Беловежская пуща Польши

Заповедный напев, заповедная даль,
Свет хрустальной зари…

Мало кто не слышал эту чарующую мелодичную песню о Беловежской пуще. Но, пожалуй, не все знают, что это самый большой реликтовый лес, сохранившийся в Европе с первобытных времён. Делят его между собой Беларусь и Польша в соотношении 16:1. Я рассажу о своём посещении польской части пущи.

От деревни Хайнувка под Белостоком, где проживают коренные белорусы, до дремучих лесов Беловежской пущи рукой подать. Автобусы подвозят нас к небольшому озеру, по глади которого неспешно плавают лебеди. Дальше проезда нет. Деревянный мостик и протоптанная сотнями ног дорога ведут к типовому зданию из стекла и бетона, какие строились в шестидесятые годы (похожее сооружение я видела и в Беловежской пуще под Брестом) - здесь расположены гостиница, ресторан и музей.

Музей закрыт, но сквозь стеклянные стены хорошо видны красующиеся друг против друга огромные скелеты лося и зубра. Над позвоночником зубра, как перья, торчат веером мощные костяные пластины, которые образуют и держат горб самого крупного животного Европы. У лося эти пластины значительно меньше. В пуще есть демонстрационная резервация зубров и диких лошадей, за которыми туристы могут издалека понаблюдать.

Но тема экскурсии по пуще, организованная для участников международной конференции, была ботанической. Экскурсовод Андрей, просто сияющий от возможности лишний раз поделиться своими знаниями и любовью к пуще, начал с того, что было прежде на месте скромной гостиницы. А был здесь охотничий замок и дворец, построенный в конце ХIХ века русским царём. Во время Второй мировой войны его оккупировал абвер - неудивительно, что в ходе боёв дворец был разрушен до основания. Восстанавливать его не решились. Напоминанием о старине далёкой и царских охотах остался лишь дворцовый парк. Здесь подстригаются газоны, убираются случайные деревья и кусты, которые могут испортить композицию, строго продуманную архитектором ландшафта.
   
За парком - бескрайнее поле и булыжная дорога, которая и приводит нас в пущу. Здесь, наоборот, никакой декоративности и искусственности. Поначалу я даже удивилась: леса в Польше обычно чистые, ухоженные, а здесь сплошные завалы, нагромождения чёрных, сгнивших стволов, коряг и веток. Оказалось, в этом-то и кроется смысл заповедника. Ни малейшим своим вмешательством, вдохновенно пояснял нам Андрей, человек не должен мешать здешней природе развиваться естественно. Закон невмешательства строго соблюдался с послевоенных лет. Это единственная в Европе резервация подобного рода, сравнимая с заповедниками в долине Амазонки.

Деревья стареют, ветшают, сохнут, потом накреняются, и однажды в сильную бурю со стоном и грохотом обрушиваются на землю, ломая или подминая под себя те, что рядом. Их не убирают и не сдвигают в сторону - всё остается так, как вершит природа, разве что, когда дерево падает на пешеходную тропинку, эту его часть, перегородившую проход, аккуратно выпиливают. Процесс умирания дерева длится порой десятки лет. Нам показали дуб-великан с сухой, безлистой кроной, упирающейся в небо и завораживающе красивой, и с толстой, глубоко растрескавшейся корой, - он умирает уже 26 лет.

По словам нашего гида, в пуще есть дубы, которым по шесть веков... Можете себе представить, в какие древние времена они начинали расти. Кстати, первое упоминание о Беловежской пуще относится к 1409 году. Для ученых-натуралистов это бесценный и бездонный кладезь природы: здесь произрастает 11 тысяч видов растений, причём новые или редкие экземпляры обнаруживают до сих пор! В дуплах старых могучих лип в глубине пущи обитают дикие пчёлы, прародительницы тех, которых человек, приручив, заставил жить в дощатых ульях. По предположению учёных, пчёлы обосновались в пуще приблизительно во втором веке.
   
Немного тревожно бродить по дремучему лесу даже с таким бывалым проводником - кто знает, а вдруг из чащи вынырнет зубр? Что тогда делать?

- Да он первым не нападает, - успокаивает коллега постарше, хорошо знающий пущу с белорусской стороны, и как бы невзначай добавляет: - Тут и рыси водятся...

Судя по выражению лица, он не шутил. Но не то чтобы рыси, мы даже завалящей белки не встретили. И ни единого гриба! Вот вам и пуща.

Дотошно и ревностно поддерживая первозданность Беловежской пущи (в 1979 году она внесена в Список Всемирного наследия), её хранители и учёные даже добивались переноса авиалиний, проходящих над заповедником и нарушающих его экологическое равновесие, в более высокие слои атмосферы. Вот не знаю, удалось им это или нет.

Беловежский зубр. Фото из архива автора.


Рецензии
Зубр -красавец. И гордый какой! Ему по барабану, что его фотографируют- он выше этого! А не страшно было? Или ты из-за загородки?

Наталия Гурина-Корбова   12.02.2018 18:56     Заявить о нарушении
Зубр был далеко от меня, их там было целое семейство с детёнышами. Снимала из-за барьера. Но они запросто принимают сено из рук. Это огороженный выгул. Встретить такого красавца не за оградой, а в самой пуще - совсем другое дело.

Татьяна Никитина 7   12.02.2018 19:49   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.