И надо спешить жить!

 Когда человек взрослеет? Наверное, каждый в свое время. Капитан 2-го ранга, отслуживший шестнадцать лет на атомном подводном крейсере на Камчатке, Василий Зубко принял самостоятельное решение остаться жить на Севере в пятнадцать лет, когда родители, не спросив его согласия, решили вернуться на Украину. Поменяв до этого несколько школ, юноша решил завершить образование там, где были у него друзья и любимые учителя.

Все начинается в детстве.

 Мечтал ли маленький Вася о море? Наверное, лет в пять – шесть, когда все мальчишки носят бескозырки и вырезают игрушечное оружие, он и хотел стать капитаном. Потом, подрастая, увлекся рисованием, пробовал выжигать, занимался чеканкой, играл в шахматы. Мальчишка рос любознательным, смышленым и вроде бы покладистым. Родители Василия, имея троих детей, решили  уехать на заработки с Украины в Коми АССР. Часто жили в бараках, не имея хороших бытовых условий. Детям приходилось не сладко, ведь родители с утра до ночи трудились, чтобы вернуться домой с большими деньгами. Когда предлагали работу с лучшими условиями, семья срывалась с места, и надо было все начинать с начала. Привыкать к школе и учителям, заводить новых друзей.  К девятому классу Василий Зубко поменял уже четыре школы. Когда в девятом классе отец принял решение вернуться на Родину, а к дому уже подъехала машина, чтобы грузить вещи, подросток твердо сказал:
- Я не собираюсь ехать с вами. Я буду оканчивать школу здесь.
Никакие уговоры и слезы матери не помогли. Повзрослевший сын забрал свои вещи, снял комнату и остался в поселке Вой-Вож Ухтинского района. Родители согласились каждый месяц ему выделять деньги на питание, а сами с двумя младшими детьми уехали в Донецк на Украину. Присылали сыну посылки с продуктами и вещами.
- До самого выпускного вечера о том, что я живу один, никто в школе не знал, - вспоминает Василий Павлович.- Я отвечал за художественное оформление кабинетов, делал большие портреты с маленьких рисунков в учебниках, рисовал стенгазеты. В канун выпускного зачем-то ко мне приходил учитель рисования, но меня не застал дома. Спросил у соседей, где родители. Те очень удивились, что школа в течение двух лет не интересовалась, почему родители не ходят на родительские собрания.
А после выпускного вечера Василий Зубко со своими лучшими друзьями за кампанию решает ехать в Харьков поступать в Медицинский институт.

А моряком стал случайно.

 Не всегда получается в жизни так, как мечтаешь. По возвращению в родительский дом, а это уже было в Донецке, Василий узнает о тяжелой болезни матери. Тут уж не до поступления. Юноша устраивается на работу учеником слесаря-монтажника в Сельхозтехнику, чтобы помочь семье. Не оставляя надежды получить высшее образование, по вечерам ходит на подготовительные курсы.
- В то время мы не боялись идти в армию, а повестка из военкомата не вызывала шока у родителей и будущих солдат. Когда меня вызвали в военкомат, я пришел туда в приподнятом настроении, - Василий Павлович с сожалением говорит о том далеком времени. – Узнав из анкеты о том, что я рисую, военком предложил мне работу по оформлению стенда для поступающих в военные училища. Помню, что результатом он был очень доволен. Кроме небольшой зарплаты, он решил меня наградить бесплатной поездкой на Черное море. Группа призывников ехала в Севастополь. Почему бы мне ни отдохнуть там, если предлагают? Тем более, что море я увижу впервые. Мы жили в общежитии Высшего военно-морского инженерного училища. Вместе с ребятами я ходил не только на пляж, но и на занятия. Проходил какие-то собеседования, сдавал вместе с группой экзамены. Я знал, что мое персональное дело из военкомата прибыло вместе со мной, но как мне сказал майор Капустин, всех, не прошедших отбор, вернут домой. Отдохнув, набравшись сил, я хотел снова поступать в Медицинский институт. Увы, судьба решила все за меня. Из шестнадцати человек, приехавших из Донецкой области, в училище зачислили только одного меня. Так, увидев море в первый раз, я стал моряком.

Белгородский мастер.

