Развращенные властью
Народная мудрость
Хочешь узнать человека — дай ему власть.
Захочешь понять человека до конца — отними у него власть. Ты увидишь, кто он такой.
Народная мудрость
ЛЮБОЕ НАЧИНАНИЕ начальника всегда делится на четыре стадии:
первая — ЗАПУГИВАНИЕ;
вторая — ЗАПУТЫВАНИЕ;
третья — НАКАЗАНИЕ НЕВИНОВНЫХ;
четвертая — НАГРАЖДЕНИЕ НЕУЧАСТВУЮЩИХ.
Покровский. "Расстрелять"
Я много раз писал про мое отношение к начальникам и власти.
Не могу сказать, что оно очень позитивное, и не потому, что я не люблю подчинятся или не выношу, когда мною руководят.
Дело совсем в другом.
Меня раздражает некомпетентность и хамство руководителей, которые держат подчиненных за холопов, обязанных не думать, а исполнять их придумки.
В армии это, наверно, правильно, хотя и в армии очень часто приказы отдаются по эмоциям, а не по делу.
Например, никто не оспаривает боевые приказы, когда надо организовать сражение или местный бой. Приказы здесь не обсуждаются, и это вполне логично.
Но когда в казармах начальники отдают дебильные приказы – типа ты плохо подшил воротничок и поэтому будешь маршировать на плацу — это уже не приказ командира, а его некомпетентность в работе с личным составом.
Вот о такой некомпетентности и откровенной глупости я и хочу сегодня поговорить.
Начнем с того, что работа — это наш второй дом. Очень часто сослуживцев мы видим чаще, чем собственную семью.
Рабочий день с 10 до 19. То есть утро – это пара фраз за завтраком, а вечер — это ужин, сериал или книга и сон.
Выходные? А рутина домашних дел?
Утро — завтрак, потом поездка за продуктами, обед, в лучшем случае театр…
А еще личные дела – тренажерка, парикмахерская…
Общение урывками. А дети? Школа, уроки…
На что мы тратим свое свободное время? На подчищение хвостов, которые не сумели или не успели сделать в будни…
К чему я это все? Да к тому, что работа, на которую мы ходим, исключительно чтобы не умереть с голоду, нам в тягость.
А когда там еще самодур начальник, тягость эта перерастает в зеленую тоску в лучшем случае, а в худшем — в капитальную депрессию.
Почему? Да потому, что все дико заорганизованно и рутинно. У тебя нет простора творчества, ты лишь винтик. К этой мысли тебя приучают каждый день и каждый час.
Некомпетентность и нежелание работать с коллективом – откуда это все берется?
Начнем с самого начала.
Бригада строителей – плотники, каменщики и слесаря. Эти специалисты промышляют строительством, например сельских домов под ключ. Все они толковые спецы в своем деле. Но им нужен кто-то, кто будет думать о материалах, вести переговоры с хозяином, просто обеспечивать обедами. За это они готовы поделиться своей зарплатой. То есть они по своей воле нанимают себе организатора.
Кого же они выберут в бригадиры? Ответ очевиден – самого бесполезного с точки зрения производства. То есть этакого универсала, который все знает, но не точно, зато умеет молоть языком и составлять правильные бумаги.
Как руководитель он им не нужен. Они и без него знают, что как и где примастырить и отрезать.
Настоящим спецам не нужен поводырь. Это очевидно.
Но бригадир — это какая-никакая власть? и с ней приходится мириться, так как в конечном итоге от него зависит непрерывность процесса и поступление денег.
Бригадир постепенно наглеет, понимая, что без него все пойдет наперекосяк/ К тому же он обладает определенной информацией о стоимости материалов и многом другом, и начинается работа на собственный карман.
Но это на уровне бригады. А выше? Бригадир нарабатывает связи и уходит прорабом в трест, потом в управление треста и дальше по карьерной лестнице.
Вопрос на засыпку: а в чем он профи? Правильно. В умелом выстраивании отношений и финансовых потоков.
Он умеет работать с людьми? Он вообще кто?
Делец из низов, который усвоил одну простую науку – науку бюрократии и два действия – приписывать и перераспределять.
Власть вообще изначально очень страшная вещь. Ты получаешь возможность манипулировать людьми по своему усмотрению. И если власть не имеет сдерживающих факторов, она рождает чудовищ и монстров.
В СССР власть таки была ограничена – профсоюзами и партийным билетом. Простолюдин знал, что у него есть куда идти в случае произвола.
Сегодня у нас в этом вопросе полный беспредел. Нет, конечно, безнаказанно розгами сечь ли жечь на кострах никого не будут, но и прислушиваться к гласу народа тоже не собираются.
Сегодня начальник – это помещик, который набирает себе крепостных, которыми волен распоряжаться по своему усмотрению. Да, есть КЗОТ или еще что-то типа этого. Но мы все взрослые люди и понимаем, что в случае чего надо идти в суд. А это дело хлопотное, а потому легче написать заяву по собственному желанию, нежели искать правду.
