Праведники среди нас. Подвиг алтарника Георгия

       Это случилось поздно вечером 25 января. Георгий Великанов, житель Красногорска, спешил к турникетам на станции Красногорская, когда увидел, что по путям бредёт человек. На крики «Уйди с путей!» он не реагировал. Тогда Георгий спрыгнул на рельсы и вытолкнул незнакомого путника с рельсов. И спас его! Но не смог помочь себе… Попал под поезд…
       27 января в московском храме Всемилостивого Спаса отпевали 35-летнего алтарника Георгия Великанова, который спас бездомного ценой своей жизни. Попрощаться с Георгием пришли сотни человек.

       О прощании с Георгием Великановым размышляет Анастасия Храмутичева:
       Смерть бывает разной. За свои почти 32 года я никогда не слышала, чтобы человек пожертвовал своей жизнью ради спасения незнакомого бездомного из-под колес поезда. А сегодня я этого человека видела. С ним пришли попрощаться и дать последнее целование столько людей, что их не мог вместить храм — и пришлось открывать боковые входы, чтобы люди могли пройти внутрь. И хотя мы с Георгием не были знакомы, мне тоже захотелось прийти, принести цветы, поучаствовать в общей молитве и попробовать хотя бы слегка прикоснуться к случившемуся событию, попытаться его осмыслить.
       Было много знакомых лиц, цветы, горящие свечи. И служба — такая, что не хотелось, чтобы она кончалась. В которой каждая строчка — и «Блаженны», и Апостол, и «Со святыми упокой» — не набор непонятных архаичных выражений, а самое точное, наиболее глубокое осмысление произошедшего события, подлинной христианской кончины. И как ясно ощущалось, что все мы, молящиеся об упокоении Георгия и утешении родных — едины в этом. Соборны — самое точное слово. И от этого мурашки по коже. Церковь — мы, и мы вместе, все, кто на небе, и все, кто на земле.
       «Братие, не хощу вас неведети о умерших, да не скорбите, якоже и прочии не имущии упования.
       Аминь, аминь глаголю вам, яко слушаяй словесе Моего и веруяй Пославшему Мя, имать живот вечный, и на суд не приидет, но прейдет от смерти в живот».
       На суд не приходит, но перешел из смерти в жизнь…
       Впервые я присутствовала при отпевании человека, про которого доподлинно известно: он уже в царстве Отца, в Его объятиях. Потому что исполнил главную заповедь: увидел в незнакомом, отверженном другими, всем обществом, человеке самого Христа. Причем произошло это не где-то там, в глубине веков, на заре христианства, а прямо здесь и сейчас. Не в виртуальном пространстве мельтешащих новостей, рассказывающих про события, которые то ли были, то ли не были и про которые забываешь через два дня, а в самой обыкновенной реальности.
Впрочем как сказал в короткой речи после отпевания отец Александр Борисов, знавший Георгия с детства, еще с тех пор, как он семилетним мальчиком пришел в воскресную школу: «Когда на следующий день после случившегося мне об этом рассказали, я, как ни странно, не удивился. Это так похоже на Гошу. И теперь мы видим столь замечательный плод его жизни». Голос его немного дрожал.
       Люди шли вереницей мимо гроба, плакали, целовали икону, распятие, прикасались губами к холодному лбу. Подходя ко гробу, расплакалась и я. Уже выйдя на улицу, встретила знакомого священника, подошла взять благословение.
       — Ну что ты, не плачь! Понимаешь ведь, какое сегодня событие, какой праздник!
       — Понимаю, но как же горько видеть смерть!..
       Вспоминаются слова Виктора Франкла, известного психиатра, пережившего во время Второй мировой войны ужасы концлагеря. Он на своем опыте познал, как трудно найти смысл в каком-то страдании, в трагических событиях. Чтобы это стало возможным, он предложил совершить экзистенциальный разворот на 180 градусов: не спрашивать у жизни «почему это произошло?», а дать ей самой запросить себя. О чем эта ситуация спрашивает меня? Чего жизнь сейчас от меня хочет? И если дать ответ от чистого сердца, то это будет смыслом ситуации и моей ответственностью.
       В чем смысл смерти Георгия для меня? В том, что слова Божии непреложны: свет по-прежнему светит, и тьма не может его объять. Вокруг нас (и в нас, увы) очень много нелюбви, и кажется, что от нее нет спасения, но побеждает все-таки не она. А еще в том, что у каждого из нас не так много времени, чтобы научиться любви, — всего одна короткая человеческая жизнь. Но Господь пообещал, что просящему даст…»

