Рассказы реставратора - 1. Григорий Распутин

                ГРИГОРИЙ РАСПУТИН
   -- Юр, чо ты домой не идёшь? Опять на работе ночевать будешь?
   -- Не знаю , как получится. Сегодня днём приезжал один мужик и попросил к утру сделать плинтуса. Может и спать не придётся.
    -- Тогда сторожа отпусти.
    --Да его ещё нет. Придёт скажу. А ты долго ещё работать будешь?
    -- Как всегда. Стемнеет и домой пойду. А  ты чо не работаешь, если работа есть?  Раньше начнёшь, раньше кончишь и поспишь ещё.
    -- Не с чего делать. Жду вот. Заказчик сейчас должен привезти доски и "стопарик".
    -- Ты ж заснёшь ночью после него. Я если выпью, то сразу в сон клонит.
    --  А я наоборот. Ночью без допинга не могу. Стаканчик сразу, потом ночью ещё пару раз по стаканчику.
   --  И  за сколько договорились?
   --  Утром соточку привезёт.
   -- Сто долларов за ночь это хорошо.  Я бы тоже взялся.  Чо он мне не предложил?
   -- У тебя и так работы полно. Сколько ты в день зарабатываешь?
  -- Я пока 50 долларов не заработаю,  домой не иду. Но за это от зари до зари приходится пахать. Пол часа на обед и снова в бой.
  -- Как у тебя терпения хватает?
  -- Я беру всегда интересную работу и когда работаю про всё забываю. Вот сейчас делаю рамы в Киев на иконостас в Михайловский Златоверхий монастырь. Сначала, как  увидел как ребята в Киеве режут, думал не освою я такую резьбу. Но вот и у меня стало получаться.  Украинское барроко красивое. Смотри,  какие здесь плавные линии, переходы, переплетения. Но больше мне нравится двухэтажная резьба,  она объём создаёт , появляется глубина. Мне кажется она,  как песня украинская очень певучая.
   -- Чтож он не везёт ?   Когда ж я работать то буду?
   После этих слов наступила пауза в разговоре двух реставраторов.  Юрка сидел на бревне ни чего не делая,  в руках у него была какая то книга  в чёрном переплёте, а Сашка сидел за этим же бревном, как за верстаком и вырезал свою любимую раму.
    Длинное толстое бревно, распиленное на пилораме вдоль, лежало на двух металлических козлах и служило верстаком для многих реставраторов. Днём вокруг него кипела разная работа.  Его все любили. Оно лежало под огромным старым каштаном, посаженным, может быть, самим академиком Палласом, в усадьбе которого и была реставрационая мастерская. В крымский жаркий день под ним с утра до вечера была спасительная тень, да вдобавок ещё и ветерок гулял.
   Помолчав немного, Сашка решил поговорить. Ему надоело целый день молчать и разговаривать молча только с самим собой.  Ему захотелось поговорить вслух.  Он считал, что у каждого человека есть определённая норма слов, которые он должен произнести  за день,  что бы чувчствовать себя хорошо. Если скажешь больше, то на завтра  можно и помолчать без вреда для здоровья.
   Для беседы он выбрал тему прочитанной вчера статьи. Эта статья из какого то женского журнала, который принесла жена. Статья была небольшая на четверть странички, а то и меньше. Большие тексты Сашка не читал.  Прежде , чем читать он смотрел , много ли там написано. Читал он мало и названия всех 10 книг прочитанных им в школьные и студенческие годы помнил. Эта статья ему подходила и по размеру и по содержанию. Она оказалась очень интересной для него. Он любил смотреть по телевизору передачи об экстрасенсах, инопланетянах, ясновидящих и о Божественых чудесах. А эта статья была о Гришке Распутине.
    -- Юр, чо я вчера прочитал.  Мне статья случайно попалась, так понравилась, что охота её кому нибудь рассказать. Я целый день сегодня про неё думал. Хорошо, ты вот мне сейчас попался .
    -- Опять про инопланетян?
    -- Нет , про Григория Распутина.
    --  Хрен редьки не слаще. Ни хочу я про него ни чего слушать.
  Юрка - добродушный мужик средних лет,  выгнанный в своё время из Ленинградского Физтеха с четвёртого курса за пьянку, работал сейчас столяром в реставрационных мастерских. Он очень любил читать. Рядом с ним всегда была книга. Читал всё подряд.  (Вот и сейчас у него  в руках был томик Мандельштама). Если не было художественной литературы он перечитывал Физику или Математику, которые всегда валялись у него на верстаке.
     Юрка и Сашка вдвоём занимали одну комнату, которая была при Палласе  жилой комнатой для прислуги, а сейчас служила им мастерской. Они хорошо знали друг друга.
    -- Всё равно тебе делать нечего, а меня так и подмывает тебе рассказать. Юр, да она коротенькая.
    -- Я про него столько прочитал, что ты ни чего нового мне не откроешь. Ну ладно, рассказывай раз тебе не терпится.
