Уникум

Под соседским домом на скамейке сидела маленькая девочка. Это была Настя Новикова. Вот уже несколько месяцев, как у девочки развился тяжелый недуг, из-за которого она лишилась возможности передвигаться самостоятельно. Настя наблюдала за детьми, играющими на детской площадке. Они бегали и резвились, а ей оставалось только смотреть за их играми и представлять себя среди них. А еще девочка любила рисовать, поэтому ее часто можно было увидеть с альбомом и карандашами. Всегда улыбчивая, веселая Настя старалась не унывать, хотя внимательные люди не могли не заметить грусти, застилающей глаза девочки, когда на нее никто не смотрел.
День сегодня выдался особенно солнечным и жарким. Владимир Рогозин готовил себе обед, иногда поглядывая в окно на Настю, которая подставила лицо солнцу. Девочка прикрыла глаза и улыбалась. Казалось, она полностью погрузилась в свои детские мечты и не замечала ничего вокруг. Володя искренне жалел девочку, а еще больше его тяготила мысль о том, что он может помочь ей, но не делал этого.
Владимир работал электриком и был совершенно непримечательным человеком, который сторонился людей. Он был не такой как все. Рожденный в сумасшедшем доме от женщины, больной шизофренией, он имел удивительный дар, который сам считал проклятьем. Владимир видел то, что не видели другие. Он как рентген, видел каждый орган человека и мог по запаху определить, чем тот болен. Прикасаясь к обычному прохожему, соседу, просто незнакомцу, он видел его прошлое и будущее. Стоило ему взять в руки вещь, и видения всей жизни ее владельца захватывали и ослепляли его. В руках Володи была целебная сила, и он мог излечивать людей, переживая при этом их боль. В детстве он очень страдал от этого, так как не мог жить обычной жизнью. Он часто плакал, когда его никто не видел. Бабушка, воспитывавшая его, строго настрого запретила ему раскрывать свои способности перед другими. Она всегда говорила ему, что если люди узнают, он будет обречен. Чем старше становился Володя, тем глубже он прятал эти способности. Если бы он не научился игнорировать то, что видит, он бы давно сошел с ума. Он не мог спокойно играть с другими детьми. Стоило ему нечаянно задеть кого-то из них, и история жизни всего их рода представала перед ним как на ладони. Поездка в транспорте становилась для него пыткой. Прикоснувшись к поручню, сев на сиденье, он видел каждого, кто побывал здесь до него. Пока он был мал, и бабушка отвозила его в детский сад, а затем в первый класс школы, она старалась оградить его от лишних прикосновений, но это слабо помогало. В переполненном транспорте, контакт с людьми или оснащением внутри был неизбежен. А ведь нужно было учиться, работать и как-то жить. Володя стал подавлять в себе видения. Он учился пропускать их мимо своего сознания. Только так он мог научиться отделять реальность от иного мира, который видел только он.
Володя окончил школу, а затем электротехнический техникум. После этого он устроился на работу обычным электриком. Он мог бы выучиться на кого угодно, но выбрал самую заурядную рабочую профессию, хотя в свое время мечтал стать следователем, но когда представил, с чем ему придется столкнуться, понял, что ему нужна работа, где будет минимальный контакт с людьми. Ему так будет легче. Жизнь его как то устоялась. Он давно привык к своим видениям и уже не страдал от них так, как в детстве. По-прежнему Володя боялся лишь одного – не выдать себя, что иногда не получалось. Видя чужие беды, ему не всегда удавалось пройти мимо, и тогда он помогал, несмотря на все нравоучения и последние наставления бабушки, которые клеймом запечатлелись в его памяти. Те, кому он помогал, были случайными прохожими, мимо которых он не смог пройти и остаться безучастным, поэтому, оказав им помощь, он тихонько и быстро скрывался, теряясь в толпе, так что они не успевали даже имени его спросить. Благодаря этому, об уникальных способностях Володи никто не знал.
Наблюдая за маленькой Настей, он чувствовал небывалую жалость и вину, так как мог бы исцелить ее, но он очень боялся выдать себя. Здесь бы ему не удалось убежать, сделав доброе дело. Терзаясь этими мыслями, он целый месяц наблюдал за девочкой.