 Я не перестаю благодарить судьбу за встречи с интересными людьми. С Василием Павловичем Зубко я познакомилась на выставке декоративно-прикладного искусства «Белгородский карагод» в 1998 году. После увольнения в запас он с женой Еленой и тремя сыновьями приехал в Белгород с Камчатки. Как бывший военный должен был получить тут квартиру согласно постановлению Правительства № 604. Но не получил. Вступил в кооператив и, собственно говоря, купил семье жилье. О трудностях переезда старается не вспоминать. Зато часами может рассказывать о своем увлечении – изготовлении лесных скульптур. На первой выставке в Белгороде около его оригинальных работ постоянно находились зрители, которым он разъяснял, как появились на свет совы, тюлени, змеи, вороны, лесовики, лягушки или целые композиции из коряг.
- Есть много мастеров, которые занимаются тем, что ищут в природе некую естественную, законченную форму. Они очищают корягу от грязи и коры, шлифуют ее и покрывают лаком. Получается лесная находка. У меня совсем другое направление. Я хожу в лес и подбираю необычные коряги, в которых стараюсь представить будущую скульптуру. Работаю ножом, резцами, стамеской, напильником и другими инструментами, помогая природе завершить то, что она сделать сама не в силах
В коллекции Зубко более сотни оригинальных работ, которыми восхищались зрители на персональных и коллективных выставках. Это сложные композиции и напольные вазы, разные животные и панно, предметы быта и даже мебель. Уже девять лет Василий Павлович работает преподавателем по резьбе из дерева в Дополнительном образовательном учреждении №2 г. Белгорода. Занимаясь любимым делом, он старается обучить ему и подростков своего микрорайона. Вместе с ребятами ходит в лес за заготовками.
-Для меня девизом жизни и моего творчества стали слова русского писателя, любителя природы Михаила Пришвина: "Когда в природу идешь, не думай, что там ждет тебя что-то готовое. Найдешь лишь то, что сам себе уготовил". Я учу ребят видеть в простой коряге будущее произведение искусства, учу беречь и охранять природу. Мы никогда не ломаем ветки, не отпиливаем сучки с живых деревьев. В ход идут только те коряги, которые лежат на земле.
Нельзя сказать, что многие ученики Василия Павловича стали мастерами. Таких детей - единицы. Но цель преподавателя - привить подросткам некоторые практические навыки в резьбе по дереву, а главное, чувство прекрасного. И с этой целью он справляется.

«Не было бы счастья, да несчастье помогло»

.Василий Павлович ушел в отставку в 38 лет. Сразу после распределения он попал на Камчатскую флотилию и служил на подводных лодках второго поколения. Эти лодки управлялись полуавтоматически и были более комфортными для долговременного проживания. На лодке одновременно находились 150 человек. Василий Зубко был инженером группы автоматики и телемеханики, обслуживал контрольно-измерительные приборы и системы управления и защиты ядерного реактора.
- Из 16 лет службы я почти пять лет провел под водой. Не верьте, если кто-нибудь скажет, что плавать совсем не страшно. Как только задраивают люк, начинается паническое состояние. Почти все подводники страдают боязнью замкнутого пространства. Но, слава Богу, в походе мне только один раз пришлось пережить критическую ситуацию. Как-то зимой всплыли, а потом не могли опуститься. Клапаны вентиляции обросли льдом, добровольцы, стоя по пояс в холодной воде, очищали их. Обошлось
А потом произошел случай, изменивший в корне жизнь моряка. Уже лодка пришвартовалась у пирса, начали уборку. По неосторожности одного из матросов произошел пожар. Василий Зубко уже был командиром боевой части, он отвечал за корабль. Нервное потрясение от случившегося было настолько сильным, что на второй или третий день у командира отказали ноги. Четыре месяца он провел в военном госпитале. Но не сломался. Именно здесь Василий Зубко впервые взял в руки стамеску и вырезал свою первую скульптуру. А потом заочно окончил два факультета Народного университета.
 Говорят, чтобы жизнь не прошла зря, надо построить дом, воспитать сына и написать книгу. У Василия Павловича три сына пошли по стопам отца и окончили Военно-морской инженерный институт в Санкт-Петербурге. Дом в пригороде бывший моряк почти построил. Его книга «Природа и фантазия» уже написана и ждет своего издателя.
                (Белгород, 2004 год)
Послесловие.
 К сожалению, книгу Василий Зубко не издал. Он трагически погиб в 2007 году .в Белгороде.

 


Рецензии