Арбат. Воспоминания художника. Часть 1. Глава 4

     Предыдущая глава: http://www.proza.ru/2018/01/20/1643

        Польша – Чехия.
Инцидент на Старувце. Граница Польша – Чехия. Мы с Машей на странном дворе.

     Вторым местом, где рисовали художники, была дальняя площадь в «старом городе» Варшавы. Там уже знали о приезде русского дуэта и были готовы к отражению возможного вторжения Арбатских.
     Но кто бы понял творческий круиз Сергея и Николая, если бы они не отметились на «старувце», как называли поляки эти глубоко исторические кварталы города!
     Поэтому, конечно же, спустя пару недель после их приезда, в первом квартале «старого города» появились до тех пор невиданные там этюдники Подольского производства. Причём встали они в трёх кварталах от местных портретистов из уважения к их авторитету, и так далеко, что о конкуренции не могло быть и речи. Тем не менее, как только первые две дамы сели позировать на портрет, из далёких глубин «старувцы» примчалась кавалькада разъярённых художников. С ними была полиция. Разбор события проходил в полицейском участке. Начальником участка оказалась миловидная женщина-полицейский. Она внимательно выслушала местных художников, буквально кипящих злобой. Оказалось, что в старом городе можно рисовать только с разрешения местной администрации. Затем она повернулась к Арбатским и спросила, знали ли они о том, что рисовать на «старувце» без разрешения нельзя. Николай пожал плечами и сказал, что во всех нормальных странах искусство свободно от запретов. В пример привёл Арбат, где все художники свободны.
- Как свободны ? – удивились местные.
- Как Куба, – парировал Николай.
- А конкуренция ? – не унимались поляки.
     Тут Сергей повернулся к предводителю неприятеля и произнёс фразу, которая потрясла всех своей откровенной простотой:
- Рисуй лучше и не будешь бояться конкуренции!
Наступила зловещая тишина. Поляки знали, что рисуют хуже москвичей.
     Выручила всех полицейская шефиня. Повернувшись к местным и показав им на дверь, она сказала, что конфликт исчерпан. Те молча вышли. Затем она предупредила Арбатских, что за повторную попытку рисовать в старом городе они будут оштрафованы. И пожелала успехов на Маршалковской.
     Сергей и Николай вышли из полицейского офиса и двинулись на выход из «старувцы». Местные художники стояли поодаль и взглядами провожали Арбатских.
     Дальнейшее путешествие наших художников было не менее интересным. При пересечении границы с Чехией поляки пропустили машину без особых заторов. Зато чешские пограничники повели себя крайне недружелюбно. Они заставили Сергея и Николая отъехать в сторону от проверочной линии и сделали вид, что забыли о них. Разношёрстная публика, сидящая в машинах с номерными знаками разных стран, внимательно следила, как русские номера покидают очередь и удаляются на 50 метров, как им было указано.
     Там наши художники ещё тщательнее приготовились к проверке документов и багажа. Они поглядывали в сторону пограничников и таможенников, но никто к ним не спешил. На них вообще никто не смотрел. Время тянулось медленно и подло. Тогда ребята подчёркнуто не спеша вытащили из машины свою двухместную палатку, установили её, достали продукты и развели огонь на сухом спирте, чтобы разогреть суп в котелке из термоса. Николай развалился в палатке на надувном матрасе. Сергей помешивал ложкой первое блюдо. Сотрудники чешской границы ещё долго не замечали бы «комфорта» русских, если бы не реакция пассажиров в проверяемых ими машинах. Кто-то недоумевал, кто-то смеялся. Наконец, один из пограничников оглянулся на русских. Его мимика мгновенно зашкалила и застыла! Тогда повернулись и остальные служаки кордона. С ними случилось то же самое! Несколько секунд они стояли словно парализованные. Сложная гамма чувств переполняла их окаменевшие фигуры. Потом они разом помчались к Сергею и Николаю, бросив границу на произвол судьбы! Они так старательно собирали их палатку и укладывали вещи, так быстро поставили штампы о пройденной проверке (ни разу не заглянув в машину), так любезно показывали направление дальнейшего движения, что друзьям не оставалось ничего другого, как расстаться с чешской границей почти по-дружески.
                ***
       Не менее интересными были и мои поездки в Западную Европу на машине. Помню, едем мы как-то с дочкой Машей, умницей и красавицей, в Австрию. Там, в Зальцбурге, у нас была тогда официальная работа по искусству, в Австрии и Германии было и осталось множество друзей и поклонников нашего скромного таланта. В тот год пришлось нам ехать в объезд Польши: через западную Украину и Словакию.
       Всё потому, что в предыдущий год получил я странную полугодовую визу, по которой первые три месяца мог находиться в любой стране Евросоюза, а вторые три – только в стране, которая ту визу выдала – т.е. в Австрии. Но на этот нелогичный нюанс я внимания вообще не обратил, потому что в штампе визы был обозначен срок – полгода. Да и в голову не могло прийти: как можно было в посольстве Австрии не учитывать то, что я еду на автомобиле! Не лететь же на нём из Австрии до Белоруссии! На обратном пути, когда шёл уже четвёртый месяц коварной визы, на её закавыку не обратили внимания ни австрийские пограничники, ни чешские, ни словацкие, ни польские (на въезде в Польшу) И только на Польско-Белорусском кордоне дотошный пограничник разыграл тревогу, которая, надо полагать, должна была поднять рейтинг его служебного нюха до уровня овчарки. У Маши с визой всё было в порядке. Я же был арестован прямо на проверочной линии. За мной прибыла полицейская машина с полным нарядом, положенным в таких случаях. Кое-как успокоил Машу, включил ей видео (был у нас такой не просмотренный запас), и отправился «по этапу». В полиции я прошёл весь путь преступника: допрос, снятие отпечатков пальцев, «фотосессию» в фас, профиль и по диагонали. Дело было передано в суд. Хорошо, что с ним не затянули. Решение суда было следующим: штраф и депортация из Польши в сторону Белоруссии, но главное - один год без посещения «паньства».