Кроме Насти, Володя ощутил еще одно неприятное событие. Его соседка Жанна с восьмого этажа, его ровесница, вскоре должна была погибнуть в аварии. Однажды поднимаясь пешком по лестнице из-за поломки лифта, он столкнулся с Жанной и ее мужем на втором этаже. Сначала за несколько секунд до того, как Володя увидел Жанну, он ощутил холод, пробежавший по спине. Он уже знал, что это означает: над кем-то нависла страшная угроза. Подняв глаза вверх, он увидел соседку и ее мужа, которые спускались вниз. Жанна рядом с мужем выглядела тусклой, почти черно-белой, а это означало, что ей осталось жить совсем немного. Встретившись с ней глазами, Володя полетел дальше. Он оказался на дороге возле перевернутой машины. На земле рядом с Жанной на коленях стоял муж и выл как раненный зверь. Глаза Жанны были открыты и устремлены вверх к голубому небу и белым облакам. На лице застыло удивленное выражение, как будто последнее, что она успела ощутить в своей жизни, было неверие в то, что  на встречную полосу неожиданно выскочила машина.
Оторвав свой взгляд от глаз Жанны, и вынырнув из видений о ней, Володя пошатнулся. Соседи приветливо поздоровались с ним, не заметив, как он побледнел. Володя посторонился, чтобы пропустить их, и не чувствуя под собой ступенек, едва передвигая ватными ногами и держась о стену, побрел на четвертый этаж домой. Жанна училась вместе с ним в школе, только в параллельном классе и была его первой любовью, о которой он так и не насмелился рассказать ей, пока одноклассник Тимур не опередил его. Он много лет корил себя за то, что так и не нашел в себе силы, сказать ей, что она ему очень-очень нравится. Кто знает, может быть у них все бы вышло, если б Володя был более смел. А так для Жанны он остался просто знакомым парнем из параллельного класса.
После этой встречи он еще несколько раз пересекался с ней и с каждым разом он видел, как она теряет цвет, все сильнее походя на черно-белое изображение. Это означало, что смерть совсем близко.
Все чаще Володя стал задумываться над тем, зачем ему даны такие способности. Хотя слова бабушки о том, что он должен их скрывать, всплывали каждый раз, когда он начинал размышлять об этом, ему хотелось верить, что это не просто так. Может быть, это и есть его миссия на Земле – творить добро, спасая жизни? Наконец, Володя решился на отчаянный шаг.
Он написал записку Жанне с предупреждением о том, чтобы она не ехала на машине в тот день, который он увидел в своем видении, и что ей вообще лучше отсидеться дома. Как назло, именно в тот момент, когда он бросал записку в почтовый ящик, его за этим делом застала сама Жанна. Поочередно, то бледнея, то краснея, он сбивчиво попытался объяснить, что делал, но речь словно отобрало и он смог выдать только несколько бессвязных слов, последним из которых было «извините». После этого, словно мальчишка-школьник, он убежал домой, где еще долго не мог прийти в себя от того, как нелепо попался. Однако Жанна не стала устраивать сцен и, встречаясь с ним на улице или на лестничной клетке, демонстративно отворачивалась, как будто он не предупредил ее в записке о дне ее смерти.
Теперь нужно было помочь Насте. Увидев, как отец вынес девочку на руках к скамейке, Володя поспешно вышел на улицу, и пошел к нему.
- Здравствуйте, дядя Володя, - радостно крикнула Настя, заметив его.
- Здравствуй, Настюша, - отозвался он. – Как у тебя дела?
- Спасибо, хорошо! – весело откликнулась девочка.
Володя подошел ближе. Он смотрел на девочку и видел, как нижняя часть ее тела приобретает серый цвет. Сконцентрировавшись, он увидел причину болезни. Он сказал отцу Насти, что хочет поговорить с ним. Отведя его в сторону, он сбивчиво объяснил, что может помочь его дочери. В этом время, к ним подошла мама Насти. Отец, конечно, не поверил, решив, что Володя больной на голову. Он стал угрожать ему полицией, если тот посмеет приблизиться к его дочери. Володя растерялся. Отец Насти сжал кулаки и готов был выбить из Володи весь дух, но мать Насти осекла его.
