Мысли... ч185

Субъекты исключительно здравомыслия и рассудка, – то ли не доросшие до разума, то ли разлученные (отлученные) с ним, – несубстанциальны. Они, – исключительно, – здесь - и - теперь, (там - и - тогда), они не преодолели «силы земного тяготения», они – земные, заземленные, приземленные etc. Философия начинается с постижения субстанции (всеобщего). А полноценным дух (мысль, ум, сознание) есть лишь в диалектическом единстве обыденного сознания (здравого смысла), рассудка и разума. В способности мыслить единичное, общее и всеобщее. И лишь в случае, если дух (мышление) есть диалектическим, есть перманентно осуществляющимся диалектическим противоречием. Есть (как субъективная диалектика) полным духовным аналогом диалектики объективной. Во всей ее беспредельности. Земные, заземленные, приземленные вполне довольны, – и довольствуются, – исключительно… «геософией». «Они попечительны и проворны в заботах о земном. Мытари культуры» (А.В. Босенко). Это – ненормально. Нормально, это когда «звездное небо внутри нас» (Парацельс).
… Именно поэтому – непременно и обязательно нуждаются (именно нуждаются, а не имеют потребность) в попечительстве. Внешнем попечительстве. Фетиша, идола, божества, вожака, вождя, Бога, царя, сюзерена, хозяина etc.
Именно поэтому и давно (полагаю, задолго до Диоклетиана) утвердилась максима: «Желаешь сделать рабом, сделай невежественным». Императивная максима.
Ну, а станет и будет таковым – ничего, кроме как мытарствовать, ему не останется. Аминь.       
***
Термин. Терминация. Детерминация. Детерминанта… В этом клубке (пока не понял и не догадываешься о несметном богатстве смыслов и содержаний в случае их адекватного умопостижения: понимания) таится огромный методологический, мировоззренческий, эвристический etc. потенциал, нуждающийся, – вопиющий, – в своей актуализации, в своем распредмечивании, в голову первую, – а, возможно, и исключительно, – средствами философии. Научно-состоятельной, разумеется, философией, а не бесчисленными репликами ее, неутомимо производимыми (фабрикуемыми) на фабриках неспонтанного мифотворчества. Ведь истина одна, вернее – едина (не единственна, но едина!), а у глупоты (как и у подлости) – пределов нету.       
 ***
…Казалось бы, постигаемо и постижимо лишь единичное (вспомним номиналистов вкупе с реалистами). Но вдруг обнаруживается, что оно – в контексте общего, а, будучи опосредованным общим – в контексте всеобщего. И всё, – всё, – связано со всем, и всё – превращается во всё. Взаимодействует и относится. И кроме этих взаимодействий и отношений, – непосредственных и (несравненно чаще) опосредованных – познавать и знать нечего.
Познание простого и непосредственного взаимодействия есть свойство. Гносеологический и эпистемологический статус свойства – факт.
Факт. Факт, факт… Куча фактов. Начитается рефлексия. Мышление мысли, познание и знание познания и знания. Упорядочивание кучи. Фактов. Сначала – описание, фиксация (чтобы не разбежались). Затем – установление подобия (отличия) и на этом основании – первичное упорядочивание: классификация. Для упрощения: формализация, символизация, алгебраизация etc. Единица «хранения» – элемент, установленная, познанная и знаемая связь (взаимодействие, отношение) – структура. Элемент и структура – это уже основание (противоречие с определенными противоположностями). Основание (в данном случае) чего? Системы. Упорядоченной целокупности. Куча фактов становится теорией (упорядоченной совокупностью добытого знания; непосредственным предметом эпистемологии) и методологией (упорядоченным опытом добывания знания) – познанием; непосредственным предметом гносеологии. Перед вами (ими, нами) – основание (единство результата и процесса, знания и познания). Сиречь – учение об отражении. Если в отражаемом (взаимодействующем и взаимоотносящемся) – в предмете, в объекте познания и знания установлены взаимодействия и отношения, удовлетворяющие (по закону достаточного основания) условиям: повторяемости, устойчивости, объективности, существенности, необходимости и основательности, перед нами основная форма научного мышления – закон (принцип).
