиру.
Дверь чуть-чуть приоткрылась, и в щёлочку предварительно взятой на цепочку двери, их тщательно, с головы до ног осмотрела маленькая полненькая старушка.
- Что вы хотели, девочки?
- Мы ищем квартиру. Нам в техникуме дали ваш адрес.
- В каком техникуме?  - поинтересовалась недоуменно.
- В промышленно-экономическом, что на улице Гоголя.
- Странно. Я никакой квартиры не сдаю, - удивилась старушка, приоткрыв дверь пошире. - А откуда вы приехали?  И где работают ваши родители?
- Мой папа директор школы, и мама там работает библиотекарем, а у неё, - Лариса кивнула в сторону Милочки, - папа экономист в депо, а мама учительница.
Старушка сняла цепочку, высунула голову в щёлку двери, осторожно  огляделась по сторонам, затем открыла дверь, отступила в сторонку.
- Ну-ка, зайдите на минутку.
Девочки вошли в высокую просторную прихожую.
- Идите сюда, - позвала старушка.
Девочки сняли обувь и осторожно по мягким коврам прошли вперёд. Налево была приоткрыта дверь в кухню. Красивый кафель, белые стенные шкафы, шторы на окне.

Хозяйка ввела их в большую  комнату. Девочки с изумлением осматривались  вокруг. Мягкие, пушистые, скрадывающие шаги, ковры на полу, большие красивые ковры на стенах, отблескивающий тёмной полировкой мебельный гарнитур, где за стёклами шкафов виднелась красивая посуда и величественные, тиснённые золотом, корешки подписных изданий.

Выросшие в более чем скромных провинциальных домишках, где роскошью считались кровати с никелированными спинками и панцирными сетками, а на полу лежали домотканые полосатые дорожки, девочки оробели и молча переминались с ноги на ногу, боясь сделать лишний шаг.

Старушка села на большой мягкий диван, покрытый красивым ковром: - И на каком же курсе учитесь?
-На третьем, выпускном. В начале июля следующего года закончим техникум.

Девочки немного пришли в себя и осторожно стали осматривать комнату. Какая она большая! Настоящий большой зал, хоть танцы устраивай. Столько всего понаставлено, и так свободно, просторно. Наверное, этот дом строился ещё до революции.
Через открытую дверь балкона ветер надул гардину, и девочки невольно повернули туда головы. Ну и балкон! Целая комната! Метров десять длиной и пять шириной. Там тоже всё красиво: по бокам стоят топчаны, посередине низкий столик с витыми ножками, на нём букет цветов в красивой вазе, возле столика шезлонги, плетёные из лозы.

Наконец старушка решительно поднялась с дивана:
- Ну-ка, пойдёмте со мной.
Выйдя из комнаты, прошли дальше в глубину тёмной прихожей. Старушка распахнула дверь ещё одной комнаты и широким жестом, как фокусник в цирке, пригласила заглянуть туда, словно обещая какое-то чудо. Девочки вошли. Тусклая лампочка освещала совершенно пустую комнату с голыми грязными стенами, с  маленьким узким окошком, расположенным в самом углу. Девочки поёжились. А старушка уже всё решила и за себя, и за них:
- Будете здесь жить. Сейчас принесёте топчаны с балкона. Постельное бельё у вас есть?
- У нас ничего нет. Мы ведь надеялись, что будем жить в общежитии.
- Ладно, солнышки, я найду вам что-нибудь старенькое, а потом из дома привезёте. Пойдёмте со мной.

Она завела их в большую кухню. Видно было, что её недавно перестраивали,  всё сверкало новизной и  чистотой. В торце за шторой виднелась ванна. Девочки переглянулись: вот повезло! В ванне будут купаться, не то, что дома в узком корыте! Или в общежитии, в душе с отсыревшими серыми стенами.
- Ванной пользоваться нельзя. Будете ходить в баню, здесь недалеко, - словно угадав их мысли, предупредила старушка .- Вот здесь будете ложить овощи,  вот здесь, на полочке, сахар, варенье, хлеб, крупы.  А вот здесь тарелки, ложки, чашки. - Всё показав  и оговорив условия, она наконец, представилась: - Меня зовут Анна Митрофановна. Пока живу здесь одна, но в следующем году сюда переберётся мой сын с семьёй. Сейчас он квартиру переделывает на свой вкус, так что придётся вам потерпеть некоторые неудобства. Нам с покойным мужем и так было хорошо, а сын хочет всё по-современному сделать. Муж у меня работал главным инженером на засекреченном заводе, - многозначительно посмотрела на девочек.
 
