Вина

За окном автобуса мелькали огни вечернего города. Павел Андреевич ехал с работы, мечтая о холодном душе и аппетитном ужине.  Он не хотел ни о чём думать, но мысли вновь и вновь возвращали его в собрание, которое устроили по поводу его нового назначения. Ему предложили место главного инженера.
      - Хватит уже, Павел Андреевич сидеть в мастерах. Ты же производство знаешь «от» и «до».  Давай принимай эстафету, - говорил Виктор Семёнович своему коллеге и зятю.
     - Думаешь, справлюсь? – без энтузиазма задал вопрос молодой человек.
    - Уверен! Кто, если не ты? – тебе надо расти и…детей поднимать, а мне пора на отдых.
    Павел понимал, что это ответственность, но и деньги другие. Он думал, как сейчас обрадуется жена, узнав о его назначении.
     -  Молодой человек, билет будем брать? – услышал он слова кондуктора и оглянулся.
     Она стояла возле него и в упор на него смотрела.
       -  Я уже взял билет, - ответил он и полез в карман, но как  ни старался, не мог его найти.
     Женщина внимательно наблюдала.
    - Да я честное слово брал. Куда же он запропастился? – бубнил мужчина, понимая, что сейчас все на него смотрят.
       И вдруг услышал смех. Поднял голову и увидел, что кондукторша смеётся и утирает выступившие на глазах слёзы.
      - Сливин,  у тебя со зрением-то всё в порядке? Ну, посмотри на меня, не узнаёшь?
    Он внимательно посмотрел на женщину и, пожав плечами, отвернулся  к окну. В это время автобус остановился, и она отошла от него, но потом вновь вернулась и села на освободившееся место рядом с ним.
  -    Я Кузина Галина, помнишь такую?
 Он более внимательно взглянул на неё. Женщина была примерно его возраста, значит или одноклассница, или бывшая студентка.
   - Простите, не узнал!  Напомните, - извинился он.
    - Быва-а-ает, - протяжно произнесла она и добавила: «Вместе в школе учились, в параллельных классах. Ты дружил с моей подругой, Зоей Юрковой.
    И тут Павел вспомнил свою первую любовь, курносую девочку, с рыжими волосами, с которой учился в одном классе.  К десятому классу она стала просто красавицей. Голубые глазищи, иначе и не скажешь, коса по пояс и милая улыбка.
    - Да, помню Зою. Как она поживает? Знаешь что-нибудь о ней?
   Галина не успела ответить, в автобус заходили люди, и она ушла их обилечивать. Вернувшись, коротко сказала: «Она умерла».
    - Как умерла? Давно?
     - Почти сразу же после школы.
Павел растерялся, не знал нужно ли спрашивать дальше. Но Галина сама сказала: «Подпольный аборт сделала, умерла от заражения крови».
   Павел, услышав это, побледнел. Ему захотелось скорее выйти из автобуса, но он как будто прирос к сиденью. Галина поняла это по-своему.
    -  Тебе плохо? Может, скорую вызвать? – хлопотала она вокруг него, и открыла окно.
   Мужчина пришёл в себя, вытер выступивший пот на лбу  и несмело спросил: «А ты знаешь, где она похоронена?»
    - Конечно, знаю. Хочешь, сходим вместе, - предложила женщина.
Люди, слушавшие их разговор, притихли. Они с жалостью смотрели на мужчину, которого весть о смерти девушки так взволновала.
 Павел вышел на своей остановке, но не пошёл домой, а сел на скамейку в сквере. Ему так захотелось выкурить сигарету, но он дал жене слово, что бросит и не хотел нарушать обещание. Проходили мимо парочки, тихо смеялись, поглядывая на одинокого мужчину. Его память вытащила откуда-то, из потаённых уголков ту встречу, о которой он часто вспоминал, пока не женился и не обзавёлся детьми.
