Смерть Сократа

 Античная философия греко-римского периода была весьма далека от того образа, который изображен на картине Рафаэля "Платоновская академия" и на которой Эллада, с ее двумя мудрецами (Платоном и Аристотелем), соединялась с эпохой Возрождения  и ее двумя титанами (Леонардо и Микеланджело). Ведь эти мыслители были не только мудрецами, но и политиками, которые пытались соединить свои идеи и представления с духом времени. Поэтому не случайно Аристотель был воспитателем Александра, а Сенека - Нерона. (1)
 Но не только политика интересовала античных философов. Вопросы жизни и смерти, а также добровольного ухода из жизни нашли отражение на страницах их произведений. При этом не обошлось без идеализации самоубийства. В чем активно преуспели Сократ, Платон и Сенека.
 Впоследствии в императорском Риме добровольный уход из жизни получил широкое распространение. Его последователями стали не только люди искусства, политики и военачальники, но даже сами императоры (Нерон и Отон). Таким образом, на авансцену истории выходили проблемы взаимоотношения власти и личности, которая могла стать случайной жертвой своего подозрительного императора.

 Говоря о смерти Сократа, следует остановиться на двух моментах: политическом и на отношении греков к самоубийству.
 Итак, что представляла из себя Греция в Y в. до н.э.? Мы видим перед собой множество городов-государств, не имеющих общего политического единства, которое на тот момент могла дать императорская власть. Эти государства не только метались между тиранией и демократией, но их раздирали внутренние и внешние противоречия. Персидская опасность заставила Афины и Спарту выступить единым фронтом против захватчиков. Но с окончанием греко-персидских войн началась междоусобная война между этими государствами за гегемонию над Грецией. В ней Афины потерпели поражение от Спарты.
  Теперь кратко коснемся того как греки воспринимали самоубийство. Сыны Эллады, особенно в героический период своей истории, отличались оптимизмом, свободомыслием и особой привязанностью к жизни, которую ценили, а не презирали. В то же время они не боялись смерти, если она выступала как неприятная необходимость и, тем более, если связывалась с благородным чувством защиты Родины, совершением героических дел.

 У древних греков самоубийство было крайне редким явлением и возникало в основном на почве неразделенной любви или нежелания расстаться с любимым человеком (2) Таково, по преданию, самоубийство поэтессы Сафо, бросившейся с Левкадийской скалы в море, из-за неразделенной любви к покинувшему ее юноше Фаону. (3) Это предание описано древнеримским поэтом Овидием в 15 героиде.(4)

 Однако не только любовь была причиной самоубийств в Древней Греции. Встречались случаи героического самопожертвования ради блага Отечества или торжества идеи. (5) К этой категории можно отнести самоубийство Сократа (ок. 470 - 399 г.г. до н.э.)

 По представлениям древних греков, столь высоко ценивших телесную красоту, Сократ был безобразен: невысокого роста, приземистый, с отвисшим животом, большой лысой головой и огромным выпуклым лбом. Смягчить впечатление от его внешности не могла даже полная достоинства походка. Однако обаяние этого столь непривлекательного внешне человека было огромным. Сократ завораживал слушателей, когда говорил и раскрывал им свою душу. (6)

 По свидетельству Диогена Лаэртского, Сократ "с увлечением спорил с кем попало и где попало не для того, чтобы переубедить их, а для того, чтобы докопаться до истины". При этом  "он одинаков умел как убедить, так и рвзубедить своего собеседника". Однако не всем нравились его речи. Сократа нередко колотили, таскали за волосы, а еще чаще осмеивали и поносили. (7)

 Учитывая безобразие Сократа, из-за которого Ницше называл его антигреком и декадентом античности, лишенным величия духа, (8) можно также с уверенностью предположить, что он страдал комплексом неполноценности, имел острый язык и гибкий ум, которым пытался как бы компенсировать свое уродство. Опровергая Ницше, следует сказать, что Сократ не был лишен величия духа. Как свидетельствует Плутарх, он сражался бок о бок вместе с Алкивиадом против Потидеи. Оба отличились в бою. Когда Алкивиад получил рану, Сократ не только его прикрыл, но и спас жизнь, а также оружие. Затем в сражении при Делии, когда афиняне потерпели поражение, уже Алкивиад защищал Сократа от неприятеля. (9)