…Поскольку это «Мысли», а не авторский учебник «Учение об отражении», этим и ограничимся. Мысли должны быть лаконичными. В этом – их основная прелесть и очарованье…       
***
«Субстанция не есть величина того или иного качества бытия и не может быть предметом или предикатом чего - нибудь другого» (А.В. Босенко).
***
Субстанция есть бытие/небытие, не имеющее предикатов.
***
Становление есть отношение возникновения и прехождения. Результат возникновения и становления в своей определенности есть ставшее. Определенное, налично сущее, имеющее свою меру бытие/небытие. Качество есть имманентная (внутренняя) определенность, количество – трансцендентная (внешняя) определенность ставшего (ставшего, определенного, конечного, наличного, сущего бытия/небытия). Есть бытие/небытие меры – качественного количества и количественного качества.   
***
Выражение: «по крайней мере» – крайне бестолковое и просто глупое. Мера – это всегда: единство противоположных «краев», интервал, определяемый ими. А, поскольку мера есть свое-иное-себя безмерного, то она не бывает «крайней».
***
«Человек тем свободнее, чем большим количеством обязанностей (необходимостей) он определяется (детерминируется)» (Б. Спиноза).
 ***
«Человеческая свобода есть способность его (человека) к самоограничению» (И. Кант).
***
Диво: синтез человеческой способности удивляться и удивлять.
***
Единое, абсолют, субстанция, Бог, всеобщность etc. – неделимы. И, равно – неумножимы и не приумножимы. Не имеют «сторон», «частей», «границ», «пределов» etc. Не имеют/ет свойств (свойство есть познанное взаимодействие), ибо ни с чем (и ни с кем) не взаимодействуют/ет. Это – различные имена одного и того же, сиречь – одно и то же суть.
***
Что есть жизнь? Рождение смертью и смерть рождением.
***
Выпрямленный вопросительный знак есть знак восклицательный. И – ничего более. Поэтому, двигаясь от недоумения и недоразумения к восторгу разумения и умения (восторг – чувство), не следует забывать, что прямая – не всегда, – отнюдь не всегда, – самый короткий путь от вопроса – к ответу, от проблемы – к решению, от задачи – к развязке. Мораль? «Без фанатизма!».
 ***
«Актуальная бесконечность» – это, – очень мягко говоря, – крайне неудачное (ибо неверное, если заблуждение, и ложное, если продукт преднамеренной лжи) словосочетание. Актуальность – это характеристика (преимущественно, темпоральная, временн;я) определенности наличного бытия, детерминированной (определенной, ограниченной) вечности: времени, либо детерминированного пространства: места. Это – осуществленная, состоявшаяся потенция.    
***
Социальная (культурная) форма развития материи.
Творчество.
Сознание.
Любовь.
Последние определенные формы в генезисе: форм развития материи; развития социальной матери; отражения; чувственности.
Последние – ибо неисчерпаемы (всеобщи), беспредельны в себе, обладают неисчерпаемым потенциалом актуализаций, безмерностью своих мер etc. 
***
Последним может быть только то, что первое, концом – начало etc. 
***
Пролетарии. Трудящиеся. Творящие [ся].
***
Суррогат сознания: мозаичность, неспособность к антиципации (опережающему, либо же, – адекватно, – реконструирующему сознанию), критическое снижение способности субъекта (индивидуального, коллективного, всеобщего) к целеполаганию в его оперативном, тактическом и стратегическом (не говоря уж – комбинированном, универсальном режиме) масштабах: планированию, программированию, проектированию, форсайту, прогнозу, предвидению. К целеполаганию, основанному на науке.
На подобном «когнитивном основании» формируются и утверждаются, – сегодня доминируют, завтра обретут статус практической всеобщности, – практические действия, поведенческие реакции.
А чего можно ожидать в ХХI-м в. от подобного качества мысли и формируемых на ее основе чувств и практик?!
Тут даже формула «Чем дальше от истины, тем ближе к крови» становится архаичной. Рукотворный Апокалипсис категорически не предполагает ничего живого, не говоря уж – существ с кровеносной системой, тем более: теплокровных.    
