Этюды о шахматном всеобуче. 1. Сразу вижу!

Почему я сразу вижу: «Не прошёл!»

Интернет забит сотнями предложений типа: «Научим играть в шахматы!», «Шахматные уроки», «Первый шахматный урок» и так далее и тому подобное.

Как разобраться в этой массе предложений?
Как сделать «правильный» выбор?

А может быть НИКАК?

Или ещё круче: «Хоть как!»

Человек сам внутри себя устроен так, что с самого начала может играть в шахматы!
Эта нетривиальная мысль нуждается в пояснении.

Мне в жизни повезло видеть много разных детей.
В том числе и абсолютно необучаемых.

Своими глазами я видел девочку, которая в свои двенадцать лет абсолютно не могла читать!
Ни по буквам, ни по складам.

Встречал я и очень умного мальчика, который в 16 лет категорически не мог складывать пять и семь.

Поэтому я понимаю, что в реальности мы и считаем и читаем потому, что в нас изначально заложены способности и к счету и к сложению. Причём это категорически разные способности.
В медицине неспособность к счету даже имеет какое-то шибко научное название.

Так вот и способность играть в шахматы изначально в нас есть.
Как правило.
У абсолютного большинства.
За немногими клинически понятными  исключениями.
Способность эта в нас как бы до поры «спит», а потом, во время демонстрации игры вдруг начинает «просыпаться».
И тут дело не в личности «учителя», не в «обстановке» урока.
Дело исключительно в том, что именно, и как именно в нас «спит».
В одном спит слабенькая подпрограммка, с крошечным набором «опций», и такому носителю «спящей красавицы» достаточно просто чуть-чуть «научиться» двигать фигурки.
В другой спит нормальный встроенный модуль, способный «играть» в силу первого разряда.
И только у редчайших носителей в мозг изначально встроен мощнейший шахматный сопроцессор, способный считать на десятки ходов вперёд со скоростью молнии.
Вот они-то и становятся гроссмейстерами и чемпионами.

Если всё обстоит именно так, как я вам сейчас рассказал, то теория «обучения» игре изначально порочна!
Возможно ли реальное совершенствование «шахматиста»?

Вопрос не простой.
Вопрос магистральный.

Приведу пример на компьютерах.

Вообще машины различают в первую очередь по их «быстродействию».
Один компьютер «считает» со скоростью икс вариантов в секунду, другой «считает» со скоростью 100икс вариантов в секунду.
И тот, что считает быстрее ленгко обыгрывает того, что считает медленнее, поскольку просто пересчитывает своего замедленного коллегу.
Вопрос ставился так:
Существует ли способ «тренировки» 286-го процессора, чтобы он стал считать, как 486-ой?
Тот же тезис в утвердительной форме развёртывался в такой текст:
Даже если 286-ой процессор прорешает сто тысяч задач, станет ли он хотя бы 386-ым?

Мне на своих практиках хорошо известно, что набравший к 20-ти годам «силу» любитель шахмат уже не будет играть сильнее и лучше, как бы усердно он ни тренировался.

Иллюзия усиления игры есть, а реального усиления игры, к сожалению, нет.
Не наблюдается.

После сыгранной партии шахматисты могут часами рассказывать о том, что именно им мерещилось во время игры.
Но на самом деле в большинстве случаев это – «сказки венского леса».
В редчайших случаях удаётся встретить серьёзную рефлексию игравшего.
В основном это буйные фантазии «по поводу».

И потому вопрос о всеобщем обучении для меня – вопрос отнюдь не праздный.
Это чисто практический вопрос специалиста, посвятившего этому «начальному обучению» пятьдесят лет жизни.
Не непрерывно я этим непосредственно занимался.
Но непрерывно об этом размышлял.

И поскольку мне посчастливилось быть невольно встроенным в реальный «поток всеобщего обучения», я, просматривая предлагаемый массив версий, учебных пособий, картинок как правило сразу вижу, что неопытный новичок, всерьёз вообразивший себя тренером и преподавателем, на самом деле не потрудился над базовыми понятиями предлагаемого им посторонним курса.

И самое первое занятие, открываемое «темой» «Доска» выдаёт начинающего с головой.


Рецензии
Рецензия:
Статья о возможностях роста шахматиста.

Бывает шахматист растет до двадцати годов.
Ну, а потом стояк- стагнация голов.
Поищем в схеме той проблема где
В механистичности по правилам к игре.
Растет умом, ну а игра-стоит.
Сначала развивает, после тормозит.
Как каска, по размеру маловата,
Помеха по способностям солдата.
Что делать на таком пути.
Бросать игру иль новый уровень найти.
По скорости?Но скорость тех сапог что жмут.
Проблему не решают -нужно по размеру туфли тут.

Нетран Неглин   11.02.2018 04:09     Заявить о нарушении