О школьных учебниках по литературе

Литература – самый загадочный, самый туманный предмет в школьной программе. И когда мне, бывшему учителю, предложили высказать суждение о школьных учебниках по литературе, я впал в некое замешательство.
 
Во-первых, вариантов учебников и учебных пособий, допущенных министерством образования к использованию в общеобразовательной школе много, и они очень разнятся друг от друга.

Во-вторых, при всей непохожести учебников, приспособленных или к концентрическим, или линейным программам, они, учебники, имеют как свои очевидные достоинства, так и вкравшиеся в них недостатки и даже нелепости. Выбор делает сам учитель, учитывая наличие гуманитарного профиля в школе или его отсутствие.

 Многое, если не всё, зависит (придется следовать казенному языку) от уровня квалификации учителя. Он и делает выбор и заказывает тот учебник, который  считает наиболее качественным и удобным прежде всего для себя самого и того видения подготовки к итоговой аттестации, к которой он готовит своих подопечных. А это ОГЭ и ЕГЭ.

И опытный учитель, давно понявший, что его успех и успех учеников на итоговой аттестации по литературе не в полной мере зависит от учебников, даже если ученик их вызубрит наизусть. Успех будет обеспечен тем уровнем натаскивания, который определяется подбором критериев и требований к заданиям, которые должен будет реализовать выпускник на итоговой аттестации. А эти критерии и требования не выполнишь, если будешь опираться только на учебник по литературе, если будешь ограничиваться только уроками по предмету, пусть даже расширительно-профильными.

Поэтому обучающиеся, которым необходимы достойные баллы по русскому языку и литературе, ищут репетиторство. Всё, буквально всё подчинено НАТАСКИВАНИЮ к ОГЭ или ЕГЭ. И здесь уже не до любви к СЛОВУ, то есть к литературе, задача которой и вырастить эту любовь. Требования, критерии к оценке творческих заданий вроде и верные, но они по уровню информативности превышают программные требования филологических факультетов за второй и третий курс высшего учебного заведения.
Авторы учебников и стараются перещеголять друг друга по объему информативности. Но даже они не смогут в силу ограниченных часов по литературе в школе объять необъятное.

Однажды я попросил одного своего собеседника, рядового читателя, в свое время хорошего ученика школы, прочесть любой раздел учебника по литературе и высказать свое мнение, дать оценку прочитанному.  Мой сверстник, прочтя раздел, оценил просто, сравнивая учебник советской эпохи с нынешним:  «Раньше меньше из учебника черпали, а всё понимали. А сейчас – в океан знаний окунаешься, да ничего не понимаешь».

Мой собеседник верно ухватил суть проблемы. Излишнее обилие информации по литературе в учебниках не есть достоинство.

Древнегреческому философу Гераклиту приписывают знаменитую фразу:«Многознание уму не научит». Наилучшими» людьми философ считал тех, кто предпочитает вместо накопления земных богатств совершенствовать свою душу, учиться рассуждать и размышлять.
  Нынешние учебники, требования к ОГЭ и ЕГЭ к совершенствованию души не имеют никакого отношения. А рассуждения и размышления по предлагаемым лекалам итоговой аттестации, зовущим к поглощению непостижимой информации, вызывают только отвращения даже у тех учеников, которым в будущей профессии без литературы не обойтись.


Рецензии
учебники стали буржуазными,
но вы не бойтесь,
это всего лишь красная буржуазия,
которую Легко раздавит запад,
неучам не место под солнцем.

Анатолий Бурматоф   09.03.2018 20:11     Заявить о нарушении
Давно не работаю по учебникам.
Их надо переводить с русского на русский.

Наина   11.04.2018 09:15   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.