Петр Первый

                Рассказ
Вера прошла по узкому проходу междугородного автобуса, в полутьме выбрала свободное место. Глянула в окно-провожающих было очень мало , напротив ее окна к скамье жался бездомный пес, зевал и поеживался от холода. Середина сентября, бабье лето, а ночи холодные, какими обычно бывают в конце октября . Ее никто не провожал из этого совершенно чужого города. Заработал двигатель, заглушая шелест тополиной листвы, автобус мягко тронулся. Вера откинулась на высокую спинку сиденья, закрыла глаза, и сразу всплыл образ Александра Петровича, его бледно- голубые глаза, словно выцветшие от солнца, короткая щетина на скулах с проседью…Вера судорожно вздохнула , невероятным усилием воли заставила себя не разрыдаться. Успокоившись, уговаривала себя вздремнуть, а за прикрытыми веками виделся ей этот немолодой мужчина, ее любимый человек…
Он поразил ее сразу, как только ступил за порог их дома. Поздоровался зычно, бархатный тембр голоса услаждал слух.Верочка потом говорила маме : « Как же он похож на Петра Первого!»  И это после впечатления от только вышедшего на экраны фильма «Россия молодая».  « А ведь действительно,-соглашалась мама.- Очень похож!»- и внимательно посмотрела на дочь. Ростом он- выше среднего, с великолепной осанкой, густые каштановые волосы зачесаны назад, над пухлыми губами- петровские усики…Верина мама- Ольга, слегка пожала плечами, как это она раньше этого не замечала.
Сослуживцы Вериного отца- Олега, любили собираться в этом доме, и за столом общались не меньше, чем на службе , как будто очень редко виделись. Александр Петрович- « Петр Первый», был душой компании, даже нахваливал кулинарные шедевры хозяйки  как- то по-царски : « Великолепно! Невероятно вкусно!» Вера тихонько садилась в уголок и смотрела, слушала, пока родители, спохватившись , не отсылали ее делать уроки .  Иногда вызывали ее к столу, и Олег, подняв рюмку, говорил : « Верочка, дочка! С днем рождения! Будь умницей, хорошо учись, солнышко! За твое здоровье!» Верочка краснела под взглядами гостей , и, поймав улыбку ее «царя», торопливо выходила из гостиной . А отец горделиво продолжал : «Стихи пишет, сочинения!»  И громовой голос Александра Петровича : « Какая молодец! Талант!»  У именинницы сердце готово было выскочить, и перед сном вспоминала его взгляд…Когда родители заговаривали о нем, она жадно ловила каждое слово. Жалела своего Петра Первого за то, что ушел от жены, Ольга говорила , что он очень ждал этого ребенка, а жена пошла и «скинула». Тогда она не понимала , о чем речь, но явно что- то нехорошее.
Как- то Олег приехал с охоты  и передал ей поникший от жары  вялый букетик степных цветов: « Это от твоего Петра Первого…» Верочка скорей поставила цветы в стаканчик  и унесла к себе в комнату , и так долго рассматривала, как будто раньше их в степи не видела…
Шли годы, дружная компания собиралась уже не так часто, а без Александра Петровича и вовсе потеряла всю привлекательность. А потом Олег рассказал Ольге, что на службе Сашку несправедливо осудили, за него встал весь коллектив, но он уволился и уехал в другой город. А Верочка обмерла, как будто потеряла родного человека…
Через несколько лет от него пришло письмо , Олег читал жене вслух, а Вера, притаившись за дверью, слушала. Потом, краем глаза проследила, что отец вложил конверт между страниц книги, тайком читала его- не один раз .Вера читала и горько улыбалась на его слова в письме, что « Верочка, наверное, уже вышла замуж, и нарожала кучу ребятишек…»   « Уже развелась ваша Верочка…»
Второе письмо пришло уже после смерти Олега , Ольга написала ответ, приглашала в гости, но он так и не приехал…Верочке были приятны воспоминания о ее « Петре Первом» , по его письму было непонятно, как он живет, женат ли…На конверте был указан новый адрес и город другой.Вера чувствовала, у ее «царя» не так хороши дела. Решилась- написала ему письмо от своего имени –легкое и жизнерадостное, звала в гости, а в последних строчках спросила о том, можно ли навестить его. Ответ пришел довольно быстро с категорическим отказом, мол, живу в пансионате, не разрешается принимать гостей.
