Легенды об Эзопе дополненные

                Несколько слов об Эзопе
   Легендарный мудрец и острослов греческий раб Эзоп, живший по преданию, в 6 в. до н.э., считается одним из первых мастеров басенного жанра. Эзоповские сюжеты позднее были обработаны Лафонтеном, Хеминцером, Крыловым, Л.Толстым и другими авторами.
        Эзоп-баснописец, фригиец по роду, по доле своей  раб.  С виду он был урод  уродом : вспученный живот, огромная голова, кожа тёмная, курносый, на спине горб. А всего того хуже – он был немой и совсем не мог разговаривать. При этом  был он  человеком  добрым, смиренным и трудолюбивым. За это наградил его Бог тонким умом и сообразительностью. Легенды о незаурядном уме Эзопа живы до сих пор. Некоторые, на мой взгляд, наиболее поучительные,  и запомнившиеся мне, я передаю здесь… 

 
                Легенда первая об Эзопе
                (о сообразительности)
     Купил рабовладелец рабов и среди них Эзопа. Эзопа, немого урода,он купил из жадности, потому что он стоил дешевле всех. Кроме того, рабовладелец рассудил про себя, что недостатки Эзопа будут иметь и положительную сторону в его хозяйстве: раб не сможет болтать лишнего, и на него никогда не соблазнится  жена, что было немаловажно, так как были случаи непозволительно лёгкого поведения со стороны молодой жены рабовладельца к своим слугам.
     Пришло время переправляться с партией купленных рабов домой, а путь предстоял не близкий, в несколько суток. Сказал рабовладелец рабам своим: «Разбирайте поклажу между собой».  Каждый раб старался выбрать себе груз полегче, а Эзоп взвалил на себя самую тяжёлую поклажу – громадную корзину с хлебом, предназначенную для питания рабов во время пути. Посмеялись другие рабы над Эзопом, заподозрив его в обжорстве. Но вскоре поняли они, что ошиблись. Уже на второй день значительно убыл вес корзины, поскольку постоянно брали из неё хлеб. Чем дальше шли рабы, тем больше они уставали, а Эзопу становилось всё легче с каждым днём. Ближе к концу пути Эзоп уже шёл совсем налегке и «мычал» песни.  Поняли рабы, как мудр раб по имени Эзоп. Понял это и рабовладелец, купивший Эзопа за бесценок, как увечного и малопригодного для хозяйства. И ещё рабовладелец сделал вывод, что совершил в этот раз выгодную покупку. А рабы для себя на всю жизнь запомнили, что в начале любого дела надо стремиться выполнить самую тяжёлую, трудную её часть.          
               
                Легенда вторая об Эзопе
                (о необыкновенной сообразительности)
      Однажды хозяину, у которого Эзоп был рабом и выполнял самые тяжёлые работы, принесли в угощение финики. Хозяин решил их съесть не сразу, а несколько погодя. Но соблазнились на эти финики два других раба, служивших по дому.  Они решили съесть финики, а вину свалить на Эзопа, рассчитывая, что он немой и не сможет оправдаться. Так и сделали. Позвал хозяин Эзопа и стал его ругать, обещая наказать за съеденные финики.   Эзоп из-за своей немоты не мог говорить, но увидев перед собой своих обвинителей, бросился в ноги к хозяину, как бы умоляя подождать с наказанием. Тот уступил. Тогда схватил Эзоп ковшик с горячей водой, выпил его весь, засунул пальцы в глотку. Его, конечно, стошнило. И все увидели, что вырвало его чистой водой, без всяких фиников и вообще чего-либо, потому что Эзоп в этот день ничего ещё и не ел.  А затем Эзоп знаками попросил хозяина, чтобы и другие рабы сделали то же самое. Хозяин согласился – ему понравился такой способ установить виновников. Другим рабам ничего не оставалось, как последовать примеру Эзопа. И, естественно, их вырвало финиками. Возмутился хозяин, что оболгали бессовестные слуги того, кто и защититься не может, и приказал их выпороть. Запомнили бессовестные слуги на всю жизнь: кто роет яму другому, тот попадёт в неё сам. А хозяин ещё раз поразился сообразительности раба Эзопа.
       Так Эзоп спас себя от незаслуженного наказания  и проучил нечестных людей.
      
