Итальянские пейзажи Сильвестра Щедрина

       Щедрин Сильвестр Феодосиевич  «Новый Рим. Замок святого Ангела»,1825г. Государственная Третьяковская галерея.


  Щедрин Сильвестр Феодосиевич (1791–1830)-выдающийся русский художник, пейзажист.

 Его называют одним   из самых обаятельных русских пейзажистов первой трети XIX века,многие его картины  хранятся сегодня в Третьяковской галерее. Воспитанник Императорской Академии художеств, Щедрин с рождения был связан с художественной средой.

  Будущий пейзажист появился на свет в семье профессора , скульптора Феодосия Федоровича Щедрина. Первые уроки ландшафтного искусства Сильвестру преподал родной дядя, Семен Федорович Щедрин - первый профессор и руководитель класса пейзажной живописи.

 В 1800 году Щедрина-младшего приняли в Академию художеств, где он учился у М.М. Иванова. В 1811 году Щедрин был удостоен большой золотой медали за исполненную живописную «программу». Получив академический пенсион для продолжения учебы за рубежом, он в 1818 году отправился в Рим - признанную столицу европейского искусства.
   После восьми месяцев, проведенных в Риме (где Щедрин знакомился с памятниками искусства и старины больше по обязанности, чем по влечению), он переехал в Неаполь. Здесь художник нашел подлинную отраду для души и неисчислимое количество мотивов для живописи.

       Он много работал на натуре, что было редкостью в то время, и, стараясь возможно живее запечатлеть видимое, начал понемногу избавляться от заученных канонов. Все же бурные политические события, развернувшиеся в Неаполитанском королевстве, вынудили Щедрина искать безопасности в Риме. Но теперь он смотрел на этот город иными глазами и находил в нем красоту.

         Крупным достижением художника стала картина «Новый Рим. Замок Святого Ангела» (1823). Она имела успех и породила впоследствии массу подражаний. Сам Щедрин для желающих ее приобрести сделал 8 (или даже 10) вариантов — не повторяясь буквально, а варьируя время суток, детали, угол и точку зрения. Но главной его темой была природа.

         Работая в летнее время за городом, он написал пейзаж «Озеро Альбано в окрестностях Рима» (1825). В этом поэтическом произведении он сделал новый шаг к естественности, избавившись от четкого деления на пространственные планы и от условности цвета.

     Срок пенсионерства истек в 1823 г., но Щедрин рискнул остаться в Италии еще на некоторое время — уже независимым художником, благо его работы имели спрос, который он едва успевал удовлетворять.

         В 1825 г. Щедрин вновь оказался в Неаполе. Там он главным образом проводил время в холодные месяцы, а в теплые — писал с натуры в маленьких городках, расположенных вдоль побережья Тирренского моря. Особенно его привлекали скалистые берега, окружавшие небольшие уютные бухты, — он писал их по многу раз, отыскивая новые и новые места, неоднократно возвращаясь к полюбившимся и открывая в них что-то незнакомое («Вид Сорренто близ Неаполя», «Вид Амальфи близ Неаполя», обе 1826; «Грот Матримонио на острове Капри», 1827, и др.).

           Художник увлекся еще одним мотивом — увитой виноградом террасой с видом на море. В многочисленных «Террасах», написанных в 1825-28 гг. и тоже имевших большой успех, он воплощал близкий ему идеал гармонической жизни людей в единении с благодатной природой.

           Мало-помалу в работы Щедрина проникает драматизм, ранее ему чуждый. Он стал писать ночные пейзажи с тревожным светом луны, проглядывающей из-за облаков, и мрачными силуэтами людей, собравшихся у костра («Вид в окрестностях Сорренто. Вечер», конец 1820-х; «Лунная ночь в Неаполе», 1828-29, и др.). Возможно, причиной тому были невеселые вести с родины, куда художник не решался возвратиться, а возможно — тяжелая болезнь, которая беспокоила его все чаще.

          Он пытался лечиться минеральными водами, менял врачей, в отчаянии обратился за помощью к каким-то шарлатанам, но никто не смог помочь. После смерти художника друзья предприняли усилия, чтобы его картины оказались в России. Однако многие их попытки не увенчались успехом, и нам известна лишь часть творческого наследия Щедрина.

8 ноября 1830 года Сильвестр Феодосиевич Щедрин скончался в возрасте 39 лет в городе Сорренто, Италия


Рецензии
Между прочим, живя в Италии, Щедрин стал добрым другом тамошней бедноты, особенно детей, и память о "добром синьоре Сильвестро" долго еще сохранялась среди неаполитанцев

Григорий Ананьин   17.04.2022 18:22     Заявить о нарушении