***
Стадии деградации сознания (чувств, практик): от сознания клипового –  к сознанию кликовому.
***
Компьютер (при всей поразительности результатов и следствий его применения и использования) – это всего лишь материализированная и опредмеченная… формальная логика. И, как и в топоре – дровосек, и в пулемете – пулеметчик etc.  главная деталь в компьютере – компьютерщик.
P.S. И, на  минуточку: формальная логика, – это теория и методология рассудка. А абсолютизированный рассудок суть рассудочность. Жесткая «черно-белость»… 
***
Творческим человеком (людьми, обществом), человеком - творцом (людьми - творцами, обществом - творцом) нельзя управлять в режиме «кем - чем», в режиме жесткой императивности, в режиме творительного падежа. Ну, то есть, в принципе невозможно. Более того: в режиме такого управления, сущего в форме практической всеобщности, творчество (творцы), в принципе невозможны. Ну, т.е., категорически.
***
«Мельчает не философия, а «философы», паразитирующие на ней» (А.В. Босенко). Ну, т.е., околофилософская шпана.
***
Помереть – значит исчерпать свою меру. И – перейти в меру иную. Не свою.
***
Смысл – жизнь мысли в проекте: замысле, осмыслении, умысле, промысле, помысле, вымысле, домысле; выход мысли за собственные пределы, ее трансгрессия, распределение. 
***
Информация становится, – стала, – производительной силой. Сегодня подобная констатация уже трюизм. Ну, т.е. предельная банальность.
Капитализм – это частная собственность на средства производства (включая и на человека, редуцированного до простого средства: рабочей силы, живого труда, пролетария). А можно ли приватизировать информацию, современные информационные технологии etc.?
Ну, вестимо, пробуют. И даже – очень активно. В частности, средствами права. Что из этого получается и может получится?
Представляется, не лишены основания некоторые соображения, констатации и выводы из них, которые формулирует Мих. Делягин: «Общественная природа и неотчуждаемость главного ресурса, – информации, – делают невозможной частную собственность на нее… Попытка ее приватизации «правом интеллектуальной собственности» выродилась в злоупотребление монопольным положением и в целом уже провалилась.
В развитых странах труд перестал быть условием выживания, разница между рабочим и свободным временем стерлась (хотя способом, который не радует), а между трудом и развлечением стирается стремительно: труд становится все более творческим.
Акционеры глобальных корпораций уже не могут управлять своей собственностью: управления объективно принадлежит топ - менеджерам. Более того: акционеры в массе своей и не хотят управлять, уничтожая тем самым являющуюся фундаментом капитализма частную собственность, не существующую вне управления. Она отмирает, хотя и не так, как ждали классики…» (М.Г. Делягин, Человечество за порогом).
Ну, так, или не так, «вскрытие покажет», а мы обращаем внимание думающих (не отученных и не разучившихся думать) людей на материал, в котором, безусловно, есть разумные зерна.
P.S. «рацио» – рассудок, поэтому идиома «рациональное зерно» довольно двусмысленна…       
***
Информированный (осведомленный) не может быть мыслителем, но лишь – осведомителем.
***
Есть уединение (добровольное ли, или вынужденное) как робинзонада и есть уединение зрелых (созревших) ума и чувства как единство, как слияние, как растворение единичного и единого без назойливого интереса многих. Без отвлечения, влечения, увлекания, завлечения, развлечения etc. многими.
***
А вот, – бесподобно, – о «цивилизованной» робинзонаде: «Почему–то принято толпу считать врагом уединения. Не понимаю. Ведь в толпе нет отдельных личностей, в ней люди пропадают, и мы можем без всякой натяжки считать, что в толпе нет людей. Как же она может мешать уединению?» (Прочитано у А.В. Босенко, который цитирует кн. Волконского).
***
Деонтологическое.
Люди не боятся смерти, они боятся ее ожидания. И это верно: мы с ней не пересекаемся: есть она – нас нет. Есть мы – ее нет. И вообще: смерть – это горе для тех, кто остался жить. Наверное, даже наверняка: масштаб и искренность этого горя равна масштабу и искренности тебя жившего.