       «Я глубоко потрясен трагической гибелью Георгия Великанова, - говорит о своем прихожанине настоятель храма Всемилостивого Спаса, священник Григорий Геронимус. - Гоша трудился в нашем храме на протяжении всех лет его существования. И я, и все прихожане нашего храма знали его как настоящего христианина, как человека, который больше всего на свете любил Церковь, богослужения и Самого Христа.
       Гоша был человеком очень далеким от какой-то формальности. В нем была живая, искренняя, неподдельная вера, выражающаяся в любви к Богу и другим людям. Он был человеком очень не приземленным, не деловым, не прагматичным. Кого-то это отсутствие прагматичности и способности жить твердо на земле даже раздражало. Он никогда не мог пройти мимо страждущего или бездомного, мог привести в трапезную кого-то, кому остальные были не рады. Но эта забота была не наигранной. Он, может, не умел что-то посчитать или сделать хозяйственно, но имел куда больший дар – он умел дарить живую любовь, обращенную от сердца к сердцу. Всем было видно, что это тот человек, который одновременно живет и на земле, и на Небе. Для него не было никаких групп людей, а были только отдельные люди. Каждый человек для него был неповторимой личностью.
       При нашем храме он исполнял послушание миссионера и проводил беседы по поводу крещения. К нам постоянно приходят большие группы людей, которые хотели бы креститься сами или крестить своих детей. И он никогда к ним не относился как группе, только как к неповторимой личности. Очень часто оставался, чтобы побеседовать с каждым человеком один на один за чашкой чая. И говорил очень неформально, часто не по какому-то плану или конспекту, а из глубины сердца, из души. Так он общался и с людьми, которых он видел впервые в жизни, и с которыми был давно знаком.
       Гоша со всеми старался поделиться тем, что у него было – любовью Христовой, которую он действительно стяжал. Она в нем была очень видна. Он никогда никого не осуждал, он никогда не раздражался, он был человеком очень глубокого смирения и самоотверженного труда.
       Он жил, как настоящий христианин, и так он и умер – буквально исполнив евангельские слова, что нет большей любви, чем у того, кто душу свою положит за ближнего. Он умер спасая человека – его душу он спас, но свою душу, свою жизнь он положил за это спасение. Мы очень ждали его рукоположения. Буквально вчера обсуждались планы, касательно этого вопроса. Но Господь рассудил иначе и призвал его в эту ночь. Думаю, что дар священства в нем был.
       Мы все глубочайшим образом потрясены случившимся и молимся об упокоении новопреставленного Георгия. Вспоминаем его с самыми теплыми и благодарными чувствами».

       Историк и писатель Андрей Борисович Зубов вспоминает как они вместе с Гошей были в алтаре на службе — тогда мальчику было лет двенадцать.
       — Огромный шар курчавых волос, распахнутые глаза, представляете… И вдруг он меня спрашивает: «Можно ли я задам вам богословский вопрос?».
       Он неожиданно предложил обращаться ко мне по имени и на «ты». Признаться, я несколько оторопел и сказал, что вряд ли это возможно, все-таки я друг его родителей и по возрасту гожусь ему в учителя. Гоша извинился и больше к этому вопросу не возвращался. И только позже понял, что этот вопрос был не про возрастную иерархию. Он так глубоко понимал веру, что это было именно желание братского общения в христианском смысле. Все люди — братья и Божии дети, потому должны любить и друг друга, и Отца небесного.

