Воспоминания о Сахалине!

фото автора

Воспоминания моей мамы, ребенка 40-вых годов.
В 1947-48 годах началось заселение Сахалина. Переселенцы ехали на Сахалин на грузовых пароходах до города Корсакова и города Александровска Сахалинского. Люди плыли в трюмах.
Нищета, голод, разруха послевоенная, гнала людей искать лучшую жизнь. Люди тысячами ехали на Сахалин, чтобы как-то выжить. Вот и мои  родители, как и другие в то время, были участниками этого перемещения-переселения народов. До этого мы жили в Манчьжурии, где я родилась. Отец был военный и когда он демобилизовался, по состоянию здоровья, мы переехали в  п.Будденовку, недалеко от г.Сучан ( Партизанск). После очень сильного наводнения, который случился вскорости, мы лишились всего и тогда родители решились на переезд на Сахалин. Ехали во Владивосток в вагонах-теплушках. Во Владивосток люди съезжались со всего Союза,где целый месяц жили на морвокзале, ждали пароход. Все, что было с собой, все "проели". Пароход наконец пришел. Загрузили нас всех на этот пароход в трюмы и мы поплыли. Плыли до города Корсакова двое с половиной суток. Было голодно. У кого были какие-то припасы-те ели, у кого не было-терпели. Мы с сестрой сидели на ступеньках лестницы(трапа), так как людей было очень много, а места мало. От голода у меня временами пропадало зрение. Один из попутчиков, офицер, иногда давал по сухарику мне и моей сестре, а мы потихоньку, чтобы никто не видел, делились с родителями .Люди были хорошие, понимали друг друга, сочувствовали и помогали чем могли.   Так и добрались до города Корсакова. С города Корсакова их развозили по населенным пунктам на японских лошадках. Взрослые шли пешком. Детей везли на этих лошадках, запряженных в сани, на которых стояли ящики. И вот в этих ящиках ехали дети. А от Южного, уже по "японской" ж/дороге, ехали по западному побережью до п.Ильинска. А уже с п.Ильинска, на бортовых машинах везли в Красногорск. Это те, кто сразу поехал в Красногорск. А мы, через Корсаков "очутились" в п.Озерск.
В Озерске нас поселили к японской семье в одном из двухэтажных домов. Мы жили на первом этаже, а они на втором. Двери  в доме были  раздвижные, матрацы сложены стопкой на полу. Пол был устлан красивыми  рисовыми  теплыми циновками. У стены стояли большие красивые напольные часы. Посередине первого этажа стояла маленькая чугунная печь. Дымовые гончарные трубы уходили через стену. Вокруг печи, на циновках, лежали подушки ватные, плоские, обтянутые материалом. На этих подушках сидели. В углу комнаты стоял низенький стульчик. А на печке всегда стоял красивый эмалированный чайник, в котором постоянно была горячая вода. Светло-зеленый чай пили из маленьких чашечек. Утром, когда мы с сестрой просыпались-печь уже горела, и мы вместе с японской семьей усаживались на маты вокруг печки, и грелись. Если кто-то заходил в гости-на двери звенели колокольчики. Разувались у двери, кланялись и проходили в дом. В Озерске я подружилась с Сизико (отец у нее был японец, а мама-русская, видимо она осталась после Русско-Японской компании 1905 года.) Мы, дети,русские и японские,  вместе игрались, дрались, но при этом языковый барьер никому не мешал, так как мы быстро учили и усваивали слова и понимали друг-друга.
На дверях  домов и  магазинов замков не было. Но когда появились "Наши" - появились и замки. Здесь, на берегу моря, мы ловили крупных креветок, где-то по 12 см. Японцы привозили рыбу на деревянных "кунгасах" и нам, голодным детям, сбрасывали немного рыбы, которую мы тащили домой. И где-то через пол-года, буквально за пол-дня, всех японцев  вывезли на Хоккайдо и моя подруга, Сизико, тоже уехала. Те, кто занимался переселением японцев, подгоняли машины к домам, грузили вещи, разрешая им брать с собой по 5-10 кг. личных вещей, а остальное все оставалось. Они пришли и в дом к нам, где мы жили. В этот день хорошо помню, как вытаскивали все из дома. А японцы, муж с женой, сидели молча на подушках, раскачиваясь из  стороны-в сторону. За все это время они не произнесли ни единого слова. В итоге остался только чайник на печке и подушки, из которых впоследствии моя мама сшила матрац. Какое-то время спустя моего отца пригласили работать инженером в Красногорск, на маленький японский заводик, на ул.Стадионной. Потом, с началом большого строительства в Красногорске, работал прорабом. Помню, что они строили школу ( у речки ). Дом культуры в центре и еще много разного...
Когда переселенцы приехали в Красногорск, там кроме фанз (яп. дома) не было ничего. Был "рыбзавод", вернее -маленькие цеха и чаны для засолки рыбы. Была маленькая, еще японская лесопилка в районе ул.Стадионной. Поэтому в Красногорске, как-то сразу и везде, началось строительство и предприятий и жилья. Параллельно производились мелиоративные работы по городу и вокруг него, так как везде были сплошные болота. Японских домов было очень мало и они находились в основном в районе ул.К.Маркса, Некрасова, Заводской. А эти названия появились уже потом .


Рецензии
Я не знал, Лора, что Вы еще и писатель. Кроме ученицы той школы в Красногорске, где я преподавал. По-моему, мы уже знакомы. Вы как-то попросили убрать Ваше фото из моего альбома "Мои ученики", потому что непосредственно у меня не учились, не так ли?
Прочел все Ваши рассказы о Красногорске с огромным удовольствием. Спасибо1 Такую память надо хранить вечно!
Я тоже пишу в "Прозе.ру" Можете найти по ссылке http://proza.ru/avtor/aksbor
Есть кое-что и о Красногорске. Например это http://proza.ru/2012/12/06/443
Ваши рассказы я скопировал. В городе Темрюке, где я обитаю живет еще одна семья бывших красногорцев. Они прочтут Ваши рассказы тоже с большим интересом.

Борис Аксюзов   21.06.2022 19:22     Заявить о нарушении
Благодарю! С уважением,

Лора Райсс   03.07.2022 22:41   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.