Египет и египетские династии 2 А. Уайлдер
«Именно характер правит, как народами, так и индивидуумами. Только будучи лояльными по отношению к старому, мы можем служить новому; только понимая прошлого, мы можем интерпретировать и использовать настоящее, так как история не создается, а раскрывается, и Старый Свет присутствует в Новом». Бендж. Иде Уилер.
«Жизнь всех народов, которые составляют часть истории, колеблется в течение первобытного периода между двумя полюсами», - замечает барон Бунзен. «Благодаря простому действию, развивается чувство национального существования. Одним из этих полюсов является язык, другим – религия». Без языка, как он утверждает, не может быть никакой религии, а без интуитивного осознания Бога не может быть никакой связи между сущностью и способами Бытия, сущностью и экзистенцией Сведенборга; следовательно, никакого предположения или утверждения, ни слова, ни языка. Следовательно, он добавляет: «Без этих двух, религии и языка, никакой науки, никакого искусства, никакого чувства человеческого сообщества не может существовать, и, следовательно, никакого развития гражданского качества, никакой истории».
Как будто в соответствии с этим каноном, летописи Египта начинались с преданий о древнем правлении богов, и опытные востоковеды интерпретировали их как указание на миграцию из Азии в какой-то доисторический период. Это может быть правдой, в той или иной степени, относительно северного региона, но представляется совершенно невероятным, относительно населения Фиваиды. Коптские лица кавказского типа, и многие божества, которым поклонялись в этой местности, имели имена и предназначение подобно их двойникам в других азиатских странах. Это, однако, не было опубликовано. Сами семьи были религиозными группами с предками-родоначальниками, которых они чтили и в чью память совершали обряды, молитвы и жертвоприношения в определённые периоды. У каждой местности или нома в главном городе был храм, где поклонялись богу-покровителю вместе с его супругой и третьим покровителем. Короче говоря, в том далеком периоде неопределенной древности проявилось то, что Бунзен так красноречиво называл «чистой апперцепцией Бога, что открывается в человеческой душе как закон с помощью здравого смысла и восприятием Бога вследствие совести».
Традиции доисторического периода разделяют богов, правивших Египтом, на две группы: группу Ра и группу Осириса. Обе связаны одинаково с поклонением солнцу, но проявляют разницу во внутреннем характере. Центром культа Ра был Гелиополис, а культ Осириса в Абидосе. Тем не менее, при создании соответствующих легенд назначался отец, чье правление предшествовало главной божественности группы, как в гомеровском богословии, Зевс становится сыном и наследником Кроноса. Соответственно, предания Нижнего Египта ставили первым в ряду божественных правителей Пта, бога Мемфиса. Он был демиургом и считался «Отцом Вселенной» и «Владыкой Истины». Имя, однако, похоже на семитское слово (1) и означает открыватель, раскрывающий или толкователь (2) и, таким образом, тем, кто в деятельность приносит совершенство. После появления более полной философской системы он изображался выходящим из мистического Яйца, в котором находилась Вселенная. Иногда он также изображался у гончарного колеса, как Неф и Аман Фив, чтобы придать Яйцу идеальную форму. Ещё его изображали с фигурой мумии, держащей нилометр и кнут. Его дочь, Ма или Тмий, олицетворяемая Истина, была неотделима от него, указывая, как выразился Ямвлих, что он создал все истиной. Его супругой была Сукет или Баст, Артемида или Диана Египетская, которая была главной богиней Бубаста. (3) Она изображалась головой львицы, а также с человеческим обликом, с рогами луны и солнечным диском, увенчанным царским орлом, двумя страусовыми перьями и стервятником. Последний был символом материнства, а орёл независимости; ей поклонялись как «Царице Небес» и «Матери Всего сущего». Бог Эмеф, (4) Имофт или Имхотеп, египетский Эскулап и бог высшего знания был третьим в этой группе.
Ра олицетворяло Солнце и, очевидно, было семитским божеством Ра или Иль древнего Вавилона, или Баб-Эль. Его земное царствование с богами, которые представляли его в разных атрибутах, считалось фактически тем же Золотым веком. Этот период все вспоминали с сожалением и завистью; и всякий раз, когда кто-то хотел указать на превосходство чего-либо, было достаточно сказать, что «такого никогда не видели со времен бога Ра». Кажется, у него не было никакой супруги, как у других божества; и, фактически, другие боги были лишь самим Ра, проявленным и персонифицированным в разных формах и состояниях, как бы означавших Солнце в его различных функциях, атрибутах и времени суток. После того, как был определен новый план Фив, его имя и символы изображали вместе с божествами южного Египта, такими как Амун-Ра, Нум-Ра, Кхем-Ра, Себек-Ра. Это указывало на их существенное сходство, а также на то, что эти различные персонификации относились только к качествам и атрибутам, а не к какой-либо реальной личности.