 Диоген также свидетельствует, что греческие философы были невоздержаны на язык, насмехались друг над другом и подчас вели себя непристойно. Особенно в этом преуспел Диоген Синопский, который не только вел скотский образ жизни, но и гордился этим, открыто называя себя псом. (10)

 Второй вопрос, который нельзя не затронуть, заключается в том, что нет ни подлинных речей Сократа, продиктованных им, ни книг этого древнегреческого философа, хотя даже живущему в бочке Диогену приписывали ряд произведений: диалоги, письма и 7 трагедий (11) Учение Сократа мы знаем только в пересказе его учеников, Платона и Ксенофонта.  Возникает закономерный вопрос: в чем тут дело. Возможно, Сократ, предпочитая, подобно основателям религий Зороастру, Будде и Христу, слово вместо буквы, не стремился увековечить свое философское наследие, т.е. как-то его систематизировать, или даже относился к нему сам весьма критически, исходя из постулата, «что он знает только то, что ничего не знает».(12)

 Вопреки нежеланию Сократа ввязываться в политическую борьбу, на склоне лет ему пришлось играть роль активного политического деятеля и на деле доказывать, в какой степени он способен защищать законность и справедливость перед лицом своих сограждан наперекор воле большинства из них. Дважды твердость Сократа едва не стоила ему жизни или, по крайней мере, заключения в тюрьму. (13)

 Процесс над Сократом состоялся в марте 399 г. до н.э. Он предстал перед одной из десяти палат  суда присяжных (гелиэи). Против Сократа выступили сразу три обвинителя Мелит, Анит и Ликон. Эта троица обвиняла философа в том, что он не признает богов, которых признает город, а вводит новых божеств, и в развращении молодежи. Требуемое наказание смерть.(14)
 Как пишет В.С.Нерсесянц: «Обвинение таким образом содержало три пункта: 1) безбожие Сократа, 2) введение им каких-то новых божеств (подразумевается знаменитый демон Сократа, его внутренний голос) и 3) развращение молодежи. По всем этим пунктам Сократ обвинялся именно в государственном преступлении, т.к. по афинским представлениям и почитание богов, и воспитание юношества относились к делам общеполисным, государственным». (15) Он также отмечает, что процесс против Сократа был политическим. Однако эти мотивы «преследования  были умело приглушены и сокрыты под религиозно-воспитательными формулировками пунктов обвинения». (16) 

 От защитительной речи, которую написал для него философ Лисий, Сократ отказался, сказав, что она ему не к лицу, ибо «скорее судебная, чем философская».(17) Отказавшись от его помощи, Сократ решил защищать себя сам, «в своей обычной манере опровержения мнений, доводов и предрассудков своих противников». (18)
 Он защищался мужественно, считая недостойным для себя и для судей, а также "для чести всего города" просить суд и самих афинян об оправдании и слезно упрашивать о помиловании. (19) Из этого можно сделать также вывод, что какие-то обвинения в свой адрес Сократ все-таки признал.

 Суд присяжных вынес философу смертный приговор, который он, по свидетельству Ксенофонта, встретил "без всякой злобы" и с величайшим мужеством. (20)

 Однако исполнение приговора было отложено на месяц из-за Делоского праздника. Друзья Сократа, воспользовавшись этим обстоятельством, навещали его в тюрьме, где он пребывал в ожидании казни, вели с ним беседы и готовили ему побег. Осуществить его было несложно.

 Как показано в "Критоне" Платона, мотивы отказа от побега вытекали из этического учения Сократа и сводились к тому, что "несправедливый поступок есть зло и позор для совершающего его и притом во всех случаях".

