Операция Хурма. Быль

Малике позвонил троюродный брат Тимур. У него поспела в этом году в ноябре хорошая сочная  хурма, шоколадная, сорта « королёк». Она висела на ветках у него в саду, словно оранжевое солнце, приковывая издалека к себе посторонние взгляды.
- Маль, привет! Приезжай, у меня в этом году большой урожай хурмы поспел, я сам не знаю, что с ним делать. А бросить жалко. Забери и делай из неё что хочешь!
-Слушай, а может, ты её продашь? Деньги будут!
- Да, мне предлагали. Да я не торгаш, лучше уж я тебе отдам. Детки пусть едят.
-Ну, мои хурму не особо любят. Я подумаю, ладно?
-Хорошо. Только недолго думай, а то она уже собрана, испортится быстро. Хорошо, принцесса? Тебя же ведь не зря так назвали!
-Окей.
(Имя Малика в переводе означало «принцесса». Так её назвал дедушка. Он верил, что у внучки всё сложится хорошо, как в  сказке.)
Малика работала менеджером в крупной частной фирме. Она спросила на работе у своих коллег, делал ли кто- то из них варенье из хурмы? Все хором отозвались, что нет, им это и в голову не приходило. Кто- то вообще её не ел, терпкая попадалась или переспевшая, видимо, а кто- то любил есть так, без консервирования. Осенью и зимой она стоила в Ташкенте не очень дорого, дешевле, чем яблоки. Ну, а на вкус, на цвет, как говорится, друга нет…
Ничего страшного, Малика нашла в Интернете около 10 разных рецептов варенья из хурмы, распечатала их, и дала своей домработнице. Чего здесь только не было! И варенье из переспелой хурмы, и из терпкой, и с лимоном, и с тыквой, и с орехами,  с имбирём и корицей, с бадьяном и яблоками. Кто же знал, что, оказывается, из хурмы можно сделать столько всего вкусного!
Дня через три Малика позвонила Тимуру и спросила:
- Твоё предложение насчёт хурмы в силе?
-Да, конечно!
-Тогда я завтра вечером к тебе приеду.
-Хорошо.
Малика в воскресенье под вечер собралась ехать к брату.
Дочь Зарина напросилась ехать с ней.
-Мамочка, мне страшно! Я вечером боюсь дома оставаться в темноте одна.
-Ладно, собирайся, поехали!
На улице было прохладно, градусов восемь. Они надели тёплые куртки, шапки, сапоги, и вышли из дома. Было уже около девяти часов вечера. На улице, как ни странно, ни души. Такси не ходили. Они подождали маршрутку, но и её не было. Всё же они нашли на дороге такси, доехали до метро. И только собрались нырнуть в подземку, как чей-то знакомый голос окликнул её.
-Маликахон, это Вы?
-Да,я. А это моя дочь Зара. Познакомьтесь.
Это был её знакомый таксист. И она так обрадовалась этому дружелюбному голосу в этот поздний час! Кличка у него была «Профессор» за то, что болтал много умных речей, а звали его Фазлиддин.
- И кто это у нас такой хорошенький? Ну-ка, дайте мне её разглядеть! Копия Вы! Ну просто точная!
-Да, есть такое! Я её за это и люблю!
Договорившись о цене, а ехать надо было на другой конец города, в Эски Жуву, как говорят в Таше, « Старый Город»,они сели в его тёплый «матиз».Счастливо вздохнув, они поехали к брату.
В машине было тепло и уютно. По дороге они мило болтали о пустяках. «Профессор» не забывал и о дороге в столь поздний воскресный час. По дороге « Профессор» поставил ей её любимую песню Тахира Садыкова « О менинг Малика, о менинг Малика» («О, моя Малика» в переводе).
Доехав до Кукчи, они свернули на знакомую улицу. В махалле было очень темно, в тот день фонари горели очень тускло, и их было очень мало. Тимур предупредил, что их махаллю асфальтируют. И в темноте Малика совсем запуталась. Она не узнавала знакомых с детства переулков Эски Жувы.  Всё казалось одинаковым, тёмным и незнакомым. Покружив минут двадцать и поняв, что они окончательно запутались, она позвонила брату.
-Тим, скажи, где твой дом? Кажется, я запуталась…
-Ты? Не может быть!
Он стал пространно объяснять «Профессору», как доехать до их старенького домика. Тимур сказал, что выйдет их встретить. Вроде бы разобравшись, они стали опять ездить по тёмным ночным улочкам. Но опять – мимо. Словно кто- то уводил их в столь поздний час от желанного места. И только увидев на одном из перекрёстков мирно курившего Тимура, они наконец-то поняли, что нашли то самое место, мимо которого уже проехали в темноте раза два.
-Малика, позор! Я не думал, что ты сможешь здесь заблудиться! Эх,ты!
-Да, брат, прости, я балда. Совсем не понимаю, как такое со мной могло произойти!
« Профессор» мило улыбался. Малика была очень рада, что встретила именно его. Любой другой чужой таксист уже бы раз двести обматерил бы её в такой ситуации, бросил бы посреди дороги с дочкой и уехал бы. Но не Фазлиддин. Он ещё сохранил и чувство юмора в этот поздний час. И спокойно ждал, пока Малика заберёт сумки с хурмой от брата.
Малика с дочкой зашли в дом брата. Он жил один с мамой, ей было лет 80 уже. А он ну совсем не умел следить за хозяйством.
На полу стояла огромная ванна, полная хурмы. В ней было килограммов пятьдесят.