- Пусть попробует, - тихо произнесла она.
- Что-о-о? – сердито переспросил мужчина. – Ты что хочешь, чтобы он лапал нашу дочь?
- Зачем ты так? – заламывая руки от отчаяния, сказала женщина. – Может быть, он поможет Настеньке. Подумай о ней! Что ее ждет с такой болезнью!? Что с ней будет, если с нами что-то случится!? – Женщина разрыдалась. Отец Насти опустил руки и разжал кулаки. Скрипя зубами от злости, которая все еще не остыла, он недовольно процедил:
- Хорошо, но в нашем присутствии.
- Конечно, - ответил Володя. – Я помогу ей, обещаю. И я не буду прикасаться к ней.
Все это время Настя, навострив ушки, прислушивалась к их разговору, пытаясь понять, о чем говорят взрослые и почему отец вдруг рассердился.
Володя подошел к ней и, присев на колено, сказал:
- Настюша, я сегодня видел сон. Ко мне пришел ангел и сказал, что я могу вылечить твои ножки. Ты мне разрешишь выполнить его поручение? – спросил Володя у девочки. Ее глаза округлились от удивления. С детским любопытством и наивностью, девочка посмотрела на родителей, как бы спрашивая у них разрешения, и увидев, как мама кивнула, ответила Володе:
- Да, дядя Володя.
Он присел рядом с девочкой и, углубившись в свои мысли, стал совершать пасы вдоль больных ног девочки. Постепенно картина из темно-серой стала светлой, затем появились первые тусклые краски, а когда Володя поднялся, то образ девочки виделся ему цветным, как и подобает здоровым детям. Он был выжат как лимон, словно пропустил через себя всю болезнь девочки. После таких случаев он всегда несколько дней чувствовал себя слабым и разбитым.
Счастью родителей не было предела. Они смотрели на Володю с благоговейным страхом, и обожанием одновременно. Несмотря на то, что он просил их сохранить в тайне случившееся, каким-то образом, сначала об этом узнали соседи, затем весть о нем разнеслась по всему городу, а вскоре об уникуме прослышали люди из других местностей. Свою роль в этом сыграла и Жанна, которая прибежала на следующий день после того, как отказалась от поездки, о которой ее предупредил Володя. Оказывается, друзья, с которыми она с мужем собиралась ехать, попали в аварию и серьезно пострадали.
Для Володи начался новый этап жизни. Он перестал быть заурядным человеком. Теперь, благодаря своим уникальным способностям, он стал значимым и сначала ему это очень нравилось. Он впервые в жизни ощутил, что его дар – это не проклятье. Володе казалось, что он нашел свое место в жизни. Однако вскоре он понял, как сильно ошибался.
Люди караулили его возле квартиры. Каким-то образом, выяснив номер его телефона, названивали и днем, и ночью. Все просили о помощи. Посетители попадались разные. Были те, кому действительно нужна была помощь, но были и те, кто приходил только с одной целью, чтобы Володя помог им устроить их будущую жизнь, рассказав, что и как делать, где и в каком месте нужно оказаться, чтобы у них все сложилось хорошо. После таких посетителей Володя долго не мог успокоиться. Его угнетало то, что кроме личной выгоды людей мало что интересует в жизни.
Володю атаковали со всех сторон. В итоге он вынужден был сдаться. Уволившись с работы электрика, которая столько лет служила для него хорошим прикрытием, он вынужден был принимать людей. Они шли, шли и шли. Люди как будто не понимали, что Володя не железный, что переживая их страдания, ему тоже бывает больно. Вскоре привычной картиной для Володи стала переполненная людьми придворовая территория. С утра до ночи посетители ждали своей очереди. Володя боялся выйти из дома. Только сейчас он с горечью во всей полноте осознал предостережение бабушки о том, что если люди узнают о его способностях, он будет обречен.
