Юрий Фурманов Суд над интеллигенцией

Юрий Фурманов
СУД НАД ИНТЕЛЛИГЕНЦИЕЙ
В настоящее время в России происходят множество судебных процессов. В центре внимания в основном имущественные тяжбы. Судятся друг с другом соседи из-за квадратных метров, родственники за право наследования, предприниматели, отстаивающие право собственности и т.п. Для того, чтобы показать обществу, что судебная власть имеет свое суверенное право заявлять о себе, наряду с законодательной и исполнительной властью, эти процессы активно освещаются в СМИ. в блогах и, разумеется на телевидении. Процесс, о котором далее пойдет речь, вряд ли заинтересует эти источники информации.  Весьма странно выглядит сама постановка вопроса,  в которой  основным и главным обвиняемым предстают не физические или юридические лица, а интеллигенция как некое сословие или, как ее раньше называли "прослойка", у которой по определению никакого "лица" быть не может.
В то же время в СМИ стало модным устраивать публичные обсуждения виновности   или не виновности не конкретных лиц, а абстрактных феноменов, в отношении которых используется судебная лексика: суд на фашизмом, над сталинизмом, над алчностью корпораций, суд истории над давно умершими героями и антигероями и т.п. Вот и мы избрали в качестве подсудимого  российскую интеллигенцию, поскольку в мире нет иной страны, в которой последняя не заявляла о себе как общественной силы столь активно. Поскольку в России с давних времен идут споры, пристало ли интеллигенции быть рупором власти и даже входить в ее коридоры с одной стороны, а с другой - быть ходоком, глашатаем и  рупором  народа, постольку вопрос, влияет ли ее чрезмерная политизированность  на само ее существование и является предметом данной статьи.
Иск в нашем судебном процессе был подан "партией народа" против "партии власти".  Между ними шли жаркие политические дебаты: первая обвиняла другую в ангажированности и авторитаризме, а вторая обвиняла первую в  либерализме и лицемерии. Споры  дошли  до крайней неприязни, крика и грубости и они продолжались до момента, когда председательствующий судья, возмущенный такой атмосферой, заявил сторонам, что не видит смысла  продолжать процесс, ибо став чрезмерно политизированной и утратив свои духовные основы,  интеллигенция в стране исчезла и тем самым исчез и  сам предмет разбирательства.
Судья прав: нет духовных основ, нет и интеллигенции, о чем говорили в 1909 году участники "Сборника статей о русской интеллигенции" ("Вехи"): "Нашей общей платформой является признание теоретического и практического первенства духовной жизни над внешними формами общежития, в том смысле, что внутренняя жизнь личности есть единственная творческая сила человеческого бытия и что она, а не самодовлеющие начала политического порядка, является единственно прочным базисом для всякого общественного строительства".
Но быть может судья был слишком радикален в своем приговоре? Чтобы убедиться в его правоте, надо, очевидно, привести в его пользу убедительные аргументы. В качестве одного из них используем достаточно широко используемые в общественном дискурсе версии о продажности интеллигентских кругов, выступающих либо как адепты власти, либо адепты оппозиции. Предстоящие выборы Президента России дают для этого немало доказательств. Не взирая на лживое декларирование своих доходов участниками президентской избирательной компании многие деятели культуры, искусства, журналистики, образования и науки в своих выступлениях либо не безвозмездно обходят этот  вопрос стороной, либо видят в них оплачиваемую услугу. В том, что деньги стали мерилом всех вещей для большей части нашей "политизированной" интеллигенции не трудно увидеть убийственное для нее самоуничтожение духа.
Особенно преуспели в этом "интеллигенты" из журналистской среды. Их выступления на телевидении, в ежедневных или еженедельных публикациях в СМИ и в "сетях" вряд ли несут обществу какую-либо духовную пищу: либо апологетика , когда речь идет о властях предержащих, либо крикливые выпады и напускная ирония со стороны  адептов  оппозиции. Крикливость сторонников оппозиции вполне понятна, ибо у "партии народа" меньше материальных и информационных ресурсов, чем у "партии власти". Следует, правда, отметить, что к производителям массовой политической мишуры относятся не только журналисты, но и некоторые так называемые деятели культуры, образования и искусства, обслуживающие спрос на занимательный предвыборный вздор. Они охотно откликаются на предложения дать интервью на злободневную политическую тему, либо о текущих политических событиях в свете исходящих от "заказчиков" тех или иных предпочтений
Надо сказать, что население страны не по доброй воле проявляет интерес к подобного рода  "спросу".  Гражданское общество становится, как правило, политизированным в условиях бедности и нищеты, в страхе перед экономическими неурядицами и социальным неравенством, перед нестабильностью внутри страны и угрозами извне, из-за своего неверия в благополучное будущее. Разумеется, в стране существует и превеликое множество деполитизированных граждан, которые пытаются скрыться от нерешенных проблем в быту, в образовании, в  развлечениях, в спорте...
Несмотря на оживление религиозной жизни, на публичные заявления о духовном возрождении России, в духовной жизни простых россиян не ощущается поклонения к представителям творческой интеллигенции. Дело в том, что у них почти напрочь исчезла вера в духовные авторитеты. Кумиры публики есть, а по-настоящему духовных авторитетов почти не осталось. Страна давно уже не родит гениев в музыке, в поэзии и в целом в искусстве, в науке... Последние либо вымерли, либо еще живут за границей.
Да и откуда им взяться, если в обществе девальвирована сама оценка достижений духа. Посредственного музыканта называют "известным", известного художника  -  "знаменитым", растиражированного писателя называют "выдающимся", а талантливого ученого - "гением". О моральных авторитетах за немногими исключениями вообще не идет речи. В таких условиях среди лучших граждан страны набирает силу молчаливый,  среди  худших - злорадствующий пессимизм. Разумеется, и в наше время имеют место исключения. У интеллигентов "старой закваски" все еще наблюдается решимость хранить верность духу и сделать все от них зависящее, чтобы сохранить зерна доброй традиции.  Для этого они стремятся как можно дальше отойти от мира текущей политики.
Весьма уместно закончить эту статью словами реально выдающегося русского мыслителя  Н.А.Бердяева:" Русская интеллигенция была такой, какой ее создала русская история, в ее психическом укладе отразились грехи нашей болезненной истории, нашей исторической власти и вечной нашей реакции. Застаревшее самовластие исказило душу интеллигенции, поработило ее не только внешне, но и внутренне, так как отрицательно определило все оценки интеллигентской души. Но недостойно свободных существ во всем всегда винить внешние силы и их виной себя оправдывать...  Мы освободимся от внешнего гнета лишь тогда, когда освободимся от внутреннего рабства, т.е. возложим на себя ответственность и перестанем во всем винить внешние силы. Тогда народится новая душа интеллигенции".



 
 


Рецензии