Ра также отличался безграничным разнообразием форм. Одна из них – человеческая фигура с диском солнца на голове, который часто обрамлялся змеем, чтобы изобразить движение солнца по небу. У другого была голова ястреба, символа солнца и высшей души. Поэтому храмовый писарь или писарь иероглифов излагал его предназначение: «Тот, у кого голова ястреба, есть Высший Бог. Он является Изначальным, нерушимым, вечным, непобедимым, неделимым, абсолютно непохожим на всех остальных, обладателем всякого совершенства, неподкупными никакими дарами, лучшим из лучших и наиболее проницательным из проницательных; он является отцом общественного порядка и справедливости, учёным сам по себе, посвящённым, совершенным, мудрым и первым, кто стал обладать священным оккультным знанием». Он также назывался в преданиях сыном Ну или Нетпе, первичной матери, от которой он рождался заново каждое утро, а также Нейт, матери богов и богини философии. Часто цитируют табличку из храма этой богини в городе Са или Саис: «Я – всё, т. е. то, что есть, было и будет: никто никогда не снимал с меня одеяние, однако Ра – мой сын». (5)
Шу, «перворожденный сын Ра» был следующим божественным правителем Египта. Он был, как его имя говорит, персонификацией Ра, как света, а также как космической или электрической энергии. Он был назван Манефоном Агафодемоном или добрым божеством, а впоследствии назван гностиками Нефом.
Тефну, его сестра-близнец, была его супругой, а Тум или Атум, Солнце ночи и мира мертвых, завершал триаду. Эти три бога, однако, были только формами Ра, а медный змей был их символом.
После создания первой династии главной религией была религия Фив, и группа божеств, олицетворяемая и представленная Осирисом, в значительной степени вытеснила и поглотила группу богов Ра. Боги Севера отошли в тень, и другие боги стали верховными и назывались не только владыками Египта. Хотя Неф не относился к категории богов, которые обладали земной властью, он был слишком заметен, чтобы не привлечь внимания. Несмотря на кажущееся семитское происхождение его имени (6), он, прежде всего, принадлежал Эфиопии и Фивам, фактически превзойдя самого Амона. Неф обычно изображался с головой барана, на которой были также рога козы, увенчанные аспидом. (7)
В одной руке он держал крест с ушком (8), а в другой – папирус-скипетр. Рога козы означали душу, а «ба» египетское название этого животного также означало душу, в то время как «шефт» или баран подразумевал создателя или формовщика. Неф был духом, который парил над беспорядочной материей и наполнял ее жизнью.
Поэтому он был изображен в храме в Фике: «Нум, который создал на этом колесе божественное тело Осириса, восшедшего на престол в великом чертоге жизни». Его также называли Нум-Ра, «который образует матерей, родительниц богов». В Эсне он изображался создающий человеческий род на своём колесе, а также солнце и луну, миры и всё сущее. После объединения двух корон Египта считалось, главное божество Мемфиса Пта произошёл от него. Философ Порфирий отобразил в предании, что демиург Пта родился из яйца, вышедшего из уст Нефа. Гностики также представляли это божество в виде огромного змея с львиной головой, окруженной ореолом из семи или двенадцати лучей. Они также называли его Агафодемоном или добрым гением. Его помощницами были богини Сати, Онка или Ануки. Последней богине поклонялись в Беотии, под видом Афины, и она была главной покровительницей очага, как Гестия. Авторы расходятся во мнении в отношении того, какая из двух считалась его супругой, так как Сати появляется с ним на различных изображениях, хотя иногда, по-видимому, как помощница.
