Как спасти татарский язык

КАК СПАСТИ ТАТАРСКИЙ ЯЗЫК

Непременно спасем, если возьмемся дружно всем миром, как единый народ, способный к самосохранению.
Прежде всего: в чем суть проблемы?
Русскоязычные ученики и родители открыто заявляют: «Зачем нам татарский язык изучать и время тратить? И так школьная программа перегружена новыми компьютерными технологиями, и дети переутомляются. И какой смысл их перегружать уроками татарского языка, если, окончив школу, знания татарского за пределами Татарстана не понадобятся, и даже мешать будут для поступления в ВУЗ и последующего трудоустройства и удачного обустройства своей жизни в будущем? Даже в пределах Татарстана, чтобы занять руководящий пост разного уровня, знания татарского необязательны, и никто с вас не требует и не добивается, чтобы знания татарского были обязательным условием, и вы общались со своими подчиненными на татарском, и заявления или другие документы принимали от них на их родном языке. Мало того, если вы упорно будете настаивать, чтобы ваш руководитель общался с вами на татарском, вам легко навешают ярлык националиста, и это может в последующем сыграть злую шутку с вами, так как все будут знать, что вы тупой и упорный в своем национализме и вместо того, чтобы продвигать вас по служебной лестнице, найдут деликатные способы ловко избавиться от вас…
Но где вы видели, чтобы глав администраций различных уровней, вы выбирали сами с обязательным требованием знания татарского языка не только на разговорном уровне, а способного грамотно вести делопроизводство на татарском, но хотя бы в самом Татарстане? То-то, не видели никогда.
Вышестоящие полномочные руководители назначают вам тех глав, лояльных им самим, а те в свою очередь подбирают себе тоже верных людей, в лучшем случае, собственных родственников или своих однокашников, твердо зная, что они то уж не подведут и не продадут, когда придет время их снимать, как это модно «за коррупцию».  Но проиграли мы выборные назначения современным выборным технологиям в угоду сегодняшней ложной демократии.
Но где время и место требовать с них обязательное условие знания татарского языка, когда с вами никто не собирается советоваться. А ведь это единственная возможность спросить кандидата на ту или иную должность, владеет ли он татарским и будет ли он общаться с народом на их родном языке, и построит свою работу руководителя  в соответствии с их чаяниями и в единении с ними, как выбранный самим народом руководитель. Это вполне реально осуществить, если бы была настоящая выборная демократия в Татарстане, а не игра в выборные технологии. 
А теперь встанем на позиции татароязычного ученика и его родителей. Как они обосновывают свое нежелание углубленно изучать родной татарский язык? То же самое, что и русскоязычные: перегруженностью и переутомлением. А основной довод: знания татарского языка как «вериги на ногах у скопцов» за пределами Татарстана не способствуют, а даже открыто мешают занять более-менее теплое место под Российским солнцем, не говоря уже в самой Москве. Да есть ряд трудных проблем с изучением татарского для самих татар в Татарстане. Но главный довод – невостребованность, кроме школы, театра и художественной литературы в реальной жизни практически никуда не приложить.
В начале 50-х прошлого столетия мне пришлось учиться в Уфимской фельдшерско-акушерской школе. Все эти три года мы, русские, чуваши и татары старательно изучали башкирский язык. И никто не роптал, необходимость обосновали: лечением трахомы мы будем заниматься в башкирских деревнях, где русского не знают или плохо знают, и нам придется и пришлось работать общаясь с населением на их родном языке. Заметьте, никто не роптал, все понимали: так надо, другого способа перебороть трахому в башкирских селах нет. Сегодня, по истечению свыше 60-и лет ситуация изменилась, в татарских деревнях все поголовно владеют русским языком, в специальном обучении татарскому с целью их лечить в родном селе, необходимость отпала.
То ли дело английский язык. Кругом компьютеры, интернет. Без владения английского пропадешь, шагу не шагнешь по служебной лестнице. Сегодня в анкетах требуют указать не владение татарским, а английским в совершенстве и владение компьютерной технологией. Это дает претенденту преимущества перед тем, кто не может указать владения английским, или даже написавшим «читаю со словарем». Времена изменились.
Ислам в нашу жизнь тоже проникает настойчиво и требует от нас татар, знания арабского, хотя бы письменно. Вот и организовываются при мусульманских храмах платные и бесплатные курсы изучения арабского и люди идут, ничего не поделаешь, жизнь требует. Так бы и с татарским, умным нашим руководителям продумать, как создать востребованность изучения родного языка, настоятельная необходимость, иначе потеряем язык, потеряем народ.
Создалась патовая ситуация, вроде бы все понимаем, прежде всего, передовая татарская интеллигенция, педагоги татарского, ученые академики, мусульманское духовенство – надо что-то делать, чтобы не потерять народ вместе с его татарским языком, а воз с грузом проблем татарского языка сдвинуть не могут.