    Сашка начал было рассказывать, но оказалось , что он многое забыл и вспомнил только то, что Григорий предсказал мировые и гражданскую войны. Та статья была посвящена его дару ясновидения. Сашка начал вспоминать, что же он ещё предсказал
    --Он предсказал, что его убьют, а потом убьют царя и всю его семью. И про войны всё точно предсказал. И всё сбылось.
    -- Я про это сто раз читал. Это журналисты, что бы заработать денег пишут о том , что уже произошло и приписывают какому нибудь экстрасенсу. Вроде он это предсказал. Ты же не будешь отрицать, что была война и СССР победил. А кто нибудь видел письменное предсказание этого экстрасенса. Я тоже могу написать, что ты предсказал полёт Гагарина.  Настродамус так написал, что можно подогнать под любое свершившееся событие. А вот чёткого предсказания записанного и ещё не сбывшегося никто не видел.
    -- А вольф Мессинг, а Ванга?-- возразил Сашка
    -- Они шарлатаны . Это умные психологи, которые забивают людям мозги и зарабатывают. Мессинг был советским легальным миллионером, да и Ванга тоже. У Ванги  было столько помощников, которые ей добывали сведения о посетителях.
   -- А ты знаешь, в той статье упоминаются события, которые ещё  и не совершились. Я, правда,  все не помню. А вот про взрыв в Америке в 2002 году в каком то торговом центре, запомнил. Это будет самый страшный теракт на территории США за все годы существования Америки. Погибнет много людей.
    --Ну, чтож посмротрим , что там взорвётся в следующем году.  И вот , что бы не забыть , давай напишем на стене нашей мастерской, что в Америке в 2002 году должен быть грандиозный взрыв -- предложил Юрка
    -- Давай -- поддержал Сашка-- мне интересно сбудется или нет. Я в экстрасенсов верю. Кашперовский очистил от бородавок руки у моей дочери всего за одну неделю. А мы с ними боролись несколько лет
    -- Да ты и в Бога и в инопланетян веришь
    -- Да НЛО я своими глазами видел. Я тебе об этом уже рассказывал. А что касается Бога , то помощники Бога,  Архангелы руководили Жанной д,Арк в её победах. Разве может молоденькая девочка командовать армией и побеждать при этом -- начал было доказывать Сашка.
     -- Я с тобой спорить на эти темы уже устал. Оставайся ты при своём мнении, а я при своём -- прервал его Юрка.
    На этом разговор закончился. А между тем солнце приблежалось к горизонту. В Крыму  оно опускается быстро. И когда начало прятаться за кроны деревьев Воронцовского парка, Сашка начал собираться домой.
    Юрка продолжал ждать своего заказчика. И в это время в калитке показался сторож. Он был сильно возбуждён и кричал почти  что во всё горло: " Что же вы тут сидите. В Америке такое творится, а вы ни чего и не знаете. Идите быстрей смотреть новости".
    Юрка и Сашка неспеша пошли  в сторожку за сторожем, который принёс с собой из дома маленький телевизор и трясущимися руками начал подготавливать его к работе.
   Когда телевизор заработал шли НОВОСТИ. Диктор рассказывал о разрушении двух небоскрёбов в Нью-Йорке. Поскольку начало новостей Юрка и Сашка не видели, то не было понятно, что случилось.  Но через несколько минут после окончания НОВОСТЕЙ ,  сообщение стали повторять и даже несколько раз подряд. Прослушав эти сообщения Сашка пошёл домой.
    Его не взволновал этот случай. Ему даже было противно осознавать, что в России столько внимания уделяют ему. Он подумал, что в России в 90-е годы было взорвано столько домов, а такого ажиотажа не было.  Он стал ругать правительство России в том, что оно через чур уже соболезнуют американцам и тем самым заигрывает перед американским президентом. Он считал такое внимание унизительным для Русских: "Ну взорвали, ну погибли люди. Они больше убивают по всему Миру. Конечно, жалко было невинных, нужно бы их правителей всех повзрывать".
   Потом Сашка вспомнил, что из -за этого случая они с Юркой не записали на стене памятку на следующий год:  " Как бы не забыть завтра это сделать" -- подумал он. И тут вдруг у Сашки промелькнула мысль : "А может сегодняшний теракт это тот, о котором говорил Гришка Распутин , только он  годы не точно увидел или журналисты перепутали. Точно! Так оно и есть" . После этой догадки его бросило в жар, а потом  в холод. Он забыл о погибших в Нью-Йорке и его охватила радость, что предсказание сбылось.
   Придя домой, он сразу же нашёл тот журнал и  положил в свою сумку, что бы завтра не забыть показать Юрке и Николаю Ивановичу. Возбуждённый своей догадкой, он рассказал всё жене, но она равнодушно отнеслась к этому и сказала: "По телевизору целый вечер про этот взрыв долдонят и ты ещё пристаёшь с ним".
   Не найдя поддержки в своём "гениальном" открытии , Сашка лёг спать, что бы утром пораньше пойти на работу и рассказать о ней сторожу и Юрке.
   Утром на работе Сашка увидел сторожа сидящим у телевизора и , наверное, в сотый раз смотревшим  новости, которые за ночь уточнялись и попонялись новыми фактами. Юрка спал в кресле в их мастерской.