Немного помолчав, сказала:  - Я вижу, вы девочки скромные, из хороших семей. Тем более, вам осталось учиться всего лишь один год, так что живите. Уходить на занятия будете утром, приходить домой днём, а вечером в девять часов чтобы были дома. И вообще, постарайтесь поменьше попадаться соседям на глаза. По квартире вам тоже ходить нечего. Я вам комнату выделила, там и находитесь.

Она назвала сколько надо платить. Девочки понимали, что это дорого, но время позднее, устали за день, так что деваться некуда. Да и некоторые преимущества очевидны: и от техникума недалеко,  и всё-таки  вдвоём будут жить в  отдельной комнате, а не впятером, как в общежитии, а уж в крайнем случае, если  попадётся что-нибудь подешевле и получше, то уйдут.

Несмотря на усталость, ночью спали неспокойно, а проснувшись утром, обнаружили, что в комнате полно клопов. Сказали об этом хозяйке, вместе облили кипятком скудную мебель, и на какое-то время от клопов избавились.
 
Как и требовала хозяйка, из комнаты старались выходить пореже. Варили макароны или картошку на газовой плите в кухне, а кушали в своей комнате.
 
Тем не менее, через некоторое время обнаружили, что они не единственные квартиранты у Анны Митрофановны. В квартире оказалась ещё одна комната, возле самой входной двери, которую они не заметили в первый вечер. Там жили три девушки - студентки  мединститута. Та комната была намного уютнее: кровати мягкие,  коврики у стен, подстилки на полу. Но надо отдать должное хозяйке, с Ларисы и Милочки она брала подешевле.
Девушки-медички были постарше, но девочки вскоре познакомились с ними и иногда заходили в гости.  Медички всё время что-то учили, читая толстые потрёпанные учебники по медицине.

Через некоторое время стали замечать, что запасы их продуктов уменьшались, на это жаловались и медички, подозревая хозяйку. Но что поделаешь? Идти на конфликт не хотелось, всё равно ничего не докажут, сами же останутся виноватыми.

Людям свойственно привыкать ко всему, постепенно девочки привыкли к своему убогому жилищу. По вечерам, сделав все дела, частенько подолгу  разговаривали на разные темы, лёжа на узких топчанах и рассматривая потолок комнаты. Наверное, он сохранился со времён постройки и несмотря на многолетнюю  пыль и грязь, был очень красивым.
 В  самом центре вокруг светильника и по периметру потолка — лепная  ажурная окантовка удивительной красоты в виде вьющегося веночка цветов и листьев. Особенно поражали цветы, они были настолько тонкими и хрупкими, что казалось, будто они живые, просто замёрзли и покрылись белым инеем, сохранив всю нежность и  прелесть  своих лепестков.
 Какой неведомый мастер сотворил это чудо, и для кого? Свидетелями скольких людей и их судеб были эти цветы?
Но девочки не думали о прошлом, ушедшем времени, у них всё ещё было впереди, в той огромной, бесконечно долгой взрослой жизни, в которую они только ещё готовились сделать первый шаг.

Свою  хозяйку девочки за глаза прозвали «Солнышко». Маленькая  толстенькая старушка, она ещё сохранила плавность и вальяжность движений,  замедленность и томность взгляда. Сквозь седину и морщины ещё светилась, тускнея, её былая красота. В роскоши и достатке она прожила свою жизнь и теперь  получала  хорошую пенсию за умершего мужа, при жизни имевшего особые заслуги перед страной и очень высокие заработки.

И потому казалось особенно нелепым то, что получая деньги с нелегальных квартирантов, она ещё позволяла себе потихонечку подворовывать у них продукты.

 Как говорится: «Бог ей судия».

(ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ)


Рецензии
Жизненно и добротно написано. Без всяких современных наворотов и лишних рассуждений. Жизнь - как она есть.
Не покидает чувство, что Вы сами это всё пережили.
Когда при чтении что-то волнует, вызывает свои воспоминания, это хорошо, значит, автор сумел задеть какие-то внутренние струны.
Вот и у меня появились воспоминания своей студенческой поры, когда мы с мужем, совсем молодая пара, снимали квартиру у такого же "солнышка", божьего одуванчика.
Туда не ходи, сюда не ходи, плитка только на час-два в день, но продукты таяли быстро. Хозяйка бессовестно прикладывала руку. Особенно к мясу.
Спасибо, Людмила.

Валентина Колбина   16.01.2021 18:04     Заявить о нарушении
Конечно же, многое было пережито лично мной, а "Солнышко" - так точно!
Почему-то кажется, что любой автор использует личный опыт, даже если пишет фантастику.
А жизнь меняется, каждое поколение привносит что-то своё, отвергая былое. Правда, сейчас даже книги уходят, уступая место гаджетам, в маленьком мобильнике - весь мир! То ли ещё будет!
С улыбкой,

Людмила Киреева-Силенко   17.01.2021 02:54   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.