       «Георгий - известный человек в церковной среде, - пишет Мария Гусева. - Он стал первым пресс-секретарём православной службы помощи «Милосердие», работал в Синодальном отделе по церковной благотворительности и социальному служению, автор многих статей на богословские темы. А последнее время трудился миссионером-катехизатором, певчим и алтарником московского храма Всемилостивого Спаса в Митине. Готовился к рукоположению в диаконы, мечтал стать священником. Ему уже и облачение сшили.
       К вере он пришёл в раннем возрасте. Наряду с обычной школой учился и в воскресной — при храме Космы и Дамиана в Шубине. Его родители — представители московской творческой интеллигенции. Они намеревались отправить сына на учёбу в Сорбонну. Однако Георгий воспротивился. Дошло даже до того, что две недели скрывался у друзей, чтобы избежать обучения в самом престижном университете.
       А вот Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет — это уже его личный выбор. Так же, как и помощь людям, попавшим в беду. Эту работу Георгий не оставлял никогда. И трудился в рамках службы «Милосердие», и в самых разных формах по личному устремлению: был, например, волонтёром в психоневрологическом интернате для взрослых, собирал вещи для бездомных. где помогал бездомным: раздавал еду, собирал для них одежду, рассказывал о Боге».
       Соболезновало множество незнакомых людей, патриарх Кирилл прислал свое послание на похороны, и в нем говорилось, что Георгий Великанов жил по евангельскому закону: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя. Своей кончиной он засвидетельствовал, что он истинный ученик и последователь Спасителя. Милостивый Господь да примет с любовью душу новопреставленного раба Своего Георгия и вселит во обителях небесных, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная».

       Георгий ко всем относился с добротой и любовью — так отзываются о нем все его знакомые, без исключения. На его страницах в соцсетях неоднократно появлялась информация о помощи людям, попавшим трудную жизненную ситуацию, например, матери, которую выселили из дома с четырьмя детьми, или семье, где ребенку нужно лечение. Так получилось, что и самый последний поступок в его земной жизни стал героическим продолжением того, чем он занимался многие годы.
       Через несколько часов после трагического происшествия страница Георгия Великанова в Facebook заполнилась соболезнованиями и воспоминаниями.  Георгий окончил богословский факультет и охотно делился своими размышлениями. В многочисленных постах знакомые вспоминают дискуссии с Георгием о литургии, житиях святых, о предназначении человека на земле. Он автор статей по богословской тематике.
       Поступки человека  - это проявление того, что у него на душе, на уме. Заглянуть в душу непросто. Но кое-что открывается в личных записях. Сейчас некоторые строки Георгия Великанова в «Фейсбуке» читаются по-особому...

       Из записей Георгия Великанова на его странице в Фейсбуке о. Валаам, 2012 год:
       «А ещё знаете, что я тут понял? — записал он однажды. — Что Господь принимает любую нашу жертву. Для Него очень-очень драгоценно каждое движение нашего сердца к Нему, каждый акт любви и отдачи, каждый поступок, мысль или слово, в котором проявилась любовь. Для Него — это подарок».
       А вот другая запись:
       «Когда я был маленький, любил нестись, как ветер (так мне казалось), на велосипеде, выехать на наше дачное поле, в самый центр — и вдруг распластаться на земле, в высокой траве. Там, надо мной, в такой близкой вышине, проплывали кучевые облака, и казалось, можно достать до них рукой, а в то же время они были такие большие, мудрые, спокойные, как быки или лучше лошади, а вернее, слоны. Мне никогда не надоедало смотреть на них. Это была вечность, но не такая, как на кладбище, а без всякого налёта грусти — спокойно-радостная, всепринимающая. Это была суть жизни. И вот сегодня я шёл и опять смотрел на облака. Безплатный подарок каждому человеку, каждый день, каждую минуту. Небо... Каждую минуту Бог поздравляет нас с днём рождения и радуется тебе, мне — Своему малышу. И Он бы, наверное, так хотел, чтобы мы тоже радовались, а люди не слышат... Вот и грешат. Почаще бы поднимать голову!»
       И ещё пронзительные слова:
       «Мы не можем ничего изменить в этом мире. Но можем стоять у креста. «Стоять у креста всех сынов человеческих». И так присоединяться к крестным страданиям и Гефсиманскому плачу Христа. И тогда наши собственные раны станут источником воды живой».
      А вот запись в новогоднюю ночь:
«Новый год — новый шанс, новый суд, новая жизнь... Если бы это был мой последний год, что бы я сделал в нём? Последний день? Последняя минута? Какие-то внутренние итоги подводятся, и понимаешь: по отношению ко многим-многим людям я оказался должником, должником взаимной любви. Я получил её, но не отдал. Прошёл мимо. Не заметил... Я хочу войти в этот новый, наступающий год обновлённым. Хочу стряхнуть всё ненужное, лишнее, пустое. Всё то, что не Истина в моих отношениях с людьми, с самим собой, с Богом. Я хочу посмотреть в лицо своим страхам, зверям, запрятавшимся во мне, тьме — увидеть это и обернуться лицом к Тому, Кто может рассеять тьму, но ждёт моего зова...»