Социальное положение Египта в первобытный период было патриархальным. Каждый город, ном или район были самостоятельными со своей собственной триадой и кругом богов, а также своим особым поклонением и преданиями. Они постепенно сближались, пока влияние центра не привело к объединению пантеона. На севере преобладали божества группы Ра, бога Солнца, но с течением времени стал превалировать культ Осириса с юга. Соответственно изменились традиции. Эта новая фаза была обозначена преданием о царствовании Себа, египетского Кроноса. Эта божество описывался как владыка земли и времени, а так как египтяне верили в неизменность времени, то он был властелином всего прошлого. Фактически, Себ, похоже, имел царство, простиравшееся по всей земле. Сэр Гайд Кларк находит его имя в Америке, (9) как Сибу в Коста-Рике и Шиватт в Мексике, как Собо или Низоб в африканских племенах, как Шива - коренной неарийский бог Индии, как Сабазиос (10) Аттис или «Великий Отец» в Малой Азии. Хотя иерограммой этого божества в Египте был гусь, то более распространённым его символом в других странах был змей. (11) Он использовался в значение благодетеля, дарителя жизни и мудрости, но в некоторых странах и обстоятельствах, как вредоносная сила.
Себ назывался «Отцом богов», а Нит или Нутпе, его супруга, носила звание «матери богов» и «хранительницы душ». Эта богиня иногда изображалась с фигурой стервятника на голове, чтобы символизировать ее характер как Великой Матери. Она также изображалась стоящей на дереве с сосудом, из которого лила воду на руки, стоявшей под деревом души. Поскольку Себ был властелином земли, она была царицей или олицетворением небесного свода. (12)
Земное царство Осириса ознаменовалось в Египте установлением новой эры в египетской жизни. Искусство, литература и другие составляющие цивилизации обычно приписывались этому учреждению. Взойдя на место Ра и Пта, он был наделен многими символами и титулами, позволявшими своим более поздним поклонникам принимать его в качестве новой формы или проявления этих божеств. В отличие от них, его имя и звание не были представлены каким-либо животным. (13) Он держал в руках кнут и жреческий посох. Его иероглифом был просто трон или седалище, передаваемое звуком Ас, и глаз, ар или ири, что фонетически составляло имя Асар или Асири. (14) Происхождение имени Осирис, однако, не является египетским; но его причисляют к таким именам, как Асар, Адар и Ассур из Ассирии и Вавилонии. (15) Осирис изображался в более поздние времена в виде Диониса или Вакха-Загрева Востока. Трагедия «Тайных обрядов» придает ему соответствующий характер и прошлое. (16)
Изида, его супруга, «богиня с тысячью имен» была того же звания и предназначения, что и восточная Иштар или Астарта. Несмотря на то, что в более ранние времена она не имела такого значения, она стала после правления гиксосов играть более важную роль, чем эти две богини.
Предполагалось, что Сет или Сут, брат (17) и преемник Осириса должен был представлять дельту Египета, поскольку Осирис представлял более древнюю страну Юга. Фактически, его культ преобладал в Нижнем Египте задолго до Осириса. Его имя, имеющее значение «род» в азиатских диалектах, помогает идентифицировать его с Молохом, Ваалом сирийцев, Сутом гиксосов и Сутехом китанов или хеттов. (18) Он был самым почитаемым божеством в Северном Египте и носил такие титулы, как «возлюбленный мира», «самый славный сын Нут» и «великий правитель Небес», а его земное царствование отмечалось как самое благотворное. Ненависть, с которой относились к гиксосам и китанам, и к господству нового режима в Египте, послужила тому, что он лишился впоследствии всех своих почестей. Низвергнутые боги становятся олицетворением зла. В трагедии Исиды и Осириса Сет был преобразован в Тифона и стал сатаной азиатских стран под влиянием Египта.
Небти или Нефтида, мать Анубиса, была супругой Сета. Ее имя, означающее «госпожа обители», похоже, приравнивало ее с Онка и Гестией, как хранительницу очага. Ее всегда называли любящей и доброй, а на памятниках она называлась «доброжелательной, любящей сестрой».
Хор или Гор, сын Исиды и Осириса, по-разному персонифицирован. Он был Хор-эм-Хути или Гармахис, Гор или солнце меридиана, Хор-пе-хрути или Гор- ребенок, (19), а иногда Хар-оэр или Ароэр, брат Осириса. Он занял место Ра во многих местах, ему также поклонялись как Ра-Хар-эм-Хрути в храме этого бога в Гелиополисе. Он также изображался как Ра с головой сокола, особенно после того, как фиванское правление соединило два культа. В его царствование амазонки с крайнего Запада, как утверждают, прошли через Египет по пути завоевания. Он стал преемником Сета или Тифона, позже легенда сделала его противником и победителем этого божества, и мстителем за Осириса.