-Это всё мне? - в ужасе спросила Малика.
-Да, если хочешь. Это всё с одного дерева.
- Слушай, я это всё не утащу, даже с сыном, знаешь. Это нереально.
-А, ничего, таксист поможет. Я и ему дам.
-А, может, тебе бы было лучше это всё продать? - неуверенно спросила Малика. Она знала, что Тимур не работал, и деньги им были с мамой, конечно, очень нужны.
-Нет, дорогая, забирай! Я всё равно не знаю, что с этим делать.
-Ладно, я заберу, но не всё. Сколько поместится в эти две сумки,- и она вытащила две белые базарные сумки для продуктов. Наполнив их доверху, она поблагодарила брата и пошла к двери. Он вызвался ей помочь. Зарина всё это время сидела на стуле, забытая взрослыми. Она озиралась по сторонам, оглядывая незнакомую обстановку. В прихожей было грязно, пахло чем-то кислым, то ли курами, то ли вчерашним борщом…А ещё немытыми полами и   старыми тряпками. Чувствовалось, что в доме давно уже не хватало хозяйки. Убираться было просто некому. Мать Тима еле двигалась и много раз ломала то одну, то другую руку. А он опрятным никогда не был. Так и жили, вечно переругиваясь и коротая свой век.
Малика привезла с собой две банки бордового сливового и ярко- жёлтого яблочного варенья, а также шампунь и стиральные порошки. Намекая на то, что дом надо мыть. Да и одежду тоже. Да и, к тому же, на Востоке не принято приходить в гости с пустыми руками. Это считалось дурным тоном.
-А, привезла опять свои штучки. Спасибо.
-Как же без этого? Ты же мне всё это бесплатно отдаёшь! Надо же тебя хоть как- то отблагодарить!- смущённо отозвалась Малика.
Тим вынес сумки из дома. Не без труда. « Профессор» ахнул.
-Да здесь килограмм тридцать, похоже!
-Ага! Где- то так!- отозвался Тимур.- Хотите, я и Вам дам хурмы?
-Нет- нет, спасибо, у меня и дома полное дерево есть!
Они сложили всё в багажник.
-Спасибо, брат! Я к тебе как- нибудь заеду и привезу пару банок варенья, как я его сварю!- бросила на прощание Малика. Она умела быть благодарной.
-Пока, Маль!
Они поехали домой. По дороге она всё думала, как же сможет  быстро обработать столько хурмы?
Приехав домой, она первым делом взвесила всё на домашних пружинных весах. В двух сумках оказалось  аж 28 килограммов хурмы! Столько она  в жизни не видела! И не ела тем более!
Наутро её домработница Диля, придя к ней домой, была в ауте от увиденных тазов с хурмой на кухне. Поняв, что самой ей столько фруктов обработать нереально совершенно, она позвала в гости свою подругу. И в 4 руки они варили варенье, повидло и джемы из хурмы аж 3 дня. Когда Малика пришла в понедельник домой, то не поверила свои глазам: в огромной кастрюле было варенье, и в двух казанах, и в большой миске. Всего они сварили 4 вида варенья из хурмы. Оно было ещё тёплое. Попробовав всё, Малика не могла определиться, какое же варенье ей нравится больше? С лимоном чуть с кислинкой, с тыквой, с имбирём и корицей или с яблоком повидло, что взбивали в блендере? Самое сложное было, конечно, избавить хурму от косточек. С этим её домработницы, похоже, справились. Запах варенья из хурмы, похоже, пропитал всё в доме: воздух, занавески, постель, ковры, кухню, шкафы. Это был самый настоящий запах тёплого шоколада!…
Вечером до трёх часов ночи Малика как хозяйка закрывала сама горячее варенье из хурмы  шоколадного цвета, вкуса и запаха. Эту процедуру она не могла доверить в чужие руки! Ведь надо было всё хорошенько промыть, простерилизовать, закрутить, чтобы было стерильно и герметично!
Малика была доброй девушкой. Она пригласила продегустировать варенье из хурмы свою соседку снизу, тётю Земфиру. Та прибежала через пять минут.
-И правда, Малика, такое вкусное, что ни в сказке сказать, ни пером описать!- констатировала соседка. Ей понравились все 4 вида сладкого лакомства. По вкусу варенье из хурмы напоминало яблочное или айвовое. Вкус и запах был шоколадный. И, хоть положили они не так много сахара, по 1 килограмму сахара на 2 кг.  хурмы, но оно получилось очень сладкое, и даже для кого- то приторное.
Малика на следующий день принесла попробовать варенье всем девушкам своей фирмы. Их восторгам не было предела. Она разослала по электронной почте рецепты варенья и джема из хурмы всем её  коллегам,подружкам, выставила в соц. сетях, поделилась несколькими баночками с мамой, тётей, знакомой профессором, дала одну баночку даже свекрови. Она хотела, чтобы как можно большему количеству людей пришлась по вкусу её хурма. И чтобы все вокруг радовались ароматному лакомству и угощали своих деток. И люди вполне оценили её труд! Все с радостью отзывались о вкусе варенья из хурмы. И кто-то даже пытался сварить такое угощенье дома. Джем из хурмы просто произвёл фурор в ближайшем окружении Малики!
Мораль сей басни такова: люди, если Вам хорошо, сделайте мир вокруг хоть чуточку радостней и счастливей! Чтобы хоть кто- то ещё рядом с Вами порадовался вместе с Вами простым житейским радостям!


Рецензии