   Сашка попытался рассказать сторожу о своей догадке, но он от него отмахнулся и попросил не мешать смотреть телевизор
     -- Николай Иванч, вот посмотрите  в моём журнале написано про этот  теракт-- сказал через некоторое время Сашка. 
    -- Что ты городишь, взрыв был только вчера  и уже напечатали -- недоверчево и насмешливо ответил сторож.
    -- Вот читайте -- и Сашка протянул ему журнал.
    Прочитав статью, Николай Иванович посмотрел , когда  журнал был напечатан и сказал: "Ты посмотри, вот тебе и Гришка". Эти слова показались Сашке признанием существования ясновидящих.
   Николай Иванович - пенсионер, проработавший всю жизнь инженером -механиком на разных предприятиях Симферополя, коммунист и атеист по убеждению и охотник по призванию.  Как и Юрка не веривший ни в Бога ни в чёрта, ни в инопланетян, ни в экстрасенсов и ясновидящих. Но всё-таки по вечерам, от нечего делать на дежурстве , слушавший Сашкины рассказы про них.  Раньше он спорил и опровергал  их, а теперь молча сидел рядом, с работавшим Сашкой, и дремал под его болтовню.
  Это признание предсказания Распутина было вторым случаем, когда Сашка смог доказать сторожу, что он ошибается, отвергая религию и экстрасенсов.
  Первый раз было зимой. Тогда Николай Иванович пришёл к нему в мастерскую вечером тоже возбуждённым и сразу же не здороваясь заявил: " Вот теперь я знаю , что Бог есть".  И начал рассказывать: " ты знаешь , что у моей жены  рак. Она сейчас в таком состоянии, что может умереть в любой момент. Мы с Лёшкой круглосуточно посменно дежурим возле неё .  Вчера вечером я сидел с ней. У неё страшные боли и она постоянно стонет и даже кричит. И вдруг замолкла. Я подумал , что она умерла, но смотрю улыбается и  говорит так радостно: "Папа, папа!" Как будто встретела его. Потом очнулась и  снова стала кричать от боли. Через некоторое время опять такое же повторилось, но только она называла свою умершую сестру. Я понял, что в эти моменты она была в состоянии клинической смерти и к ней приходили души умерших отца и сестры.  Значит есть потусторонний мир и следовательно и Бог".
    -- Ну слава Богу, убедились на своёми примере. А чо вы пришли на дежурство, раз жена в таком состоянии? Попросили бы , что бы кто то подменил вас.
    -- Да Витька предлагал отдежурить за меня. Но я так дома устаю от этих криков и бессонных ночей, что решил  хоть здесь поспать спокойно. Сегодня старший сын с ней сидит.
    На следующий день жена Николая Ивановича  скончалась. Такие смерти, когда умирающий мучается и мучает близких, снижают степень жалости  к нему.  Родственники видя, как мучается дорогой человек в тайне желают скорейшего конца. Да и сами они порядочно замучены в эти предсмертные дни. Смерть стариков, отнюдь, не трагедия, а естественное событие, которое нужно восприеимать спокойно.  А вот ранние , неожиданные смерти здоровых и особенно молодых являются страшной трагедией для родственников и в первую очередь для родителей. Это антиестественное событие, это страшное горе. И вот таких умерших очень жаль.
    Но вернёмся к Гришке Распутину. Если Николай Иванович  признал предсказание свершившимся и великим фактом, то проснувшийся после рабочей ночи Юрка, прочитав статью сказал, что это не предсказание. Оно будет предсказанием, если свершится в 2002 году, а этот теракт произошёл 11 сентября  2001 года. Он предложил прожить 2002 год и проверить, написанное в журнале. ( В 2002 году теракта не было и Юрка утвердился в своём убеждении, что Бога и экстрасенсов нет.)
   Закончив ночное дежурство, сторож, взяв журнал, ушёл домой, а Сашка с Юркой отправились по своим рабочим местам. Они старались пока не смотреть и не слушать новости по телевизору и по радио и даже не слушать рассказы пришедших на работу реставраторов.
    Через двое суток снова на дежурство пришёл Николай Иванович , Он в первую очередь   подошёл к Сашке и сказал: " Я твой журнал дал почитать сыновьям и они тоже, как и ты сказали, что это то, о чём предсказал Распутин."
    Сашка был доволен тем, что у него были единомышленники, да ещё какие: сторож ярый коммунист-материалист, старший сын сторожа доктор наук, а младший кандидат наук,  оба физики-лазорщики. Но не смотря на это, поддерживать разговор о теракте Сашка не захотел и сказал: " Николай Иванович, больше не говорите мне об этом теракте.  Давайте я вам лучше расскажу про инопланетян."
   У Николая Ивановича после признания предсказания Григория Рраспутина и, главное после того, как это поддержали  его сыновья, появился интерес к Сашкиной любимой теме и он согласился послушать про инопланетян.
    Сашка, не переставая вырезать раму , начал свой рассказ:


Рецензии