Да и где искать? Когда твой же коллектив бросит тебя в трудную минуту и…
Впрочем я уже об этом писал, тоже много раз. Тебя подбивают выступить с критикой на собрании и вроде даже одобрительно похлопают, но на этом дело и кончится.
Все предпочитают оставаться в безликой толпе, а начальники иезуитски вычисляют самых активных, тех, кто будоражит массы, и поодиночке отправляют на костер.
Так было всегда. И сослуживцы твои никогда в жизни не окружат этот костер плотной толпой и в лучшем случае лишь украдкой вытрут скупую слезу.
Начальники все прекрасно понимают, и поэтому за свое будущее они спокойны и со стороны коллектива не видят никаких угроз.
Но это что касается их власти. А компетентность?
А зачем она им? Их главная задача – усидеть в своем кресле, направить ручеек денежного потока в свой карман и угодить вышестоящему начальнику.
Сегодня можно много прочитать, что начальник заставляет в конце каждого дня писать список совершенных дел.
Когда же ты говоришь, что это махровая некомпетентность, если он не знает, чем в рабочее время занимается его подчиненный, начинается ор и обвинения. Мол, распоряжения пишутся не для того, чтобы их обсуждать.
Еще любят проверять тумбочки и заставлять убирать бардак в комнате. Бардак – это когда ручки лежат не параллельно, а бумаги разложены по всему столу.
Вам это не напоминает нашего бригадира, который ничего не умеет, но выучился командному голосу и считает себя истиной в последней инстанции?
Самое неприятное, что в большинстве случаев этот начальник – такой же пофигист, как и многие, но он обязан орать на подчиненных, чтобы угодить вышестоящему начальству.
А почему такое вообще возможно? Да очень просто. Ты выходишь в начальники только потому, что умеешь выстроить отношения с руководством, идти по головам и, в общем-то, откровенно презирать тех, кто ниже тебя по рангу.
Скажите, вы часто встречали руководителей, которые строги (куда без этого), но при этом могут поговорить по душам, помочь и приободрить?
Я лично встречал, но это было 5 процентов из ста.
А кто не знаком с ситуацией, что начальник ложится на полгода в больницу и работа без него идет точно так же, только без нервотрепки и авралов?
А как тогда начальнику показать, что он нужен?
Вот ключевая фраза его деятельности. Видимость своей нужности, потому как без этого ему могут намекнуть, что он тут ненужен, раз и без него каждый знает, что ему делать.
А теперь давайте разберемся, почему мы не можем противостоять начальству.
Закон дикой природы – отогнать от стада слабейшего и сожрать. У людей все наоборот: выделить из толпы самого активного и загнобить. В принципе, и в первом, и во втором случае это на удивление просто.
Человек живет принципом "своя рубаха ближе к телу". На амбразуру ради спасения жизней бросаются другие, в массе своей народ инертен и чтит только свою зону комфорта.
Мы не умеем выходит за ее рамки, и это главная наша беда.
Пусть твой сослуживец будет прав, а ты его морально поддерживаешь – это ничего в твоей жизни не меняет.
У каждого из нас есть начальник, про которого весь коллектив говорит, что он тупой придурок. И что? Что-то меняется от этого в его или в жизни коллектива?
Мы начинаем искать себе оправдания и отмазки. Типа жизнь такая, прав тот, у кого больше прав…
А кто ему дал эти права?
Да мы же и дали своим молчанием и покорностью.
Но он-то эту покорность воспринимает как свою силу и умение руководить.
Помните фильм "Игрушка", когда начальник приказывает подчиненному снять штаны прилюдно?
"Кто из нас большее чудовище? Я, приказавший вам раздеться, или вы, готовый оголить свой зад по первому моему приказу?"
Власть развращает, и это не секрет даже для школьника. И даже школьник понимает, что тот же учитель его закопает, если родители не кинут ему кость в виде вознаграждения.
Мы не общаемся с руководством – мы от него откупаемся различными способами.
Самый простой – лизать и соглашаться. Каким бы идиотским ни было распоряжение, его лучше выполнить, а потом сказать: "А что я могу? Он же начальник".
Я не призываю саботировать работу или постоянно перечить…
Я думаю, что коллектив в силах поставить на место зарвавшегося руководителя, если коллектив понимает, что он ведет себя недостойно.
Страх потерять работу, лишиться премии, попасть в немилость – это страх одиночки, который понимает, что он один в поле не воин. Что он никому не нужен.
Ведь в идеале коллектив – это группа единомышленников, выполняющая определенные задачи. Но единомышленники – это прежде всего люди, которые держатся друг за друга и помогают друг другу бескорыстно, а не за премии и похвалы.
Мы же прикрываем друг друга от начальства и при этом считаем, что это и есть коллектив.
Да нет. Это прежде всего сборище пофигистов и бездельников, для которых взаимовыручка – не заложить коллегу, чтобы потом он не заложил тебя.
Свидетельство о публикации №218020700706