       … В митинский храм пришел человек, выпивший, не очень внятно разговаривающий. Он назвался Михаилом и сказал: «Вот тут говорят, что человек на рельсы спрыгнул за бомжом… Это я, за кем он спрыгнул. Это меня он спас».
       Настоятель храма Всемилостивого Спаса Григорий Геронимус рассказывает:
       «Все заподозрили пришедшего в корыстных мотивах, вот только Михаил не хотел материальной помощи и настойчиво отказывался от денег. Он отдал телефон Георгия близким и согласился сотрудничать со следствием. У него не очень простая жизнь. Случай достаточно сложный: этот человек более десяти лет провел на улице, и за такой срок неизбежно возникают определенные отклонения в психике человека. Кроме того, он давно страдает алкоголизмом. Он живет в необустроенном месте, мы будем думать, что с этим можно сделать. Он хочет начать восстановление документов. Это должно стать первым шагом к реабилитации. На него произвел сильное впечатление поступок Гоши. Произошедшее может стать для Михаила поворотным моментом в жизни. Несколько благотворительных фондов пожелали участвовать в дальнейшей судьбе этого бездомного».
       Православная служба помощи «Милосердие» объединяет 27 социальных проектов и ежегодно оказывает помощь десяткам тысяч нуждающихся: тяжелобольным детям и взрослым, сиротам, одиноким старикам и инвалидам, бездомным и ВИЧ-инфицированным.
       «Мы надеемся, - сказал епископ Пантелеимон, председатель Синодального отдела по благотворительности, - что поступок Георгия привлечет добровольцев, например, в наш проект, который помогает бездомным - "Ангар спасения". Возможно, кто-то задумается о том, что сделал этот молодой человек, почему он так сделал, и придет к нам помогать бездомным. За четыре года работы "Ангар спасения", созданный православной службой "Милосердие", помог более чем 40 тыс. человек, и главная задача проекта - возвращать бездомных в общество. Думаю, что такие поступки, как поступок Георгия, конечно, могут изменить отношение людей друг к другу. Потому что он сделал так, как сказано в Евангелии: оказал помощь своему ближнему. Неважно, какой человек национальности, какое у него имущественное положение, неважно, как он выглядит, неважен его возраст. Любой, кто находится рядом с нами, является нашим ближним. Каждый человек для нас - это огромная ценность. И конечно, тот, за жизнь которого заплатил жизнью наш Георгий, для нас дорог вдвойне, и мы постараемся ему помочь».