Вчера, т. е. 30.10.2017 г. по татарскому телевидению показывали всех депутатов Госдумы от Татарстана с просьбой высказаться, как решить проблему сохранения татарского языка. Кроме призыва не сеять раздор, ничего сказать не смогли. Ну не собираемся мы сеять раздор в родном своем доме, но проблему сохранения родного языка настоятельно надо решать.
Что же нужно для этого, чтобы сам народ поддержал, а не стоял безучастно в стороне, пока кто-то решит этот груз, как Александр одним махом своим мечом разрубил Гордиев узел. У нас нет своего Александра, способного разрубить груз проблем татарского языка, а нужен.
Нам говорят: «Давай говорить только о языке, не отклоняясь на коррупцию», легкий выход, а не получается. Все вы понимаете, эти две проблемы разъединить невозможно.
Москва объявила тотальную войну с коррупцией, за короткое время безжалостно поменяли свыше тридцати губернаторов, а некоторых отправили под суд. А нам татарам очень дипломатично подсунула Вим Авиа, Татфондбанк. А сегодня Москва отказывается подписать федеральный договор с Татарстаном, тонко намекая на 90% голосов на февральских выборах. Ну, не дураки же там сидят.
А прокурор даже дальше пошел, стал проверять по казанским школам соотношение преподавания русского и татарского языков. Оказывается, даже не согласовал. Ну, он прокурор, ничего не поделаешь, ему можно так поступить даже не согласовав, ибо ничего ему за это не будет. Пусть он занимается своим неприятным для нас, но благородным для большого государства делом, а мы поговорим вот о чем.
Недавно мы проехали насквозь всю Башкирию – от Октябрьска до Мелеуза, и нигде не встретили на улицах городов (Белебей, Стерлитамак и т. д.) общающихся косоглазых башкир на башкирском, все общаются только на русском. Лишь доехав до Юмагузино посчастливилось услышать звучание певучего мягкого давно забытого башкирского исходящего от общающихся на родном языке. Знаете, было приятно.
Та же проблема в Казани, там практически все общаются на русском.
          Всем вам известно, что насчитывается 11 млн. татар, рассыпанных по всему бывшему союзу, никем не объединяемых. Им было бы приятно, приехав хотя бы на конгресс татар в Казань, услышать татарский говор на улице. Чувство, что где-то на Волге в сердце России есть республика, говорящая и живущая, общаясь на красивом татарском, согревало бы нам душу, находясь вдали и оторванных от родных корней несколько поколений назад. Видите, нам нужен татарский  язык и мы обязаны что-то сделать существенное, направленное на сохранение этого языка.
В ранние годы, когда создавали «Жидеген Чишме», покойный М.С. Сибгатов дал транспорт для приглашенного Ильхама Шакирова привезти в наш город Нижнекамск.
Айдар Халим только начинал свою литературную деятельность в раннем Нижнекамске. Он привлек и меня для участия во встрече тогда уже знаменитого Ильхама Шакирова.
Певец рассказывал нам, как пригласила его с концертами в Финляндию тамошняя диаспора татар. Он рассказывал нам и восхищался, как оторванные от родных корней финские татары самозабвенно работают, чтобы сохранить родной язык, вносят взносы в вечернюю татарскую школу (дневная финская школа обязательна), выписывают учебники из Казани, приглашают педагогов, выискивают женихов из других диаспор для своих дочерей, и приглашают невест из Татарстана. Своя мечеть, свои мусульманские священнослужители. Эти люди осознанно предпринимают колоссальные и неимоверные усилия, чтобы сохранить язык и воспитать  детей в традициях своих предков татар.
В этой связи вспоминается ответ первого президента М.Ш. Шаймиева на вопрос участников конгресса: «Почему на татарском не общаются в Татарстане?», среди его доводов, был и такой момент: «30% совершаемых браков смешанные, в основном, русско-татарские. Разумеется, русская мать, родив сына от мужа татарина, в лучшем случае, воспитает атеиста, а в конечном итоге, когда строгого отца татарина не станет, его дети похоронят мать по христианским обычаям и обрядам с отпеванием в церкви. Просто беда. Дети, родившиеся от этих новоявленных татар никогда не будут стремиться говорить на татарском и соблюдать отцовские обычаи и верования».
Грозный и всемогущий Патриарх Кирилл, добившийся, чтобы православие было государственной религией как при царе, сегодня добивается узаконивания введения уроков православия во всех Российских  школах, и в том числе, Татарстана. Лишь наткнувшись на действительные возмущения мусульманских священнослужителей и Московского муфтия, на время приостановил, чтобы выпустить пар волны негодования Поволжских татар и мусульман Северного Кавказа. Будьте уверены, это временно, найдя весомые доводы приоритета государственных интересов, он к этому вернется еще в совсем недалеком будущем, вот увидите и ничего не сделаете. Интересы государства превыше.