  … Стоял тёплый май. Началась пора экзаменов. И хотя времени катастрофически не хватало, Павел и Зоя выкроили пару дней, чтобы побыть вдвоём.  Девушка собиралась поступать в Театральный, и после школьных экзаменов уезжала в Москву.
    - Павел, а ты будешь мне писать? – спросила Зоя и прижалась к парню.
   - Ну, конечно, только не забудь, оставь адрес. Ты ведь у тётки будешь жить?
    - Да, она приглашала меня. А я буду скучать по тебе, - прошептала она.
      - Я тоже. А давай пойдём ко мне. У меня родители уехали на дачу. Посидим, мать торт испекла, чаю попьём.
    Они, взявшись за руки, побежали к нему домой. Павел ухаживал за девушкой, а она, то бледнела, то краснела и всё не сводила с него глаз.
     -  А хочешь, можем выпить немного вина. У отца есть распечатанная бутылка, - предложил Павел и побежал на кухню.
      После выпитого  у девушки закружилась голова, и она прилегла на кровать… Павел неумело, но нежно поцеловал её, и она податливо к нему прижалась. Их захватила волна страсти, и они уже не могли остановиться, пока не испили эту страсть до дна. После случившегося они не могли взять в толк, почему не остановились вовремя. Но всё происходило так быстро, что девушка опомнилась только тогда, когда почувствовала острую боль внизу живота. Зоя села на кровати, обхватила голову руками и тихо произнесла:  «Что мы с тобой наделали, меня мама убьёт!»
          Она уходила от него растерянная и подавленная. А после экзаменов  Зоя уехала к тётке. Писем от неё так и не было. Он даже бегал на почту, думая, что они теряются, а потом решил, что девушка не хочет больше его видеть.  Первое время переживал, ждал, но потом боль притупилась, он встретил Марину и забыл о своей первой любви.
« Значит она забеременела…Какой же я подлец! Я погубил её. Нет мне прощения. Как я теперь смогу дальше жить? Но почему она молчала, почему не сказала? А чтобы изменилось?»  Он вернулся домой, Марина, его жена,  не дождалась, ушла в ночную смену на дежурство. «Это и хорошо, что её нет. Я не готов с ней разговаривать».
     Павел еле дождался звонка от  Галины. Она позвонила только через два дня. Они договорились о встрече, он купил цветы и ждал её на остановке.
    - Она на городском кладбище похоронена. А что это ты  решил её навестить? – и женщина внимательно посмотрела на мужчину.
    - Всё-таки учились вместе, встречались, -  как-то вяло ответил Павел.
   Он не знал, что Гале  рассказывала подруга. Знала ли она об их отношениях?
Могилка была ухожена. С памятника смотрела Зоя, красивая и улыбающаяся.
     - А мы все надеялись, что вы будете вместе, ведь у вас такая любовь была! Такая пара красивая! Зачем она это сделала? – говорила Галина, поправляя корзину с цветами.
    - Мне очень жаль, что так получилось.
      - Дурак ты, Павел! Ведь если бы ты не уехал тогда отдыхать с родителями, всё бы было хорошо. Зоя очень переживала, хотела с тобой увидеться, прежде, чем уедет к тётке. Она же мне написала тогда всего одно письмо, в котором говорила, что очень бы хотела быть с тобой вместе, но теперь не может. А что там произошло у неё, не написала. Тётя Вера матери сообщила, что беда с дочерью случилась.
   - Какая беда? – удивился мужчина.
    - Какая-какая….Изнасиловал её какой-то поддонок. Она молчала долго, не говорила никому. А потом уехала поступать. Оттуда вернулась через два месяца. Мы никак не могли с ней встретиться, и я очень жалею об этом, ведь она нуждалась в поддержке. А потом узнала, что она сделала с собой.
    Павел не мог понять: «подонок», это про него, или ещё кто-то другой был? Но как спросить об этом Галину?  Она смотрела на него с немым укором. И ему от этого взгляда было тошно на душе.