 Поэтому, вопреки общественному мнению, "не надо ни отвечать на несправедливость несправедливостью, ни делать кому бы то ни было зла, даже если бы пришлось от кого-то пострадать." (21)

 К этому следует добавить, что Сократ был в это время уже в преклонном возрасте, и бегство из Афин означало для него навсегда покинуть город и умереть на чужбине, вдали от родных и учеников. Не стоит сбрасывать со счетов, что, после приговора суда, философ был внутренне готов к добровольному уходу из жизни.

 Перед тем, как в назначенный день принять яд, Сократ обсуждал с учениками проблему добровольной смерти: человек нерасторжим с Богом, и лишь он может освободить его от жизни. Многие интерпретаторы приняли этот аргумент как осуждение самоубийства. Другие обратили внимание на оставленную Сократом (точнее Платоном, ибо последние речи Сократа мы знаем в его интерпретации) (22) лазейку: добровольная смерть позволительна в том случае, когда ее необходимость указана самим Богом. Случай Сократа исполнен амбивалентности. Он был приговорен к смертной казни афинским государством, однако философ взял инициативу смерти в свои руки и принял яд прежде назначенного ему срока, рассуждая при этом о цели и значении своего акта - освобождения души от тела для вечной жизни. Сама смерть Сократа, точнее ее идеализация Платоном, так похожая на самоубийство, наряду с его философскими аргументами стала для потомков символом смерти-бессмертия. (23)

  Интересна и последняя фраза Сократа "отдать Асклепию петуха". Ее смысл отражает взгляд философа на смерть как на исцеление от болезни, с которой он сравнивал жизнь.

                Комментарии.

 1. Плутарх упоминает, что после кончины Александра ходили упорные слухи о том, что он был отравлен и якобы к этому преступлению был причастен Аристотель (Плутарх Сравнительные жизнеописания. Полное издание в одном томе. - М., 2008, с.821). В пользу этой версии трудно сказать, что-либо определенное.

2. Завражин С.А. Феноменология девиантного поведения. - Владимир, 2008, с.27

3. Трегубов Л.З., Вагин Ю.Р. Эстетика самоубийства.- Пермь, 1993, с.143..

4. Овидий Публий Назон Любовные элегии. - М., 2000, с.172-178.

5. Трегубов, Вагин, с.145.

6. Кессиди Ф.Х. Сократ. - СПб, 2001, с.46-47.

7. Диоген Лаэртский О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. - М,, 1995, с. 108-110.

8. Ницше Ф. О пользе и вреде истории для жизни; Сумерки кумиров; Утренняя заря: Сборник. - Мн., 1998, с. 137 - 138; также Ницше "Рождение трагедии, или Эллинство и пессимизм.

9, Плутарх, с. 241.

10.Антология кинизма: Философия неприятия и протеста. - М., 1996, с.51-78.

11. Ук. соч., с.78-79.
12. Диоген Лаэртский, с.111.

13. Кессиди, с. 75-80; Платон Апология Сократа/ Мыслители Греции. От мифа к логике: Сочинения. - М., 1998, с. 25-26.

14. Ксенофонт Воспоминания о Сократе. - М,, 1993, с.5; Диоген Лаэртский, с.114; Платон Апология Сократа/ Мыслители Греции, с. 11, 16; Нерсесянц В.С. Сократ. – М., 1984, с. 85.
15. Нерсесянц, с.86.
16. Там же, с. 91-92.
17. Диоген Лаэртский, с.114.
18. Нерсесянц, с.101.

 19. Кессиди, с.283; Платон Апология Сократа/ Мыслители Греции, с.27-28.

 20. Ксенофонт, с.150.

 21. Платон. Собр. соч. в 4 т. Т.1. - М,, 1990, с. 104 - 105.
 22. Как явствует из «Федона», Платон на последней встрече учеников с Сократом не присутствовал (Платон Федон/Платон Ук.соч., Т.2, с.9)

 23. Паперно И. Самоубийство как культурный институт. - М., 1999, с.10-11; Платон Федон, с.11-79.


Рецензии