Школа

Школа. Переменка идет уже давно, наверное скоро прозвенит звонок на урок. Лида готовится
к нему. Разложила на парте тетрадь, учебник, пенал, перочистку, ручку. Поправила чер-
нильницу-непроливайку. Расправила фартук, пионерский галстук.
Их совсем недавно приняли в пионеры. Тогда они шли из школы, распахнув пальто, чтобы все
 прохожие в селе видели, что теперь они пионеры и совсем большие, не малышня какая.

Лида посмотрела на порядок на парте. Ручку пора менять. Конец ее, весь изгрызанный, стал
похож на кисточку. Лида сама не понимает, как оказывается новенький конец блестящей
лакированной ручки во рту. Она задумается или замечтается, а мягкое дерево ручки уже в
зубах. Привычка скверная, да. Учительница говорит об этом, мама ругает, девчонки смеются.
 Не хорошо. Надо исправиться. Но только задумаешься, ручка опять во рту, сама-собой.
Лида сложила руки на парте. Примерная ученица. Как на школьном плакате. Ждет начала
урока.

Учительница в их классе очень хорошая. Справедливая, не кричит, а в классе всегда поря-
док. Учеников в классе много - сорок два человека. Неодобрительный взгляд учительницы
останавливает всякий шепот и возню. Она еще молчит при этом и тишина эта хуже грома.
Сейчас учительницы нет и нет звонка на урок.Мальчишки еще носятся по классу, на партах
их беспорядок, а им все равно.

Вдруг Вовка хватает Лидину ручку и бросает на пол. Все кипит у Лиды в душе. Ее маленький
аккуратненький мирок в хаосе класса тоже разрушен. Лида быстро наклоняется за ручкой,
чтобы восстановить порядок, но Вовка не собирается отдавать ручку. Он стоит в проходе
между партами, оперся на них и катает Лидину ручку по полу подошвой ботинка. Лида толкает
Вовку, не сильно. Он только хохочет и не сходит с Лидиной ручки. А ведь скоро звонок,
войдет учительница, а Лида растрепанная и на парте не порядок! Надо быстро что-то делать.
Вот уже и звонок, а Вовка только дразнит Лиду:"Не отдам, не отдам!" Учительница где-то
задержалась, не вошла в класс как обычно, со звонком. А сейчас вот войдет! Лида изо всех
сил толкает Вовку, хватает ручку и видит, что Вовка упал. При падении он задел головой
какую-то парту, кожа на голове содрана и кровь бежит струйкой. Вовка сначала не осознал
даже боли, но потом испугался. И Лида оцепенела - такого она не хотела. И весь класс
стоял и молчал в растерянности. Лида как очнулась - надо перевязать рану или хоть при-
ложить что-то к голове, чтобы остановить кровь. Нет ничего. Платков носовых отродясь
не было в карманах - как-то обходились без них. Лида со вздохом сняла галстук (все равно
теперь исключат ее из пионеров за такое) и пыталась приложить его к ране. Вовка отталки-
вал ее руку. Что же, справедливо. Лида все-таки положила свой галстук на Вовкину голову.

Тут вошла учительница. Осмотрела Вовку, прошлась глазами по детям - кто это сделал? Лида
 сразу созналась. Виновата, так чего уж. Учительница вышла из класса, привела с собой
школьную уборщицу, поручила ей отвести Вовку в больницу.

Начался урок. Никакой урок не лез Лиде в голову. Она ругала себя изо всех сил. Дура,
лучше бы подождала учительницу, Вовка бы сел на место, а Лида подобрала бы ручку.
Кроме Вовкиной раны и мучавшей ее совести, Лиду ужасно беспокоила мысль - работает ли
сегодня мама? Ведь она была медсестрой в той самой больнице. Хоть бы, хоть бы, хоть бы
не мама дежурила! Лида с расстроенным лицом заклинала судьбу.