…Рассказывают такой случай. Когда художник Суриков уже почти заканчивал свою знаменитую картину «Утро стрелецкой казни», в его мастерскую заглянул Репин и сказал: «Было бы неплохо, чтобы на виселице уже висела пара казненных». Суриков дорисовал. Долго смотрел. Затем убрал дорисованное. На вопрос: «–Зачем?» ответил «–Из картины ушел ужас ожидания смерти».
***
Глобализм, глобализм… А какой же, нафиг, глобализм без глобократии?! А что есть глобократия? Это олигархократия в планетарном (мировом, глобальном) масштабе.
***
Наглядный образ формы превращенной (и частного ее случая, симулякра): очаг, нарисованный на холстине и висящий на том месте, где должна стоять печь…
***
Спорт как торжество физических (в единстве телесных, чувственных и духовных) возможностей человека и его превращенная форма – спорт как бизнес: смесь торгашества, криминала и политиканства.
***
Верующие по профессии: клирики – в светлый потусторонний мир; политики – в светлое будущее; историки – в светлое прошлое; журналисты – в светлое настоящее. Ключевое слово – «верующие». А между верующим в Бога и в Ньютона (Маркса, Ома, Гей - Люссака etc.) разницы нет.
***
Хронотоп творчества – время и место встречи истины, добра, красоты и пользы.
***
«Философия превратилась в место общего пользования и ни к чему не обязывает, прекословя только своему слову, стреноживая его традицией, спутывая правилами поведения в общественных местах. Здесь берутся за Ум очень скользкими крепкими руками. При всей своей (а по большей части чужой) экстравагантности, она – не оригинальна, экстраординарна, слишком средняя, осторожная и выверенная, вываренная в щелочи времени и обесцвеченная в нейтральный цвет серости, шаровый (шаровой), изредка окрашиваясь в модный ныне «камуфляж». Рядясь в национальные цвета, она остается бесцветной и беспросветной, бессветной и бессовестной философией обывателя, которому важен товарный вид и безусловная понятность, однозначность философской мысли, приспособленной для его нужд, дабы несчастная прилежно оправдывала необходимость и святость тотальной лжи. Засаленная мыслишка, нахлобученная на глаза. Узаконенная скупая обрядность философии. «Скоропостижная наглость» (Сковорода) оголтелого функционера, предписывающего необходимость Универсуму. Сер-р-рый террор посредственности, где человек — посредник или, как изволил выразиться один из новых национальных философов, «Человек человеку — заказчик», ничтожество между ничто и ничто, пытающееся примирить, гармонизировать свою низость с вечностью и бесконечностью. «Чюдное и бедственное позорище» (Сковорода). Так по видимости, на виду, а наяву философия не терпеливо ждет своего времени, захмелев от «ранней смерти», а просто не марается на рынках сбыта и не участвует на аукционах. Кто-то сочтет, что она надменна, кто-то что непременна, но для этого недостаточно приблизиться, следует узнать, не пытаясь уличить ее в истине и не занимаясь подлогом» (А.В. Босенко, Случайная свобода искусства. – К., 2009, стр.132)
***
Сопрягаясь с добром (чувственность, мораль, нравственность) истина (дух, наука) становится правдой и справедливостью. Сопрягаясь с красотой (чувственность, художественность, эстетика) правда, справедливость становятся совершенством. Сопрягаясь с пользой (материальность, телесность, практика) совершенство становится творчеством и его результатами: творениями.
***
Дух, находящийся в частной собственности, есть идеология.
***
Власть, находящаяся в частной собственности, есть бюрократия.
***
Превращенная форма обыденного сознания – сознание обыдленное.
***
Анализ, без синтеза убивает основание. Наповал и гарантированно. Он его, – такой, одинокий, – убивает еще до рождения: абортирует. Он сам существует без своего - иного - себя нелегально: без основания.
***
Это об «аналитиках» сказано: «неосновательный ты человек».
***
У пространства нет направления: это прерогатива (предикат) места.
У вечности нет длительности: это прерогатива (предикат) времени.