Российская империя в самом пике и мощи своего становления. Такие мелочи – родной язык, отцовские обычаи, федерализм, наконец, как при большевиках, отойдут на задний план, останется время, решим потом.
Но остается Конституция, с ее положением права для Поволжских и Кавказских народов на сохранение автономной суверенности, родного языка, религии и отцовских обычаев и традиций и т. д. Пока она существует, но как бы нам ее не проморгать, под какими-либо чрезвычайными государственными обстоятельствами, возникшими внезапно и бесконечно затяжной санкцией запада. Могут пересмотреть Конституцию. Надо спешить, пока мотивация, резерв прочности и инстинкт к самосохранению у народа не иссякли.
Проблема Украины не американская, а наша Российская, американцы просто подбросили ее нам, до крайности обострив для дальнейшего решения. Если убрав трехлетнюю взаимную ругань и экономические вопросы украинцев, которых американцы не больно-то спешат решать, то в конечном итоге, стало нам ясно, оказывается проблема была языковая: какой язык первичный – русский или украинский. Украинцы, наконец, решили, для них важнее сохранение украинского. И нам среди телевизионной взаимной ругани, стало ясно, что с этого момента, нужно с Украиной договориться, идти на компромиссы, чтобы они изгнали наглых американцев, постоянно подзуживающих их кровоточащие раны к ненависти против России. Можно договориться, сесть за стол и найти обоюдное решение дружбы с родственным народом, может не сразу, может еще три года понадобится, мирный договор о дружбе с Украиной обойдется нам дешевле, чем тайная и безысходная война с Америкой по-хозяйски нагло обосновавшейся на территории Украины. Давайте обе стороны это поймем, заранее настроившись на положительный исход – на заключение договора мирного сосуществования и экономического сотрудничества.
А нам, татарам что делать, пока Россия с Украиной договариваются о мирном добрососедстве? Нам тоже надо быть проворнее и решительнее.
Москва дипломатично подбросила нам Вим Авиа, Татфондбанк, говоря, пока разбирайтесь сами и меньше воруйте. Почему пока? А до следующих выборов и удобного повода. Сами видите, мы татары живем под неусыпным государевым оком больше, чем другие народы Поволжья. Этим и вызвана наша нерешительность и уступки с принятием закона о языках с приоритетом татарского на собственной территории, включая хозяйственное делопроизводство, что автоматически вызовет потребность в изучении и владении на всех руководящих постах по ведению экономики народного хозяйства Татарстана. При таком подходе все трудные проблемы сохранения татарского  языка отпадают автоматически.
Остается лишь найти того человека, способного взвалить на себя всю тяжесть последствий такого шага, кто рискнет своим трудом достигнутым благополучием, во имя сохранения татарского языка, заодно сохранения своего народа. Быть или не быть? Как у Шекспира.
А Москва благоразумно на ключевых постах подбирает тех татар, кто клялся в своей лояльности и преданности, не склонных вызвать головную боль, поднимая каверзные проблемы. До сих пор так. Здесь и кроется ответ нашей нерешительности и искусственно созданных трудностей в изучении родного татарского языка.
Давайте действовать в рамках существующей Российской Конституции, пока депутаты Госдумы не пересмотрели ее. Конституция позволяет Татарстану принять свой закон о языке с обязательным приоритетом татарского языка на территории Татарстана, направленный на сохранение татарского народа в его суверенных границах, жить и развиваться экономически не нарушая Российские законы, соблюдая отцовские обычаи, вероисповедование и культуру, развивать науку, учить своих детей в российских и английских университетах, способных в будущем решать те трудные проблемы, которые сегодня кажутся нам труднорешимыми. Для этого необходимо твердое решение и государственная воля первых руководителей республики и самого Госсовета Татарстана. Нам необходимо понять, что живя в самом сердце России, нет другого пути решения, чем умение договариваться, не путем уступок (как забыли о дне скорби по взятию Казани и не настаиваем поставить памятник защитникам Казани, боясь обидеть Москву, это нормально, Москва поймет и уступит в таких мелочах), а путем разумных доводов. Таких умельцев нужно готовить годами, не жалея средств на их обучение.
А мы татары, давайте сядем сами за круглый стол и открыто обсудим камни преткновения меж собой, определимся с теми людьми, кто не боится ответственности и борется за наше дело и обсудим меры их защиты, если вдруг неумело и не так пойдет. Аминь.
Исмагилов Г.Г.,
31.10.2017г.







Рецензии
Наивно, супер! Во-первых, кто Вам даст поставить на ключевые посты людей, которые не побоятся выступить за воплощение в жизнь закона о языке? Во-вторых, как мы видим сама конституция не является непреодолимым препятствием для нарушения законов властями или хотя бы быстрому их перефразированию путём дополнений.

Владимир Архипов 4   09.02.2018 09:48     Заявить о нарушении