Судьба Лиде не помощница. Посреди урока именно Лидина мама привела на урок Вовку с забин-
тованной головой. Лида думала, что сейчас ей и конец. Прямо сию минуту. К большому ее
счастью, мама ушла, Вовка сел за парту, а урок продолжился.

Возмездие значит будет ждать ее дома. А что сейчас? Как помириться с Вовкой? Ему так
больно, ни за что не простит он Лиду. И что скажут одноклассники? Да скорее бы уже
кончился урок! Неопределенность хуже всего. Лида ничего не слушала на уроке и думать ни
о чем учебном не могла. Лицо и уши ее огнем горят. Лида не могла глаз поднять от крышки
парты, сидела, потупясь.

Лида сидит без галстука. Он в Вовкиной крови лежит в парте. Когда и как будут исключать
 ее из пионеров? Перед классом или на линейке всей школы? Вот позорище. Наверное на ли-
нейке, ведь принимали в пионеры при всех, так и исключать будут при всех. Лучше умереть,
 чем такой позор! Все в классе будут в красных галстуках, а она одна, как отщепенка. Ни-
когда в жизни не слышала Лида,чтобы кого-то исключали. Значит она будет одна такая на
всю школу. Какой тут урок! Лиде хотелось убежать куда-нибудь и завыть от горя во весь
голос, зарыдать что было сил. Приходилось держаться. Не нюнить же при всех. Да и что
скажут ребята? "- Сама Вовку поранила, да еще сама же и ревет!" Так и звенела в голове
эта фраза. Справедливо, что же.

Учительница закончила урок чуть пораньше. Вызвала Лиду к доске. Лида встала, повернувшись
ко классу, стояла, смотрела в пол. Не могла поднять глаз. Учительница спросила:"-Как это
случилось?" Лида молчала. Ну не будешь же говорить, что Вовка не отдавал ручку. Он и так
раненый, да еще такое сказать. Да и вообще, сказать как это было, значит наябедничать.
 А если ничего не сказать, значит Лида просто хулиганка распоследняя, раз ни за что, ни
про что толкнула Вовку. Лида решила молчать да и все. Стояла долгая пауза. Потом ученики
  вскочили из-за парт и как-то все разом загалдели:
-Да он у нее ручку отобрал!
-Да он сам виноват!
-Да она не сильно толкнула!
-Ага, не сильно, тебя бы так!
-Из-за ручки толкать человека!
Учительница обвела взглядом класс. Крики стали стихать. Дети сели за парты. Учительница
молчала, пока не настала в классе тишина. Она заставила Лиду извиниться перед Вовкой.
Лида тихо сказала:"-Извини!"
"-Громче!" - сказала учительница. Лида повторила громко и отчетливо. Учительница сказала
и Вовке, что бы он извинился. Вовка встал из-за парты и тоже пробубнил извинение.
Прозвенел звонок. На переменке ребята разделились на две группы - кто за кого. Еще
покричали немного и тем дело кончилось.

Как не хотелось Лиде сегодня идти домой! Школьные переживания выжали ее всю до остатка.
Не было сил еще и дома получить нагоняй. Только куда пойдешь? К подружкам? Настроения
нет. Лида вздохнула и пошла домой.

Мама уже пришла с дежурства и позвала Лиду обедать. Голос мамы звучал как обычно.
Ничего предвещающего грозу не было в тоне. Лиде совсем не хотелось есть, но она послуш-
но пошла к столу. Такая пай-девочка. Тише воды, ниже травы. Она стреляла глазами то на
маму, то в тарелку. Вроде мама ничего не знает? Лида боялась разговаривать. Пусть мама
сама что-то говорит. Мама разговаривала как ни в чем ни бывало. Лида быстро съела
суп и ушла в комнату. Она смотрела на потолок и думала - значит Вовка ничего не сказал
в больнице, не наябедничал? Значит закончилось это все? Сердце продолжало биться отчаян-
но. Не верилось, что уже все хорошо.
 


Рецензии