Кулацкий внук

Отец мой - Иван Петрович, был первым ребёнком в семье зажиточного крестьянина, моего деда Петра и родился 10-го сентября 1919 года. Если у единоличника были самовар и лошадь в хозяйстве - жди беды, ему самое место в Сибири или на Соловецких островах. Когда над дедом нависла угроза раскулачивания, он с женой Клавдией и тремя детьми - Иваном, Валентиной и Сергеем подался за тридцать вёрст на разработки сланцевых рудников в рабочий посёлок. "Ход конём" удался и сельские активисты, жаждущие пополнить список "врагов народа" - остались "с носом". Деду Петру на новом месте отмерили пятнадцать соток земли на семью, лошадёнка ещё резвая, вот и жизнь завертелась под скрип тележных колёс, паровозных гудков и череду шахтёрских буден. В забой дед не попал - хромал на одну ногу и потому работал учётчиком, как освоивший грамоту (в царской армии он служил телеграфистом). В то же самое время - из другой деревеньки и по тем же причинам, в тот шахтёрский посёлок двинулась другая семья моего деда по материнской линии - Алексея Никифоровича. Кроме жены Матрёны в семье было четверо детей, ещё двое - дочь Шурочка и сын Юрий родились на новом месте. Дед Алексей устроился на шахту навалоотбойщиком и работал там до самого предвоенного закрытия предприятия, воевать ему довелось под Ленинградом в невероятно тяжёлых условиях, по ранению он был комиссован в 1943 году.

Моя мать, 1925 года рождения - закончила "семилетку" и смолоду работала почтальонкой. Отец же с четырьмя классами образования вначале "батрачил" дома, а затем поступил на железную дорогу путевым обходчиком. В сороковом году его "забрили в солдаты", где он верой и правдой служил аж девять лет, войну завершил в Маньчжурии, а домой вернулся в 1948 году. Он с порога отдал родителям пять тысяч рублей - всё, что сберёг от армейских выплат, сразу же начал работать в леспромхозе и вскоре женился. В следующем феврале родился мой старший брат Валерий, а летом дед Пётр выставил молодую семью на улицу без единого рубля за душой. Причина была ужасающей - сын, фронтовик, в тридцать лет посмел высказать своё мнение ! Отец вспоминал этот день, как самый мрачный в жизни. Дед был изрядный самодур, я помню его - высокий, угрюмый и ворчливый. Однако, моему отцу "повезло" - на улице стоял небольшой сруб и хозяин его, сосед по фамилии Белянушкин, разрешил молодой семье жить в нём до осени. Кто-то принёс "новосёлам" керосинку и, живи - не хочу ! Не было крыши у сруба, пришлось ладить временный навес, отец выпросил ссуду на работе - пять тысяч рублей (столько же "прикарманили" его родители), получил семь соток земельного надела почти напротив дедовской усадьбы, купил строевой лес, нанял бригаду "шабашников" и к зиме трое горемык вселились в недостроенный дом.

Так зародилась ветвь жизни новой семьи, где позже и я объявился на свет божий, и младший брат Анатолий. Жили - перебивались "с хлеба на квас", выплачивали ссуду восемнадцать лет, а спасала нас коровушка - почти всегда было молоко, видно оттого и росли здоровыми. В шестьдесят первом году нам провели электричество, а до этого вечерами тускло мерцала керосиновая лампа на крюке под потолком. Дружили мы с детворой большой семьи фронтовика-орденоносца* Михаила Дмитриевича и его жены Марии, они жили через дорогу от нас, пятеро мальчишек - Владимир, Виктор, Толик, Юра и Коленька - младшенький, играли обычно в лапту, футбол и в войну. Позднее,  большинство тех друзей детства обосновались в городе Орле - ныне их внуки уже определяются в жизни. Добавлю, что мои бабка с дедом всячески старались вредить нашей семье - словом и делом, дочь их рано умерла, сын Сергей - офицер милиции, достиг высокого положения, но родителей не навещал, они и ему попортили крови изрядно. Он не приехал даже на их похороны - все заботы легли на плечи сына Ивана.

Отец однажды стал "нефтяным королём" - его за удручающую честность назначили заведовать горюче - смазочными материалами. Мать "ела" его поедом : - На твоём месте я в золотом дворце бы жила ! На что он всегда отвечал с усмешкой : - На моём месте - ты бы давно сидела ...   Стойкий запах бензина исходил от отца постоянно, случалось приходить к нему на работу, лесная территория рамером с футбольное поле, цисцерны - рядами, бочки со смазочным материалом, рокот моторов и шоферская "гвардия", грубоватая и весёлая. Братья мои рано ушли из жизни - старшего в 21 год отследили "урки", когда он получал расчёт в Котласском районе Архангельской области, а младший в 25 лет погиб вблизи Батуми, в автокатастрофе. Мне повезло в жизни - две дочери, три внучки и внук, у всех есть крыша над головой, дипломы и работа. Отношения с детьми у нас хорошие, к внучатам "летим" наперегонки - я и "бабуля", с которой мы живём уже сорок второй год. От отца в наследство мне достались орден Отечественной войны да десять медалей, в жестяной коробочке с надписью "Монпансье" и постаревший дом, куда я не мог ездить часто - работал, растил детей-внуков. Дом благополучно был разобран расторопными людьми на дрова - такова участь многих бесхозных строений.

Главное богатство, которое мне передалось от отца, Ивана Петровича - завидная пунктуальность в работе, порой она буквально спасала меня на оперативных разборах аварийных ситуаций при следовании поездов на диспетчерском участке. Педантичное ведение служебной документации, знание и соблюдение инструкций позволяли почти всегда аргументированно укладывать "на лопатки" желающих повесить на меня чужие грехи. Работу я покинул по "горячему стажу" рано, проводили с почётом - как говорил Владимир Высоцкий : - Кажется - чего-то удостоен, награждён и назван молодцом ... Посмеиваюсь иногда, коль оба деда спасались от раскулачивания, выходит что я - кулацкий внук. Дважды.


*- Орден Красной Звезды, сведения из Центрального архива МО РФ.


07.02.18 г.     19:23


Рецензии
Ваша судьба перекликается со многими судьбами людей того времени - в одном котле варились. В своей миниатюре "Про бабку Зину..." я не много описал это же, но мне понравилось и было интересно познакомиться еще с одним человеком, без злобы пережившего это. С уважением Н.

Николай Федорович Майский   13.10.2020 09:34     Заявить о нарушении
Спасибо на добром слове, Николай Фёдорович ! Пришло время рассказать своим потомкам - как это было, иначе прервутся сведения о семейных корнях. Сейчас они торопятся жить, но придёт время (надеюсь) и заинтересуются дети-внуки событиями далекого прошлого ...

Александр Прохладный   13.10.2020 09:44   Заявить о нарушении
Вообще-то я помню, как садился к деду на колени и рассматривая медали спрашивал про войну. Но он предпочитал отшучиваться и уводить беседу в другое более веселое русло. Есть люди благодарные и ОНИ НЕ ЗАБУДУТ ИСТОРИЮ , а есть циники "Иваны не знающие родства". Этим все до лампады. С уважением Н.

Николай Федорович Майский   13.10.2020 11:12   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.