Его супруга Хатхор была Венерой или Афродитой Египта. Ее имя Хат-Хор, место или обитель Гора (20) не только указывает на нее, как на супругу этого божества, но и в полном смысле как на олицетворение материального или материнского принципа вселенной. Ее храмы были по всему Египту, и она была особой богиней египетских цариц. Она олицетворяла все, что было красиво, и всё, что было истинным. Она также была служительницей в мире мертвых, где Осирис был судьей. (21) Ее статуя была женщиной с головой коровы, с полумесяцеми и диском между ними. В одной руке был крест-анх, а в другой - лотос-скипетр. Ее часто отождествляли с Исидой, Нейт и другими богинями. Эберс соответственно представляет Рамзеса и других царей в Уарде, говоря о них всех вместе как поклонниках «Хатор». Она была божеством, наиболее знаменитым из-за благотворительных дел, и была самой почитаемой в Египте. Любое значимое место имело храм Гора и Хатор.
Следует иметь в виду, что этот список является перечислением состояний, которые сохранялись в более поздние времена как описание доисторического периода. Мы можем считать это формой истории в стиле притчи, имеющей загадочное значение с более или менее глубоким эзотерическим смыслом. Это, безусловно, послужило основой для философов александрийского периода, учений Плотина и Порфирия, теософии и теургии Ямвлиха и умозрительных систем других мудрецов.
Такое правление богов, как уже было сказано, являлось управлением делами со стороны посвященных жрецов, обладавших царскими качествами, титулами и властью. Божество, которому поклонялись, назвалось правящим монархом, и все действия исполнялись от его имени. «Правление богов, - говорит сэр Дж. Гарднер Уилкинсон, - вероятно, являлось правление жрецов тех божеств, которые управляли страной до избрания царя, подобно судьям Израиля». (22)
Это – явная аналогия. Мы читаем в Книге Чисел (23), что восстание против Моисея было равносильно восстанию против самого Бога, которого Моисей представлял в качестве пророка. Когда старейшины Израиля потребовали от пророка Самуила, который также был их судьей или «шофет», чтобы он отдал свою власть и поставил над ними царя для правления, как у других народов, считалось что они отвергли не только Самуила, но и Самого Бога, чтобы Он не царствовал над ними. (24)
Последующий период в Египте был известен как время «Гор-ем-Шасу» или «Гор-Шасу», «преемников Гора». Оно продолжалось до Манефона, 13 900 лет. Тот или Гермес, известный покровитель литературы, был первым из этого ряда. Двенадцать из этих меньших божеств были причислены к этой категории, после чего началось правление человеческих правителей. Они назывались некьес; вряд ли «мёртвые», как мы можем предположить, или призраки мертвых людей, но люди с сильным характером и большими способностями, которые были признаны достойными почетного захоронения и удостоились чести добрых демонов и предков. (25) Они, вероятно, являются членами сакрального ордена и были избраны на царское служение своими людьми. Манефон называет Битиса первым из этого числа. Он также упоминается Ямвлихом как «пророк царя Амона», гика или верховного бога Фив, и толкователя теософии Гермеса. Профессор Сейс объясняет такое положение дел тем, что «земля Нила была затем разделена на несколько небольших царств, населенных народами, похожими по происхождению и обычаям, и уже значительно цивилизованными. Так называемый гранитный храм около сфинкса в Гизе, построенный из огромных монолитов сиенитового гранита, искусно вырезанных и соединенных, возможно, принадлежит к этому далекому периоду». Он добавляет, что он был изначально гробницей (26), но когда его обнаружили в песках во времена Хеопса, строителя Великой пирамиды, царь, по-видимому, предположил, что это святилище Гармахиса, Сфинкса. «Даже в те отдаленные времена изучались принципы архитектуры, - добавляет он; «и вождь, который жил у края Дельты, мог получать огромные гранитные блоки, вырезанные и доставленные из далеких карьеров Ассуана». «Сам Сфинкс, вероятно, принадлежит к тому раннему периоду».
Поскольку египтяне были очень религиозными, то считались, что цари не обладали царственной властью до тех пор, пока они не были официально введены в звание первосвященником главного храма. (27) Также было подтверждено, что жрецы пользовались правом определять конец правления, когда царь правил достаточно долго, и он, соответственно, подчинялся их велению и кончал жизнь самоубийством. Наконец, один царь отказался подчиниться и смог поставить царскую власть выше иерархии жрецов и, таким образом, ввести новое положение дел. Также говорилось, что жизнь священного Аписа была ограничена двадцатью пятью годами, после чего его топили, и обеспечивали ему преемника. Но монархи, перечисленные в списках многочисленных династий, часто были чрезвычайно долговечными.
