holocaust

КО ДНЮ ПАМЯТИ О ЖЕРТВАХ ХОЛОКОСТА

Соответствующая резолюция была принята Генеральной Ассамблеей ООН несколько лет назад.  Каждый раз, когда по этому поводу или в связи с другими обстоятельствами возвращаешься к возможным причинам того, что произошло и что носит действительно уникальный характер, по крайней мере в Новой истории человечества, нельзя отделаться от вопроса – почему все-таки это случилось.  Существуют различные версии ответа – как самые общие, так и частные, концентрирующиеся на отдельных сторонах ужасающего события.  Есть например такой ответ, который обычно приписывают сторонникам антисемитской идеологии -   евреи сами виноваты в своих трагедиях.  Не всегда ясно, что понимается под словом «виноваты» - то ли оно отсылает к понятию «причина» как  некоему объективному фактору, то ли речь идет о прямой, личностной вине евреев и еврейского сообщества в целом перед каким-либо другим народом, за что евреи и получают наказание.  Если говорить о жертвах гитлеровского Холокоста, то к ним причисляются не только собственно евреи, хотя их число является подавляющим, но и цыгане, гомосексуалисты и умственно отсталые (неполноценные – по нацистской классификации).  Прямую вину еврейства перед разными народами, в среде которых они жили в заметной численности, и на жизнь которых они естественным образом влияли как физически, так и духовно – усматривают секулярные антисемиты.  О коллективной греховности евреев как народа, из которого вышли убийцы Христа, говорят религиозные антисемиты (это как бы экзистенциальная вина, не связанная с прямым материальным влиянием евреев на жизнь христиан – собственно казнь Христа свершена не евреями, а римлянами). 
Для обсуждения в принципе интересен, если можно так сказать, и вопрос о том, какого рода общую вину находили нацисты у упомянутой группы населения Германии, помимо того, что всех исключаемых из общества и жизни объявили недочеловеками.  Не владея безусловно достаточной массой информации, хочу лишь отметить, что в известных мне источниках этот вопрос оставлен вне поля основного внимания.   
Не хотелось бы, как я нередко практиковал, впрямую откликаться на статьи отдельных авторов, регулярно публикующихся в еженедельниках «Еврейский мир» и «Форум» и на сайте.  До них, как правило, мои заметки не доходят из-за своеобразной позиции редакции этих СМИ по отношению именно к моим материалам, а своей точки зрения редакторы и ответственные за рубрики не высказывают, хотя понятно, что они полностью согласны с позициями своих постоянных авторов. 
Но вот в №4 за январь 2018г. появилась статья под названием «Схема Холокоста» уже не рядового «пысьмэнныка», а главы израильской редакции «Форума» Владимира Бейдера.   
Как следует из ее содержания, автор решил отделить мух от котлет, сделав акцент на характер участия мира в судьбе европейского еврейства.
 Он отметил, что:  1. Большинство даже тех, кто не намерен пересматривать сам факт Холокоста и даже его масштабы, не хочет углубляться в подробности, в которых по его мнению «прячется черт».  2. Палачи – организаторы Холокоста – это немцы, что общепризнано, и они единственные, кто покаялись.  Прочие же, принимавшие активное, но на втором плане, участие в этом деле, каяться не намерены, а в ряде случаев «канонизируют» убийц евреев как национальных героев.  Более того, кое-кто из VIP евреев изобретают методы оправдания этих «вторичных» извергов...  3. Соучастники Холокоста это те страны, которые не принимали прямого участия в гитлеровских акциях, но своим бездействием и даже отказом от спасения беженцев из Германии фактически увеличили число жертв.  4. Освободители (имеются в виду будущие освободители Европы) не принимали никаких мер, чтобы хотя бы «замедлить темпы уничтожения», осуществляя военные действия по своим планам, что спровоцировало нацистов на интенсификацию процесса уничтожения узников.  А такого рода восприятие трагедии свойственно не только израильтянам, как считает В.Б., но и многим евреям в диаспоре и не только евреям, сочувствующим еврейской трагедии. 
Что касается п.1 этой схемы (надеюсь, я не извратил мысли В.Б.), то неясно все-таки, на каком статистическом основании автор считает, что большинство находящихся в теме так уж хочет избавить себя от глубоких раздумий.  Впрочем, это не самое главное.