       Платон Беседин - писатель, литературный критик, публицист, родом из Севастополя в своей статье раскрывает идеологию подвига:
       «Не раздумывая, прыгнуть и спасти человека. Бездомного. Отдать жизнь за другого – высшая христианская добродетель. В поступке Георгия Великанова отражается сакральность человеческой жизни, её высшие смыслы. Потому что сакральность появляется там, где есть жертва. И жертва во спасение другого приближает человека к святости.
       Не восхищаться поступком Великанова, казалось бы, нельзя. Однако, удивительно, нашлись те, кто пробормотал: «Глупая смерть». А другие добавили: «И, правда, за что он отдал свою жизнь? Да ещё и ради бездомного? Глупец! Ведь каждый ответственен только за свою жизнь».
       Изумляет количество размышляющих так людей. Возмущает то, как они объясняют «глупость» поступка. Тут мне вспоминается роман Жозе Сарамаго «Слепота». Жители безымянного города массово слепнут. Власть вводит карантин, чтобы остановить распространение болезни. Роман Сарамаго, конечно, не о физической, а о нравственной слепоте. Той, в которую погружаемся все мы, утратившие способность не только видеть горе, боль человека рядом, но и того, кто пытается излечить эту боль. Легенда о великом инквизиторе, не иначе. И эти же слепые люди ужасаются тому, что происходит в стране. Но если слепы вы, то почему должны быть зрячи другие?
       Меж тем в поступке Георгия Великанова есть особый смысл ещё и потому, что совершён он в тёмное время, когда расчеловечивающие новости рвались из клетки одна за другой. Сначала массовая резня в школах, спланированная, беспощадная, после безумие студента МГТУ им. Баумана, убившего и изнасиловавшего труп девушки, оставившего письмо, в котором ужасает даже не описание преступления, а абсолютное равнодушие к жертве и жалостливое, плаксивое отношение к себе.

       И вот – по чёрному потоку ударил луч света. «Бессмысленно понимать божественное человеческим», - писал Монтень, но мне видится, что поступок Великанова – это своего рода Божие послание: «Люди, смотрите: есть не только малолетки-убийцы и некрофилы-студенты – есть и такие, настоящие, герои, способные отдать жизнь свою за другого». Очень важный посыл.
Но ещё важнее понять и представить его должным образом. Ведь мало совершить подвиг – необходимо запечатлеть его. Когда в Ясной Поляне Лев Толстой читал детям «Севастопольские рассказы», они настолько проникались ими, что хотели отвоевать Малахов курган. И, раз уж я вспомнил Севастополь, что есть знаменитая панорама Франца Рубо как ни воплощение, предание подвига потомству в пример?
Мы давно говорим о том, что может сделать сильной страну. Называем это скрепами или национальной идеей – неважно, но так или иначе упираемся в идеологию.
       Так вот, я уверен, что в основе России, русского общества должен лежать подвиг. Это очень русское слово, не переводимое без потери полноты смыслов ни на один язык мира. Подвиг, готовность к нему – основа русского мировоззрения.
       Кто-то пытается объяснить Победу в Великой Отечественной войне мудростью Сталина, кто-то тем, что завалили врага мясом, но мы выиграли ту великую битву прежде всего благодаря подвигу людей – личному и коллективному. Благодаря Ивану Кулиничу, взорвавшему себя вместе с тысячей фрицев на Константиновской батарее. Благодаря Андрею Корзуну, накрывшему полыхавшие боеприпасы. Благодаря Александру Матросову, Николаю Гастелло, Леониду Голикову и тысячам других.
       Логически, как это пытаются сделать сейчас, их поступки объяснить невозможно. Они знали, что шли на смерть, но в конечном итоге смерть эта давала новую жизнь. И, казалось бы, безнадёжный поступок вдруг разворачивал ход истории, сдвигал её тектонические плиты. Человек бросал вызов року и одолевал его.