Некоторое время спустя существовали три основных религиозных центра, к которым присоединялись другие районы. Это был центр Сета в Дельте, центр Ра в Гелиополисе, а также центр Нефа в южных номах; культ Осириса принимался всеми. Со временем несколько номов или районов объединились более тесно в соответствии с расовой принадлежностью и взаимными интересами. Один центр власти и правления был установлен в Тени и Абидосе, а другой в Анну или Гелиополисе. Таким образом, было два Мицира или Мицраима. Один из них иногда назывался Кафтором в связи с Финикией, (28) и другого Патрос или страна Хатора. (29) Таким образом, был подготовлен путь к тому положению, которого достиг в последствие Египет при его многочисленных царских династиях.
Г-н Глиддон в своих лекциях кратко изложил состояние дел в тот период. «Теократия или правление жрецов впервые была у египтян», - замечает он; и затем продолжает объяснять. «Необходимо, - говорит он, - дать слову «жрецы» понятие, которое оно имело в далекие времена, когда служители религии были также служителями науки, объединившие в своём лице две самые благородные миссии, которыми может быть обличён человек - поклонение Божеству и совершенствование разума».
После этого замечательного заявления, г-н Глиддон спускается со своих высот и принимает современный способ объяснения всего упадком. Он утверждает, что правление жрецов деградировало и его заменили светским правлением. «Эта великая политическая революция», как он это понимает, «оказала большое влияние на социальное благополучие людей влияние, как наиболее благотворное и долговечное. От жреческого деспотизма, что во имя небес требовало скрытого повиновения привилегированным членам жреческой иерархии, египтяне перешли под власть временной гражданской монархии и приобрели конституцию, которая сделала их свободными и счастливыми ».
Однако более вероятно, что эти изменения произошли из-за самих людей. Первое описание г-на Глиддона указывало на владение высшей степенью свободы. Когда нет царя, как говорится, каждый делает то, что правильно в его собственных глазах. Из утверждений г-на Глиддона видно, что народ, а не их руководители из жрецов, был ответственен за сложившуюся ситуацию. Золотой век пришёл в упадок, пришли другие века, в которых люди были менее организованными и миролюбивыми. Требовались более жёсткие руки при такой тяжёлой ситуации. Иностранные вторжения и их нововведения также беспокоили страну на севере. При уменьшении нравственности крайние ситуации привели необходимости перемен. Но вследствие этого люди стали менее свободными.
Аналогичные записи говорят об израильтянах и о переходе от теократии и священнического правления к монархии. Пророк Самуил кратко говорит об этом. (30) «И послал Господь Иеру-Баала, и Бедана, и Иеффая и Самуила, и избавил нас от руки врагов ваших, окружавших вас, чтобы вы жили безопасно. И увидев, что Нахаш, царь Аммонитян, выступил против вас, вы сказали мне: «нет; царь пусть царствует над нами; тогда как Господь, Бог ваш – Царь ваш».
Г-н Глиддон не поддержал свое заявление никакими фактами, очевидно, он вывел его из своих собственных предпосылок. На самом деле, цари Египта сами были членами касты жрецов и наставлены в храмах; они ревностно относились ко всем вопросам поклонения. Собственные заявления г-на Глиддона освобождают жрецов от обвинения в коррупции и деспотизме. «Великая революция» была лишь постепенным изменением, вызванным этими условиями, как он сам объясняет.
«Царская власть не была абсолютной, - говорит он нам, - каста жрецов сохранила в их советах законные позиции. Были военные, чтобы поддерживать порядок и укреплять монархию, но были и гражданские солдаты. На Великих Ассамблеях (панегириках), где периодически рассматривались все религиозные, военные, гражданские, административные, коммерческие, политические, статистические, внутренние и внешние дела, присутствовали священники, военные, городские власти и простой народ, интересы которых отстаивались».
Бунсен отмечает три этапа постепенного развития доисторического периода: сначала цари-жрецы, затем военные правители, а затем и цари верхней и нижней страны. Было сорок два нома или малых царств, впоследствии представленных в суде сорока двумя советниками. У каждого из них был правительственный округ со своим гиком или принцем.