-Что за пансионат, мама? Почему нельзя приехать?
-Скорее всего, это дом престарелых.
Вера с Ольгой посчитали, что Александру Петровичу сейчас уже около семидесяти пяти, и вполне вероятно, что своего жилья у него нет, и он поселился в этом пансионате. У Веры от жалости сжалось сердце, она поняла, что причина отказа не в том, что «нельзя водить гостей», а что ему самому не хочется, чтобы его видели старым и больным… « А я все равно поеду!»-решила она, и уже через десять дней , с многочисленными пересадками , подъезжала к дому престарелых на окраине города.
Когда ее провели в кабинет директора, Вера сказала, что она волонтер известной благотворительной организации, и хочет поработать три недели- хоть сиделкой, хоть санитаркой. Устроили Веру в гостевой комнате, ознакомили с «фронтом работ», выдали униформу. У медсестры она попросила марлевую повязку, и, надев ее, первым делом пошла проведать Александра Петровича. Сколько лет прошло, но Вера решила не рисковать, вдруг он узнает…
Новенькая санитарочка устроилась возле окна напротив дверей столовой  и живо вглядывалась в лица выходящих стариков…Его она узнала сразу…Даа, время не пощадило ее «Петра», чуть сгорбившись, Александр Петрович вышел из столовой, слегка опираясь на палочку. Поседела и поредела некогда густая шевелюра, щеки старчески обвисли, веки красные, глаза- безконечно усталые. Ей сказали, что у него растет паховая грыжа, но он ни в какую не соглашается на операцию. Верочка проводила его взглядом, жалость захлестнула сердце и обдала горячей волной …Он не хотел, чтобы видели его таким. «Да, старый, больной, но родной и по- прежнему любимый!»
Вера мыла полы, места общего пользования, кормила с ложки тех, кто сам не мог; придерживая под руку, водила стариков на процедуры. Раньше ей представлялось- вот она с ним гуляет по дворику, или даже разрешат выйти в город, или Вера приготовив ужин, пригласит своего «царя»…Но в реальности получилось совсем иначе.Как волонтера, ее нагружали не только уборкой, но и выполнением мелких поручений. Бывало так, что за целый день даже некогда было забежать к Александру Петровичу. Она понимала, что все эти мечты – нереальны, ведь тогда придется раскрыть свое инкогнито, а Верочка щадила гордость своего любимого.Но все же, оставляла тайком в его комнате небольшие подарочки- небольшой букетик цветов, книгу с военными повестями , купила шахматы. В комнате досуга шахматы, конечно, были, но не хватало нескольких фигур.Верочке невероятно везло- ей удавалось сохранить свою тайну под повязкой, а Александр Петрович никогда надолго не задерживал на ней взгляда.
И все же хотелось подойти к нему, приобнять за плечи, чтобы он узнал ее, поговорить о папе…А вдруг он обрадуется одной- единственной  родной душе в этом безликом доме престарелых?.. «Нет, -глубоко вздыхая , признавалась себе Вера.- Он же был против, и на это есть у него свои причины…»
Быстро пролетели дни, и Вере пора было уезжать. Сердечно попрощалась со всеми- и персоналом, и обитателями пансионата, обыскалась везде своего Александра Петровича , а он- сидел на скамье  с таким же как он- седым товарищем, негромко беседуя. Вера постояла , жадно вглядываясь глазами, чтоб надолго запомнить- ее любимый « Петр Первый» играет в шахматы, а над его головой  начинают пламенеть гроздья рябины.


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.