                Легенда третья об Эзопе
                (об исцелении)
        Копал Эзоп землю в поле.  И вот случилось, что одна жрица богини  Исиды  заблудилась, сбилась с большой дороги и  очутилась на том самом поле, где работал раб Эзоп. Смотрит она – надсаживается человек над работой, попросила его отвлечься и показать ей дорогу.  Эзоп бросил свой заступ, низко поклонился жрице (был он человек богобоязненный), взял женщину за руку и повёл в тень, пол деревья. Положил перед ней из своей сумы  хлеб и маслины, сорвал диких овощей и заставил её поесть. Затем отвёл её к роднику, где она утолила жажду. Только после  Эзоп вывел жрицу на дорогу и показал путь, куда идти. Выбралась жрица Исида на правильную дорогу, и в благодарность за доброту Эзопа возвела она руки к небу и попросила богов об исцелении раба Эзопа, о вознаграждении его только одним даром – даром речи.  А Эзоп тем временем почувствовал, что жара стоит уже сильная и подумал так: «Надсмотрщик даёт мне на отдых два часа, посплю я два часа теперь, чтобы переждать жару». Поспал Эзоп, как ему хотелось, а проснувшись, молвил:
    -  Крепко же я спал!
      И тут понял он, что пришёл к нему дар речи, расхохотался и стал называть вещи своими именами, всё, что было пере ним – заступ, сумку, мешок, быка, поле, а потом вскричал:
     - Я говорю!  Клянусь Музами, я говорю!  Но отчего же я заговорил? Ах, я понял! Не иначе, это благодаря благочестивой моей услуге жрице Исиды. Стало быть, какая же это распрекрасная вещь – благочестие! Ну, значит, сами боги подают мне надежду!            
   
                Легенда четвёртая об Эзопе
              (о  спасении хозяина от неминуемого позора)
        Однажды пришёл хозяин после очередной пирушки в сильном подпитии и завалился спать. А утром встал и запричитал, схватившись за голову:
     - Горе, мне горе, как же я опозорил себя!
     - В чём состоит твоё горе, хозяин мой? Поведай мне о нём, может я смогу помочь в нём, - спросил Эзоп.
        Отвечает хозяин:
      - Знаю, мой верный раб, что умён ты необыкновенно и выручал меня не раз, но на этот раз и не сможешь мне помочь.
       - Так что же  случилось с тобой  на вечеринке, поведай, хозяин.
       -  Хорошо, поведаю  тебе, в каком глупейшем положении оказался я теперь. На этой самой дружеской вечеринке, где собралась чуть ли не вся знать города, как всегда, упражнялись мы в остроумии и вели философские споры.
       - Да, хозяин, видел я тебя вчера сильно наупражнявшимся, - горестно вздохнул Эзоп.
       -  И будучи уже в хорошем подпитии, - продолжал хозяин, - выпалил я сгоряча, что человек может всё. И бился я об заклад, что завтра же, например, смогу выпить море.
        - Да, хозяин, это ты сильно погорячился, - говорит Эзоп. – Никогда тебе не выиграть спора.  Эзоп с минуту помолчал, а затем продолжил:
   .    – Спора тебе не выиграть, но отвертеться я тебе помогу. Вот что надо сделать. Придёшь ты сегодня на собрание, и когда соберётся много народа, поставь перед собой чашу морской воды и скажи: «Я не отказываюсь от того, что  пообещал вчера: я готов выпить всю воду моря. Но, дорогие граждане, в море впадает много рек, полноводных и малых, а я поклялся выпить только воду моря, а не рек, впадающих в него. Пусть мой оппонент отделит всю воду рек, впадающих в море, и тогда я готов выпить море».
        Изумился хозяин такой хитрой выдумке. И сделал он так, как  сказал ему мудрый раб его Эзоп, и выиграл спор. И ещё больше прославился после этого Эзоп, потому что все жители города  поняли, кто нашёл такой хитроумный способ выиграть спор.