Мена или Менеса обычно считаются первым монархом объединенного Египта. Это, однако, иногда оспаривается, и его имя, надо признать, имеет явное сходство с именами одноименных лидеров или предков других странах, таких как Ману в Индии, Мани в Тибете, Манис во Фригии, Мани в Лидии, Минос на Крите и Маннус в Германии. Но он всегда был признан в литературе и традициях Египта как реальный персонаж, и события, записанные в его царствование, были приняты как несомненные факты.
Город Тени, Тис или Тинис, недалеко от Абидоса, имеет честь иметь вождя, который смог установить единую юрисдикцию по всей стране (31); «тот, кто видел богатую равнину, в которой стоял этот город, - говорит профессор А. С. Сейс, - легко поймёт, почему оттуда пришел основатель единой монархии». Он был расположен на плодородной равнине, охраняемой с трех сторон холмами, а с четвертой стороны была река; и все было в изобилии для развития богатства и власти. Здесь стоял главный храм, «Усыпальница Осириса», и город был центром религиозных знаний. С этого места Менес отправился к северу вниз по Нилу, пройдя области, где, как говорили, сражались Гор и Сет, и, наконец, основал новый мегаполис недалеко от самого Сфинкса. Похоже, что он столкнулся с раздорами и войной, когда основал новый город и перенес туда богов, которые с тех пор были верховными богами в Египте. Возведя дамбу на излучине реки за сотню футов от предполагаемого участка, он прорыл для реки новый канал, на полпути между двумя хребтами холмов, которые окружают долину Нила. На отвоёванном у воды участке, он разместил город Мен-нофер, (32), более известный нам под его греческим именем Мемфис. Он также воздвиг здесь храм Божественному Создателю, Га-ке-Пта (33), чей культ он установил.
Известно, что Менес внёс важные изменения в обычаи общества, а также религии. Он ввел обряды поклонения, которые, как говорят, были первыми, из когда-либо имевшихся в Египте. Он также обнародовал новую систему законов, заявив, что они были сообщены ему Тотом, писцом богов. Он также, по-видимому, ввёл более свободный и утонченный образ жизни вместо простого образа жизни прежних времен; а более поздний правитель, похоже, считал его виновным в роскоши и коррупции, которые существовали в Египте через несколько тысяч лет после его правления. Таф-нахт, жрец и низший правитель Саиса и Мемфиса, а также верховный жрец Пта, плененный скромными привычками арабов, безуспешно добивался их принятия в Египте. Слабость к более ранней ассирийской династии, двадцать второй, привела его к восстанию, после которого правители южных номов посадили на трон Пьянхи, потомка священной династии. Таф-нахта заставили подчиниться и установили столп в Храме Амона в Фивах, на котором было написано проклятие имени и памяти Менеса за то, что он заставил египтян отказаться от ранней простой жизни. Последним списком о Менесе является история войны. Сообщается, что он руководил экспедицией против ливийцев и был убит, как некоторые утверждают, крокодилом, а другие - бегемотом. Эти сведения имеют загадочное значение, так как Сет, враг Осириса, был богом покровителем Дельты, и оба этих животных были под его покровительством. Менес, будучи поклонником Пта и Осириса, был, конечно, противником слуг этого божества, и поэтому его особая судьба может означать, что он погиб от их рук.
Он не оставил памятников, напоминающих о его подвигах. Из-за отсутствия свидетельств, все, что мы знаем, было получено из фрагментов Манефона и несовершенных списков на свитках папируса, это дает основание на серьезную критику, чтобы поставить под сомнение весь отчет. Однако не требует подтверждения то, что гробница Менеса была обнаружена в Накаде, а гробницы других монархов, принадлежащих к двум различным династиям, в Абидосе. Казалось бы, что для увековечения его памяти достаточно основанного им города, построенных им общественных сооружений, установленного им культа и свода законов, многочисленных «мистерий» и сам единый Египет.
ПРИМЕЧАНИЯ:
1. Возможно, некоторые читатели могут не знать, что этот термин «семитский» является техническим и относится к форме образования, а не к какой-либо конкретной линии рода. Нет указания на традиционных сыновей Ноя. Имеется в виду аравийское и ассирийское население и их особый язык. «Семитизм», несомненно, развился от более древнего «хамитизма», и этом, несомненно, обязаны многие сходства. Ни один человек, который знаком с еврейскими писаниями, не сможет понять, что ранние израильтяне были в основном, если не вообще, хамитами по крови, а также по языку и обычаям.