       Расчеловечивание же несёт в себе очень опасную идеологию. Не только ту, что каждый ответствен лишь за себя (это фундаментальное противоречие с основами русской мысли, где каждый ответствен за всех), но и тот посыл, что от человека ничего не зависит в принципе: нет смысла бороться, поступать согласно высшим законам. Так личность превращают в раба, думающего, что его существование бессмысленно, и единственное, что нужно, – это урвать как можно больше.
       Но каждый день наши люди совершают подвиги, малые или великие. Когда во Владимирской области 73-летний пенсионер Наиль Яхин построил за свои деньги своими трудами дорогу между сёлами, обеспечив путь к общественному транспорту, он совершил маленький подвиг. Совершила его и в Ленинградской области медсестра Наталия Кунафеева, спасшая женщину из упавшего в ледяную реку автомобиля, пока остальные дозванивались в МЧС. Таких людей – тысячи. Они живут рядом с нами и не называют себя с телеэкранов «людьми года», а творят то, что Толстой называл будничностью подвига.
       Однако, чтобы подвиг сеял зёрна в других, важно исследовать его природу. Ведь подвиг – не сиюминутная вспышка; он совершается лишь тогда, когда человек готов к нему. Однако кто будет исследовать социальные сети Великанова? Кто станет рыться в деталях его биографии? Лучше покопаться в фотографиях девушки, убитой студентом-некрофилом, чтобы представить её виновной.
       Исследовав же природу подвига, важно заявить её как можно большему числу людей, чтобы воспитать уже в них способность к подвигу. Но, опять же, можно ли надеяться на это сегодня? Да, часть федеральных СМИ вышли с сообщением о поступке Великанова, но другая часть промолчала. И на телеканалах предпочли снимать привычные передачи о Шурыгиной, Бузовой и о фейковом украинском политологе Ковтуне. Это и есть то самое расчеловечивание, что воспитывает в людях отвращение и страх, который, как писал Камю, есть лучший метод управления.
Однако во все времена Россия спасалась во многом благодаря личному подвигу. Многие из них увековечены, переданы как предание.
       Так что мешает делать это сегодня? Что препятствует несению подвига в массы? Нежелание или глупость? Но тогда не стоит удивляться, почему мы имеем то, что имеем. Ведь только живой пример способен вдохновить остальных, сплотить их, дать им надежду.
       Идеология подвига – то, что необходимо взрастить сегодня. Будничных героев надо знать, говорить о них. Не казённые патриоты и блудливые суперстары – лица России, а Великанов и Нурбагандов. И, глядя на них, на их поступки, жить уже не так, чтобы страшно».

       Незадолго до своей гибели Георгий прислал в адрес редакции Православие Ру статью «Приближение к Молитве Господней», где пишет, что «…молитва Господня разворачивает перед нами целую программу христианской жизни. Без реализации этой программы сама молитва останется пустым звуком. На ее осуществление нужны годы усилий, труда и пота, а главное – решимости к тому, чтобы полностью перемениться». 
       Поражаюсь таким глубоким осмыслением молитвы. Просящему дается... 
       Георгий до конца исполнил главную заповедь Христа – заповедь Любви, положив душу свою за бездомного, без прав, жизнь которого нельзя назвать человеческой и от которого мы часто отворачиваемся и обходим стороной.
       Любовь победила смерть. Господь дал шанс Михаилу вернуться к Богу и спасти свою душу. А может и через него потом спасутся другие… Помоги, Господи, Твоему рабу Михаилу встать на истинный путь.
       Знаю, что у Бога все живы, но не могу не скорбеть по светлому Божиему человеку…  Верю, что Господь поселит Георгия в Свои обители. А мы, живые на земле, помолимся за него:
       Помяни, Господи, новопреставленного погибшего раба Твоего Георгия, прости ему вся согрешения вольные и невольные, и даруй ему Царствие Небесное.
       Вечная память Георгию...
       Помолись за нас, Георгий, немощных, чтобы Господь помог нам обрести радость и любовь духовную, мужество и крепость в испытаниях.
       Приношу глубочайшие соболезнования родным и близким.


Составлено по материалам:
http://www.pravmir.ru/georgiy-velikanov-iz-smerti-v-zhizni/
https://takiedela.ru/2018/02/chelovek-bozhiy-obshit-kozhey/
http://tass.ru/obschestvo/4921349


Рецензии
Благодарна Вам, Галина Николаевна, за эту замечательную публикацию. Радостно знать, что есть такие люди, как Георгий.
Да упокоит Господь его душу и нас помянет, и Михаила его молитвами.

Татьяна Вика   09.02.2018 14:17     Заявить о нарушении
Спаси Бог Вас, дорогая Татьяна, за Ваше доброе и чуткое сердце.

Галина Николаевна Николаева   09.02.2018 17:41   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.