                Легенда пятая об Эзопе
                (мудрый ответ огороднику)

     Как-то пошёл хозяин на базар, чтобы купить овощей, и взял с собой своего раба Эзопа.  На многолюдном базаре рабовладелец  отыскал знакомого ему огородника, у которого постоянно покупал овощи, выбрал  что надо, решил поторговаться, как водится на базаре.   Огородник  вдруг говорит при этом:
    - Забирай овощи даром.  Но, как мудрый человек и философ, ответь мне на один вопрос, который мучает меня и день, ночь. Я сажаю свои овощи в удобренную землю, поливаю их, ухаживаю за ними, а сорные растения вылезают из земли всё же раньше и растут быстрее.  Почему так? 
   Услышал рабовладелец-мудрец такую мудрёную философскую задачу и не нашелся сразу, как ответить, улыбнулся снисходительно и произнёс:
     - Задача твоя слишком проста, на неё тебе  раб мой смышлёный ответит.
  Понял Эзоп, что не находится ответ у хозяина на вопрос  огородника и надо его выручать.
   - Уважаемый, ответ на вопрос   очевиден, - обращаясь к огороднику, говорит Эзоп. – Вот представь себе, что жена твоя овдовела,  и с годик для виду проведя в скорби, сошлась с мужчиной, вдовцом с двумя  детьми.
   -Типун тебе на язык, урод, - гневно воскликнул огородник и добавил:  что б твоя жена стала вдовой! 
  - Говоришь в гневе, уважаемый, а потому  неразумно, - спокойно возразил Эзоп.  Моя жена никогда не станет вдовой  по той причине, что у меня её нет, никогда не было, и никогда не будет, потому что я раб. А вот типун на языке  у меня  был, и хвала Богам – они сняли его.
 - Но вот, слушай дальше, если желаешь получить ответ на мучающий тебя вопрос, - продолжал Эзоп. – Хорошо, не твоя жена, а  какая-то вдова, у которой на руках трое своих детей,  сошлась со вдовцом с двумя детьми.    Скажи, кого эта женщина-вдова будет больше любить, лелеять и кормить: своих кровных детей или чужих приёмных? Конечно же,  своих кровных. Так и земля,  для тех,  кого она сама родит, будет матерью, а для тех, кого ты в неё сеешь – мачехой. Поэтому она и кормит,  и выхаживает своих  лучше, чем посаженных тобою приёмышей.   
    Огородник выслушал Эзопа и говорит:
    - Ты избавил меня от заботящего меня всю жизнь вопроса. За это бери овощи даром, а впредь, если, что понадобится, приходи ко мне,  как в свой собственный огород.


       P.S. Если Вам понравились легенды об Эзопе, и Вы хотите читать их продолжение, дайте мне знать любым способом, и я продолжу занимательные истории о мудрости легендарного грека Эзопа. 
   
 


Рецензии
Жду продолжения... Анонсировал у себя http://proza.ru/2020/10/27/1033

Михаил Барбарисов   28.03.2021 13:05     Заявить о нарушении
Спасибо за прочтение и отклик. Теперь у меня есть мотивация для продолжения. Придётся постараться... С уважением

Евгений Радужный   28.03.2021 14:33   Заявить о нарушении
Михаил, есть продолжение об Эзопе. Читайте "Легенды об Эзопе дополненные".
С уважением.

Евгений Радужный   15.01.2022 10:06   Заявить о нарушении
Отлично. Планируются ли ещё?..

Михаил Барбарисов   15.01.2022 15:40   Заявить о нарушении
Да, продолжения планируются. К концу января будут.
С уважением.

Евгений Радужный   15.01.2022 20:36   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.