Вероятно, финикийцы, сами доисторические люди неизвестной древности, были создателями многих «семитских» имен. Они заняли Дельту в ранний период, где Сет был богом покровителем. Эфиопские или хамитские народы были самыми древними, и от них пошёл «семитизм», как утверждают филологи, и эта форма впоследствии стала ведущей во многих странах. Несомненно, миф, известный в более поздние века об убийстве Осириса Сэтом и последующею победу Гора означал конфликт египтян с захватчиками.
2. В Бытие 40:8 используется слово ПТР или «потер» [истолковывать]. Иерофант священных обрядов, похоже, получал такое звание.
3. Или Пи-Бесет - Иезекииль 30:17. Ее также называли Гакти или Геката, и она изображалась как Хатхор на памятниках.
4. Ямвлих – «Мистерии» VIII, III, 1. «Бог Емеф, высший и господствующий над богами неба».
5. Эта богиня была персонифицированным женским или пассивным принципом вселенной. Ей в основном поклонялись в Нижнем Египте, и на ней была только корона на голове. На ее происхождение указывает имя, которое является таким же, как Анаит или Анахид Азии, и Ардвисура Анахита Малой Авесты. Соответственно, она назвалась «матерью, родившей своего первенца Солнце, но не рожденного». Ее статуя в Гелиополисе имела в правой руке анх или крест с ушком, а в левой – лотос-скипетр. Следует помнить, что жену патриарха Иосифа звали Асенат или Снат, а ее отец был Потифером или Поти-Фра, «даром или Ра», который был главным жрецом этого божества в Гелиополе.
6. Еврейское слово Нефеш, дыхание, душа, человек, желание. «Семитские» диалекты, как их называют, были образованы из более древних диалектов, и к этим последним относятся родственные египетские имена. Хус или Эфиопия названы Стефаном древнейшей страной, а эфиопы - первыми, кто установил религиозные обряды. Вся Южная Азия относилась древней Эфиопии.
7. Оса была символом царской власти и прикреплялась соответственно к коронам богов, священников и царей.
8. И боги, и священники держали крест в правой руке, чтобы показать свое призвание в жизни. Отсюда слова Иисуса: «Возьми свой крест и следуй за Мною».
9. См. «Культ Змей и Шивы», под редакцией Александра Уайлдера, Нью-Йорк, 1877.
10. Семитский термины СET, суббота и седьмой, очевидно, имеют одно и то же происхождение. Бог Сабазиос, Сабаот или Кронос был властелином седьмой планеты во внешних областях космоса, мира, ночи, мертвых и седьмого дня недели. Соответственно, семиты, а также аккадцы до них с доисторических времен соблюдали этот день с большой строгостью. Он также почитался офитами в честь бога-змея.
11. Этот вопрос обсуждался генералом Форлоном, Ч. Станиландом Уэйком, Э. Г. Сквайром и другими. Он также рассматривается в моем собственном неопубликованном и незаконченном трактате «Древний символизм и поклонение змеям».
12. См. Иеремия 7:18 и 44:17, 18, 25. Во многих изданиях английской Библии есть примечание, прилагаемое к этим текстам, предполагающее, что фраза «Царица Небесная» должна читать «оправа небесная». Эта богиня ясно указана, поскольку Иудея в то время обозначалась, как вассал Египта.
13. Эта практика использования фигур животных для представления богов и их атрибутов породила легенду о рождённым Землей Тифоне, от которого боги бежали в Египет и скрылись под формами разных животных. Легенды, в которых животные принимают участие и ведут беседы, подобно людям, имеют египетское происхождение. Эзоп узнал о такой практике в этой стране.
14. Плутарх утверждает, что египетские жрецы произносили это имя Гисирис или Исирис. Это говорит о том, что начальная буква А был похожа на греческую букву ипсилон.
15. Совпадение очевидно, боги Индии имеют тот же характер, Шива или Махадева и Бхавани также называются Ишвара и Иси.
16. Геродот воздерживается по оккультным соображениям от упоминания имени Осириса. Египтяне всегда говорили о нем в третьем лице «Он».
17. Брэгш-бей предпочитает считать его сыном Осириса. Несомненно, поскольку он был богом-покровителем Дельты, он был представлен как брат Осириса, поскольку он был богом-покровителем двух Египтов. Отношения египетских богов были очень неопределенными и часто менялись в зависимости от обстоятельств.
18. Однако Эберс считал их двумя отдельными личностями. В Палестине был бог Цедек или Цадик, царём-священником или молохом которого был Мелхиседек.