    - Ты прости меня, я хочу побыть один, - сказал он через некоторое время.
     - Хорошо, я пойду, извини меня, - как-то виновато сказала женщина и пошла, опустив голову.
 Женщина ушла, а Павел сидел у могилки и беззвучно плакал. Он и сам не понимал, что оплакивал. С женой они жили хорошо, не на что жаловаться. Но чего-то в их отношениях не хватало. А может любви? Ведь к Зое у него было совершенно другое чувство. Он всегда хотел её видеть, слышать её голосок, прикасаться к ней, любить. Почему она тогда не написала ему, почему не пришла поговорить? Ведь он подумал, что она просто забыла…. Москва вскружила ей голову, сулила хорошее будущее. А он просто отступил… Почему? Он, то винил себя, то оправдывал…
      Павел просидел довольно долго и уже собрался уходить, как вдруг увидел  мать Зои. Бежать было поздно, и он решил, что пора объясниться и попросить прощения.
    - Здравствуй, Павел.  Не ожидала тебя увидеть здесь. Как ты живёшь?
       - Хорошо.
      - Дети есть?
     - Да, сын и дочь.
     Вера Андреевна постарела. А она ведь ещё не старая, - подумал молодой человек и спросил: «Вы как? Здоровы?»
    -  А зачем мне здоровье? Зоеньку не вернёшь, муж ушёл следом за ней, и мне незачем жить.
Павел не знал что говорить, в голове только и крутились слова о прощении. Наконец, набравшись храбрости, хотя она тут была не уместна, задал волнующий его вопрос.
    - Вера Андреевна, а почему мне ничего не сказали?
    - Так ведь Зоя не велела. Она любила тебя.
    Павел ничего не мог понять.
    - Она же когда приехала из Москвы, ничего  мне не сказала. Я видела, что она сама не своя, думала, переживает расставание с тобой.  А оказалось, что её изнасиловали. Как только поняла, что беременная, нашла бабку повитуху и сделала аборт. Я потом нашла  письмо, когда её похоронили. Она так рвалась в эту окаянную Москву, будь она не ладна, - и мать горько заплакала.
    Павел смотрел на улыбающееся лицо девушки  на памятнике и не  мог поверить, что её больше нет. Как же так?
« Прости меня, Зоенька, это я виноват, что отпустил тебя. Прости за то, что я живу, а ты лежишь в сырой земле. Как бы мне хотелось, чтобы ты была живая и счастливая. Прости, любимая, я обещаю, что буду счастлив за нас обоих».
   Вернувшись домой, он обнял свою жену, чего не делал уже давно, и, поцеловав её, сказал: «Я говорил тебе, что ты у меня самая хорошая?  Я люблю тебя!» А она прижалась к нему и тихо сказала: «Как я долго ждала этих слов, любимый».
     Когда они сели за стол, он сказал ей о своём назначении, и они выпили за его карьерный рост.
     -  Я горжусь тобой! – сказала Марина. – А теперь расскажи, что у тебя ещё случилось?
    Он смотрел на жену и в очередной раз убеждался, что она очень, наблюдательная и мудрая женщина. Павел без утайки рассказал о своей первой любви, хотя ему было очень трудно говорить об этом. Жена внимательно слушала, временами утирая выступившие слёзы. Когда он закончил рассказ, она подошла к нему, обняла за плечи, положила голову ему на плечо и тихо произнесла:
    - Мне очень жаль. Прости за то, что заставила тебя вновь это пережить. Но теперь тебе будет легче. В выходной сходим вместе на кладбище. Я хочу сказать ей спасибо за тебя и попросить прощения.
    Павел с благодарностью посмотрел на жену.


Рецензии
Не только вина привела Павла на могилу, но и чувство, которое теплилось в его душе к девушке. Он часто вспоминал Зою.
Спасибо, Роза.Всех Вам благ!

Римма Стаханова   25.02.2018 18:56     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.