***
Философская сивуха двойного перегона: сначала ее «гонят» в смысле изготовляют, – раньше – в кустарных условиях, нынче – индустриальным способом на фабриках неспонтанного мифотворчества, – затем ее «гонят» – в смысле распространяют, «несут в массы». Воистину: «несут». Для того, чтобы отличать истину от «гонева» жизненно необходим иммунитет от духовного СПИДа – добротное образование. Добротное, следовательно, базируемое не на донаучной, вненаучной, либо антинаучной но, – исключительно, – на научной основе. На науке. Без вариантов. Ибо истина – одна. Аминь.
***
У приймальній «великого» начальника:
«– П.Ю. є?»
«– Ні, їх немає, але їхня ковіньочка стоять…».
Ну, то й вгадайте з 3-х разів, який відмінок править (заправляє) балом у подібному управлінні?
…Не буває холопа без пана, але і навпаки не буває.
***
«В мгновении к нам вечность льнет» (парафраз Р.М. Рильке)
***
Ну, а вывод  о том, что в каждом нормальном (нормальном!) человеке мыслит, чувствует и практически действует все человечество – это элементарный вывод из элементарных, – научно - добротных, – посылок. Можно даже сказать – банальность.
Ну, не режет же всем слух мысль У.-С. Моэма: «Гений – это нормальный человек, все остальные – отклонение от нормы». Или вывод (наш) о том, что профессия нормального, – действительного, – человека – его имя.
Однако, покамест что это – императив (научно - безупречно обоснованный), сущий на уровне конкретного, вполне конкретного, а не абстрактного долженствования.
Осуществится не как состояние, не как результат, но как осуществляющееся диалектическое противоречие, как действительное развитие – и можно констатировать: действительный гуманизм, сущий в форме практической всеобщности. Способ бытия коего – творчество.
…Впрочем, об этом нами уже столько говорено - переговорено, писано – переписано… И, на минуточку, не только нами.
***
Субстанция – это единое во множестве и множество в едином.
***
У складі знята літера, у слові – склад, у реченні – слово, у тексті (оповіді, наративі) – речення  etc.
До питання про значення зняття як знищення зі збереженням. Die Aufhebung. Снятие. Зняття. «На пальцях». Філософська дидактика.
P.S. При условии незабвения слов Г.В. Плеханова: «Наука, сведенная к примерам, суть профанация науки».
***
Нищета – она ведь не только от недостатка, от скудости, она, – в такой же мере, – от избытка, от пресыщения, от роскоши. Сильный запах – вонь.
Преждевременная смерть от голода и смерть от обжорства одинаково отвратительны.  Однако в первом случае – умирают, в последнем – подыхают. Ибо причина первого – последнее.
Нищета духа, души, тела. Нищета человека. Нищета людей. Нищета общества (локализованного человечества).
Дефицит и профицит – это «два сапога – пара», это определенность с разорванным (отсутствующим) основанием.
***
Перефразируя (или подражая) А.В. Босенко:
15 лет – Я.
25 лет – Я и философия.
45 лет – философия и Я.
65 лет – ФИЛОСОФИЯ.
***
Потребительство (потреблятство) – это, по удачному выражению А.В. Босенко: «оргия фетишизированной полезности».
***
Можно (и нужно) возвышать, возводить (население, толпу – в народ,  будничное в возвышенное, сокровенное в откровенное и т.д.), а можно (но не стоит, не следует ибо очень опасно) – низводить, редуцировать, опускать, раскультуривать (народ до толпы, населения, «сокровенное – в места общего пользования» и т.д.).
Скверно все это  заканчивается. Всегда. Без исключений.
***
…Страдал обильным словоотделением и вполне искренне считал, что это – эманация любомудрия (философии).
***
Кто есть полу-интеллигент? В духовном измерении?
Тот, кто различает между Кантом и Контом, Бабелем и Бебелем, Гегелем и Гоголем, кабелем и кобелем, мышлением категориальным и категоричным, иллюминацией и элиминацией, паритетом и раритетом, любовью и случкой…
***
Способ существования «осуетевших» (ап. Павел) – суетня.
***
Хто є інтелігент? Творець.
Що є творчість? Корисне здійснення блага через істину у красі.


Рецензии