Реставратор дарит вторую жинь

С Зоей Кривченко мы познакомились случайно в междугороднем автобусе. Меня сразу подкупила её искренность, общительность, внимание к людям и кругозор. А когда я узнала, что она работает в Белгородском историко-краеведческом музее реставратором, то мне захотелось узнать о ней и её уникальной профессии как можно больше. Это было лет двадцать тому назад. С тех пор я неоднократно бывала на различных выставках Зои Дмитриевны, как  региональных, областных, так и персональных. Надо отметить, что мастерство реставратора растёт из года в год, ей доверяют возвращать к жизни разные предметы старины из любых материалов- керамики, гипса, чёрных и цветных металлов, включая  сусальное золото. Её приглашали реставрировать экспонаты многих музеев области, иконы в храмах, скульптуры, вазы, сервизы, самовары.
 Зоя Кривченко родилась в Белгороде в многодетной семье. С детства  очень любила рисовать. Но родители, как тогда было модно, отдали её в музыкальную школу. Она её закончила, но душа всё равно просила выхода, ведь склонность к художественному творчеству, как говорят, передалась по наследству.  Гораздо позднее, будучи замужем, Зоя закончила  изостудию при Доме культуры «Энергомаш». Затем она заочно поступила в Народный университет искусств в Москве. Уже, работая реставратором в Белгородском краеведческом музее, по рекомендации руководства музея была направлена на учёбу во Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени академика И.Э.Грабаря, имеет квалификацию «Художник-реставратор 1 категории.» Мне приятно сознавать, что именно после моих публикаций в газете «Белгородская правда» Зоя Дмитриевна стала известной в области и за её пределами, а вскоре за работу по восстановлению бюста полководца Н.Ф. Ватутина, восстановленного из 54 фрагментов, её приняли в Союз художников России.  Это послужило началом созданию в Москве секции реставраторов, утверждённой Министерством культуры Р Ф. Вот как выглядела моя статья в «Экономической газете» в 2006 году после открытия выставки мастера:
 «Персональная выставка члена Союза художников России, реставратора Зои Дмитриевны Кривченко, члена международной ассоциации изобразительных искусств Юнеско «Возвращенная жизнь» торжественно открылась в научно-методическом центре «Преображение». Напомню, что первая выставка мастера состоялась в областной универсальной библиотеке.  и получила высокую оценку зрителей.
 Зоя Дмитриевна владеет различными видами реставрационных работ. В ее удивительных руках старинные и современные вещи, казалось бы, навсегда утратившие свой первоначальный вид, действительно возвращаются к жизни. Иконы и картины, фарфор и дерево, керамика и холст, металл и картон – все это может прийти в негодность. Более семисот вещей отреставрировала Зоя Дмитриевна, берясь за такую работу, которая под силу только настоящему мастеру своего дела.
. На выставке были представлены цветные фотографии всех работ до реставрации и после. Кроме этого зрители увидели несколько экспонатов в натуральном виде –  медный самовар фирмы братьев Земных и две старинные иконы. Сколько раз бываю на выставках З.Д. Кривченко, но не перестаю удивляться тому, что так искусно можно из осколков снова сделать практически новую вещь! Например, у вазы «Анютины глазки» не хватало несколько объемных лепестков. Сначала реставратор сняла гипсовые слепки с уцелевших фрагментов, затем их отливала, приклеивала на место и восполняла надглазурную роспись. Ваза итальянская, конца 19 века, хранится в Государственном краеведческом музее. Там Зоя Дмитриевна проработала много лет, а недавно получила мастерскую от Союза художников. Она поблагодарила управляющего Белгородского отделения Сбербанка России В.Я. Герасименко за оказание спонсорской помощи на ремонт мастерской, которую собирается превратить в Центр реставрации.
 Свою персональную выставку художник – реставратор приурочила к двум датам: полувековому юбилею и двадцатилетию творческой деятельности. Собрались не только коллеги, друзья и родственники, но и многочисленные почитатели многогранного таланта Зои Дмитриевны.
- Все, что выходит из-под рук реставратора, выполнено с любовью, - отметил в поздравительной речи заместитель директора Художественного музея А.Д.Витохин. – Зоя Дмитриевна берется за такие вещи, которые кажутся безвозвратно потерянными. И вот, смотрите, «мгновенье – ты прекрасно!»
Поздравить юбиляра пришли участники вокально-хоровой студии «Грезы» вместе с руководителем В.Н. Шуваловым, ведь Зоя Дмитриевна при всей своей занятости находит время для пения. Коллеги преподнесли ей в подарок песни «Весенние воды» и «Многие лета». Впрочем, в день открытия выставки Зое Дмитриевне было сказано столько теплых слов, подарено столько цветов и оригинальных подарков, что чувство радости и счастья переполнили ее душу. Она поблагодарила всех собравшихся за тепло и внимание. Открытие выставки завершилось фуршетом.»