      Это всё происходило осенью. А весной следующего года под Смоленском разбился самолёт с высшими чинами Польши, начиная с президента - Леха Качиньского. Супругов Качиньских похоронили в Кракове. У меня было желание (это – чистая правда!) посетить их могилу. Ведь моя автодорога часто проходила именно через этот город. А Польша и поляки, среди которых у меня много друзей, давно стали понятны и близки. Я написал письмо в посольство Польши в Москве, где попросил пересмотреть табу на проезд через эту страну, дополнив это желанием почтить их погибшего президента с супругой и остальных. Ответили быстро и вежливо, но отказом, сославшись на то, что дела границы посольства не касаются.
     Вот так и пришлось нам с Машей ехать новым маршрутом. Мало того, что он оказался длинным, так ещё и изобиловал сюрпризами! Ни тебе достаточного количества заправок и кафе, ни тебе адекватных дорог! В Карпатах, например, были такие повороты, которые было не взять сразу, а только со сдачей машины назад и повторным полукругом при максимальном повороте руля. Всё это изматывало, время терялось в никуда!
     Навигатор того времени был далеко не совершенным. Но, не зная дорог, приходилось безукоризненно повиноваться беспристрастному женскому голосу из него, посылающему нас туда, куда озвучивающей маршрут даме и самой было невдомёк. Представьте: ночь, просёлочная дорога в пологих горах, ни городов, ни деревень. И вдруг, в десятках километров от жилья, вдоль дороги появляются люди в белых балахонах. Они как-то общаются между собой. На нашу машину никто не обращает внимания. Мы с Машей решаем, что это какой-то местный праздник, типа Хэллоуина, что это в местных традициях – уезжать далеко на природу, как на пикник, ну или что-то в этом духе. Но странности происходят и с навигатором: он ведёт в глухомань. Ещё надеясь, что он знает, как выехать на ближайшую магистраль по короткому пути, мы продолжаем слушаться его команд. Дорога уже давно не асфальтовая, а грунтовая. Ночь совершенно тёмная. И никого! Даже «привидения» пропали несколько километров назад. Но вот, после шаткого мостика над горной рекой, повернув налево, мы въезжаем в какой-то проём старого забора и оказываемся во дворе частного дома! Дальше дороги нет! Я вышел и огляделся. Дом среднего размера. Вокруг – постройки типа сараев. Слева и справа от машины пространство завалено бочками, старыми конными телегами и санями, колёсами, оглоблями, ящиками и ещё всякой всячиной. Было такое впечатление, как будто сюда лет сто кряду свозили вышедшее из строя лошадиное добро! Развернуться нет никакой возможности! Ехать задом по длинному, заваленному сплошь двору – крайне нежелательно! Всё это время на высоком, в несколько ступеней, крыльце сидел парень и, как ни в чём не бывало, внимательно рассматривал что-то в своих руках. Как будто не въехала в его двор чужая машина с ярким светом фар и как будто не хлопала её дверь! Я – реалист, мистика для меня – только в сказках. Подошёл к парню, вижу: в руках у него – карты. Но не игральные. Позже я узнал, что это были карты таро. Парень внимательно смотрел на комбинацию из нескольких карт и не обращал на меня никакого внимания. Я поздоровался на польском. Парень не ответил. Я спросил про дорогу. Парень снова промолчал. Видно было, что тормошить его бестолку. Тогда я решительно сошёл с дурного крыльца и принялся за работу. Около двадцати минут мне понадобилось на то, чтобы освободить пространство вокруг машины от телег и саней, переместив их на несколько метров в стороны, на них в свою очередь взгромоздил ящики, колёса и прочую утварь. О тишине я не беспокоился: как было видно, парню ничего не мешало!
     В результате мне удалось сделать проём в хламе шириной метров пять. Больше на скорую руку не выкраивалось, потому что дальше бросовое барахло стояло сплошной непроходимой стеной. Потом методом вперёд-назад, вперёд-назад… по нескольку сантиметров мне удалось развернуться. Я вышел из машины попрощаться, вытер пот. Парень как сидел, так и продолжал сидеть. Второй раз подходить к странному хозяину расхотелось. Мы уехали. Пришлось вернуться на несколько километров назад. Немного погодя навигатор «взял след» по другому маршруту и в итоге мы благополучно доехали до места.
     До сих пор с недоумением вспоминаю эту историю: людей в балахонах и парня с картами таро. Совпадение? Наверняка.
Но навигатор, как только добрались до цивилизации, пришлось менять на последнюю рекомендованную модель.

      Следующая глава: http://www.proza.ru/2018/04/03/2349


Рецензии
Да, в сложную ситуацию попали, и "привидения" мистики добавляют, жуть!
Интересная история.
С Новым Годом вас!

Ира Берестова   03.01.2021 01:18     Заявить о нарушении
Да, Ира, приключений хватало и хватает !!!)
Думаю, что не у меня одного !)

Валерий Махатков   06.01.2021 19:54   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.