По п.2.  Действительно, у немцев нашлось много приспешников.  Одни приняли новую власть и стали выполнять ее волю вполне сознательно, возможно и не имея никаких личных оснований для ненависти к евреям.  Другие, а это уже длится веками, по разным причинам ненавидели евреев как по религиозным, так и по национальным соображениям.  Это, как говорится, истинная правда.  Что же касается действительно глубинных причин массового неприятия евреев и еврейства в целом многими народами или отдельными национальными, этническими группами, что является уникальным феноменом мировой истории, то в рамках настоящей заметки анализировать это не представляется возможным, но впоследствии будет предпринята такая попытка. Очень трудно понять, почему и после окончания Второй мировой войны евреев ненавидят в несоизмеримо большей степени, чем, например, немцев, человеконенавистнические деяния которых – порабощение и частичное уничтожение одних народов и тотальное уничтожение других народов и социальных групп – столь масштабны, тогда как евреи ни в какой мере, даже в сравнении и с другими не безгрешными народами, так себя не проявили.
Вопрос о «канонизации убийц евреев как национальных героев» не так прост.  Особенно если учесть такой момент как попытка объяснения этих действий представителями еврейства.  Что касается конкретной фигуры председателя Ассоциации еврейских организаций Украины Иосифа Зисельса, то В.Б. принимает его объяснение как оправдание действий украинских националистов, которые отомстили евреям за убийство Петлюры много лет назад.  Звучит это как обвинение И.З.!?  Чтобы судить, так это или не так, необходимо быть знакомым с контекстом его поста, который В.Б. не приведен.  Не хотелось бы подозревать автора в попытках, как это часто делают наши правые маргиналы, вырвать слова раввина из контекста с целью подтвердить свою мысль о неблаговидности поступка последнего.  Надеюсь, уточнение последует.  Непонятно также, почему именно украинским националистам приписывается факт расправы с 1,5 млн еврейских граждан Украины – конечно, их участие было заметным, как и участие граждан многих других стран, но не в такой же степени.
Автор также совершенно справедливо поднимает вопрос о неприемлемости применения принципа коллективной ответственности общины, религиозной группы и даже всего народа за действия отдельных их представителей.  В качестве примера использования этого принципа можно привести мнение правых маргиналов о необходимости осуждения мусульман (ислама, Корана) за действия исламистских террористов.
Пример автора относительно защиты болгарским руководством местных евреев звучит не очень убедительно, хотя сам факт сохранения жизни евреев нужно приветствовать.  Дело в том, что царь пытался отстоять хотя бы крохи независимости от своего союзника-поработителя, защищая своих граждан на территории государства.  В то же время болгарские войска в союзе с силами рейха все-таки принимали участие в антиеврейских акциях за пределами Болгарии. 
Как относиться к героизации некоторых борцов с нацистским режимом, которые в тот же период принимали участие в уничтожении евреев?  Автор и здесь не приводит ради объективности мотивацию этих акций правительствами стран, но факт остается фактом.  Можно привести сходный пример – сооружение «пьедестала» Троцкому постоянным автором газеты М.Штейнбергом («гениальный полководец Троцкий»).  Так и Гитлер по каким-то статьям является гениальным организатором, Сталин – также...
По п.3. Соучастники.  Вопрос сложнейший, впрочем, как и всё остальное.  Чтобы читателю как-то продвинуться в его понимании, необходимы более определенные ссылки.  Но безапелляционно называть ряд стран, входивших в антигитлеровскую коалицию, соучастниками процесса уничтожения евреев – это равносильно тому, что называть весь мир антисемитским, как это делают правые маргиналы.  Этим также поддерживается и даже культивируется миф о вечной бессильной жертвенности еврейского народа.
По п.4. Освободители.  В войне такого масштаба как Вторая мировая обе союзнические стороны допускали громадные военные тактические и стратегические ошибки.  Насколько реально и продуктивно было бы изменение планов наступления, в частности советских войск, бомбежки лагерей смерти и подъездных путей?  Это безусловно дало бы повод Гитлеру заявить на весь мир, что союзники уничтожают заключенных в трудовые лагеря своих же граждан – поди разберись...  Кроме того, это определенно спровоцировало бы нацистов на немедленную расправу с узниками, которых они предполагали предварительно перед убийством использовать как рабочую силы, не довозя их до конечных пунктов.
Да, причастных и даже подозреваемых к причастности к реализации гитлеровской идеи окончательного решения еврейского вопроса немало.  И всем, не исключая и евреев, нужно думать и думать о глубинных причинах этого явления, а не ограничиваться стереотипным пересказыванием из года в год одних и тех же фактов.


Рецензии