19. Это – ребенок Гарпократ, приложивший палец к губам, сидел на лотосе, и поклонялся символу, представляющему его мать.
20. Предположение о том, что она изначально была азиатской богиней, не кажется совершенно необоснованным. Ее имя близко по звучанию с семитским словом «атар» или место, которое появляется подобным образом в именах Афродиты Аскалонская, Атар-Гатис или Дер-Кето, и даже в имени Китерции, Венеры Кипрской.
21. Его звали Рот-Аменти (Радамант, по-гречески) судьей Аменти, области мертвых. Слово Аменти означает запад и, похоже, было принято из-за того, что у египетских городов был свой некрополь к западу от Нила. Лодочник, который переправлял трупы за реку, назывался Харон.
22. В Египте было четыре касты: жрецы, воины плюс крестьяне, горожане и простолюдины. «Первая каста, - говорит Уилкинсон, - состояла из главных жрецов или понтификов, а также второстепенных жрецов разных классов, принадлежащих разным божествам, а также из пророков, судей, иерофантов, магистратов, иерограмматов или храмовых писцов, базилико-грамматов или царских писцов, сфрагисты, иеростоли или ризничьи и хранители храмовых облачений, врачи (учителя), бальзамировщики, иерофоры (носители священных эмблем во время процессии), птерофоры (носители флабеллы и опахал), преконес (которые, похоже, были одинаковыми с пастофорами), хранители священных животных, иеротоламоми или каменщики храмового ордена, храмовые скульпторы и рисовальщики, храмовые сторожа, разбрызгиватели воды и апомии (упомянутые Гесихием, которые выгоняли мух хлопушкой) и несколько низших служителей, прикрепленных к храмам». Лекари принадлежали к классу пастофоров. Люди могли подниматься из других каст к касте жрецов или переходить из одной касты в другую. Не было жесткой структуры, которая не оказывала должного признания заслуг и талантов.
23. Глава 21:5-7.
24. 1 Цар.8:5-9.
25. Гесиод «Труды и дни»: «Они стали демонами или божествами, доброжелательно следя за землёй, храня смертных людей – царственное занятие». Платон, «Кратил»: «Каждый, кто мудр, научен и добр, богоподобен, и оба живые и мертвые называются демонами или божествами».
26. Первые храмовые сооружения были гробницами. Следовательно, несколько святилищ Осириса в Абидосе, Элефантине и Филе были описаны как места захоронения. Гробница Зевса в Крете была храмом того же характера. Поэт Вергилий описывает Энея, совершающего обычный обряд у гробницы своего отца Анхиса. Современный обычай освящения земли для погребения мертвых является продолжением этой древней практики.
27. В Греции царь, который не был посвящен священником, не имел права на титул Василевса, но назывался Тиранос или тираном. Описывается, как Моисей возлагал руки на Иисуса Навина (Втор. 24:9); Авимелех был помазан на царя в храме Ваал-Берит; Соломон был помазан Садоком и Иоасом, а Иодай возложил на него венец рядом с масвой или священным столпом в иудейском храме. Этот обычай по-прежнему соблюдается в Европе.
28. Финикия назвалась Кафт, от которого Дельта называлась Кафт-Ор, Великая Финикия или «Остров Кафт-Ор», Иеремия 47:4.
29. Две этимологии этого имени: Па-Торес или южная страна и Па-Хат-Хор, страна Хатхор.
30. 1 Цар.12:11-12.
31. Еще один исследователь последнего периода, г-н Э. Аметино, не согласен с этим заявлением. Он утверждает, что недавно был в Абидосе, и нашел там имена и гробницы не менее шестнадцати царей, которые царствовали до Менеса и управляли Верхним и Нижним Египтом. Вместе с тем в ответ можно сказать, что такое заявление вряд ли является убедительным доказательством без дополнительных свидетельств фактического владения верховной властью. Тот факт, что до сих пор не было обнаружено ни одной записи или упоминания об этом, казалось бы, оправдывает сомнения. Тем не менее, это бы довольно удовлетворительно доказало, что традиции правления богов и достойных правителей в первобытный период были основаны на реальном состоянии человеческих дел. Тем временем исследования все еще ведутся, и мы можем ожидать поразительных открытий.
32. «Обитель абсолютно Доброго» (Осирис).
33. Бругш-Бей предположил, что название Египта произошло от этого названия.
Свидетельство о публикации №218020701633