 Сейчас Зоя Дмитриевна имеет свою мастерскую и работает самостоятельно. Работа всегда дарит ей радость, поднимает настроение. В последнее время к ней часто обращаются по поводу реставрации старинных икон. Так, она отреставрировала храмовую икону святителя Иоасафа Белгородского, выполненную в 1911 году неизвестным мастером. Она, честно сказать, немного боялась браться за такое ответственное дело, так как это было только началом творческого пути после первой стажировки в центре Грабаря. Но случилось чудо. Можно к этому отнестись скептически, но реставратор перед работой увидела образ Иоасафа прямо у себя в мастерской! Сначала от иконы появилась дымка, и в этой дымке чётко просматривался во весь рост, в красном облачении, сам святой. Работая над восстановлением икон, Зоя Дмитриевна укрепилась в вере. Столько разных историй рассказывают ей владельцы старинных икон! На выставке, которая прошла в научно-методическом центре «Преображение» , были представлены фотографии икон, до реставрации и после, выполненных в разных техниках. Здесь стоит отметить, что благословение на реставрацию икон и церковной утвари Белгородчины Зоя Дмитриевна получила от Митрополита Белгородского и Старооскольского Иоанна. Полная реставрация иконы, как правило, включает в себя укрепление основы грунта и красочного слоя, удаление покрывного слоя, восполнение утраты грунта, тонировки, нанесение защитного покрытия. Но самое главное, что  после реставрации икона должна выглядеть так, как старинная икона. Здесь самое главное правило реставратора – не навредить, сохранить дух времени!
 - Когда мне показывают икону, я в первую очередь смотрю на её разрушенное состояние, - рассказывает Зоя Дмитриевна, - только потом внимательно рассматриваю саму икону и решаю, как и чем ее «лечить». Я разрабатываю методику, составляю реставрационный паспорт, где подробно расписываю этапы последовательных работ.  Реставрация — дело кропотливое, тонкое, ответственное, требующее определённых навыков, высокого уровня знания иконописи и профессионализма.
 Все работы, выполненные Зоей Кривченко, можно теперь увидеть в интернете. Так, вторую жизнь получила хрустальная ваза, разбитая на мелкие кусочки, кофейник с золочением, принадлежащий семье актера М.С.Щепкина, «Советский энциклопедический словарь» в красном переплете, фарфоровые статуэтки и тарелки, супница и масленка в виде груши, латунный самовар братьев Баташовых, картины на холсте и на бумаге. А ещё она занимается реставрацией книг, что особенно ценно в наш век, когда книга в бумажном переплёте становится достоянием истории. Посчитать, сколько предметов старины прошло через руки мастера, сложно, наверное, больше тысячи. Одну керамическую вазу Зоя Дмитриевна реставрировала вместе с пятилетней внучкой. После этого девочка пошла в садик. Там дети разбили чашки, а воспитательница сказала, что теперь их придется выбросить. Помня свой небольшой опыт реставрационной работы, Юлия воскликнула:
- А ведь их можно склеить!
В семье Зои Дмитриевны дочь Ольга занимается масляной живописью и графикой, муж — резчик по дереву и бересте, а внуки Юлия и Данил закончили студию художественного дизайна. Конечно, для своих близких она прежде всего заботливая мама  и бабушка, а потом уже мастер своего дела. Но мне не раз довелось наблюдать, с какой любовью и  готовностью родные помогают Зое Дмитриевне оформлять выставки. Такая вот дружная творческая семья!
 Побывав на выставках З. Д. Кривченко, где всегда представлено очень много уникальных работ, посетители тоже могут узнать, каким вещам, дорогих их сердцу, можно подарить вторую жизнь. Её работы также хранятся в Белгородском  государственном историко-краеведческом музее, Литературном музее, Музее народной культуры, краеведческих музеях области, в Преображенском кафедральном соборе, в Свято-Михайловском Храме Белгорода и в частных коллекциях России и за рубежом.
 На сегодняшний день Зоей Дмитриевной Кривченко открыт Центр реставрации в Белгороде. Здесь вместе с ней возрождают красоту предметов культурного наследия нашей страны и с большим вдохновением помогают ей талантливые члены её семьи. Более тридцати лет работает Зоя Кривченко в области реставрации, конечно,это её призвание,   ведь только реставратор может вернуть людям прекрасные произведения мастеров прошлых столетий.


Рецензии