Вскоре люди перестали проявлять терпение. Они буквально атаковали его квартиру, требуя принять их. Володя истощался, потому что у него не было времени на восстановление. Люди пили из него соки, как будто он был источником, который обязан напоить всех. В один из таких дней, к нему, миновав толпу внизу, принесли мэра города. У него были серьезные проблемы с сердцем. Недавно он пережил очередной приступ и теперь умирал. Дни его были сочтены. Его охранники, отгоняя недовольную толпу, буквально пробились сквозь обозленных людей и занесли мэра на носилках прямо под ноги Володи. Он  работал с больным около 3 часов. Обессиленный Володя с трудом справился с недугом мэра. Когда тот вышел своими ногами из квартиры уникума, люди не скрывали своего изумления. Еще больше они напосели на Володю, но, он успел попросить защиты у спасенного мэра. Тот, в свою очередь, смекнул, что неплохо иметь при себе такого уникума и пообещал, что поможет ему. Он сказал, что завтра все подготовит, а послезавтра под охраной его выведут из дома и увезут отсюда подальше. Они спрячут его. Слова мэра приободрили Володю.
Весь следующий день, он сидел, замкнувшись в квартире, игнорируя стуки и крики людей. Мэр не обманул. Утром к нему прибыла усиленная охрана. Володя уже собрал вещи. Охрана предупредила, чтобы он взял самое необходимое, остальное ему потом купят.  В толпе, заподозрившей неладное, началось возмущение. Охрана поторопила Володю, говоря, что нужно уезжать немедленно. С грустью осмотрев свою квартиру в последний раз, Володя, окруженный охраной, вышел из нее. Увидев уникума, толпа хлынула вперед. Охрана держала наготове пистолеты и резиновые дубинки, но людей невозможно было сдержать. Они как безумные тянулись к Володе, пытаясь дотронуться до него. Смотря в их лица, Володя пришел в ужас. Словно под гипнозом, они не понимали, что делают. Ними управлял эгоизм. Каждый искал выгоды. Они считали, что прикасаясь к нему, излечатся от своих недугов, получат какое-то благословение. Володя видел их насквозь. Они шли к нему, чтобы он изменил их будущее, но при этом, не удалили и пальцем, чтобы изменить свою жизнь. Что это как не эгоизм и лень чистой воды?
Рев толпы становился громче. Охране все труднее удавалось сдерживать людей. Когда они выбрались из дома, толпа последовала за ними во двор, в котором яблоку негде было упасть. Оставалось совсем немного – добраться до машины. Увидев уникума, люди оживились. Они вздымали вверх руки, молились ему, просили помочь им. Каждый хотел дотронуться до него. Охранники не могли больше сдерживать экзальтированных людей, которые смотрели на Володю как на пророка. Сначала в ход пошли дубинки, затем оружие, но люди с обезумевшими глазами со всех сторон окружали уникума. До машины оставалось несколько метров. Люди затерли охранников между собой. Слышны были только отчаянные крики и несколько выстрелов, но даже это не остановило неконтролирующую себя толпу. Охранников повалили наземь и оставили позади плотного кольца, смыкающегося вокруг Володи. Он оказался в ловушке. Володя попытался объяснить, что он просто не может помочь всем, но люди его не слышали. Он тянули к нему свои жадные руки. Сначала на нем разорвали одежду. Каждый хотел ухватить себе кусочек. От их прикосновений, Володя умирал. Сотни… тысячи судеб врывались в его сознание. Не в состоянии выдержать такого потока информации, он схватился за голову и упал. Ему было больно, но это не остановило людей. Теперь эти жадные руки тянулись к его плоти. Последнее, что запомнил Володя, когда его сознание навсегда уплыло в голубые дали, это пустые глаза, склонившихся над ним многих и многих лиц, жаждущих найти в нем свое спасение.
Неожиданно спохватившись от содеянного, упав на колени и завывая от ужаса, кто-то в толпе крикнул:
- Уникум мертв!
По толпе пробежал вопль. Володя лежал неподвижно. Местами его плоть была разодрана, но умер он не от этого, а от того, что не выдержал потока судеб, которые смешались в его сознании. Вынести их было невыносимо. Слишком много. Слишком тяжело. Слишком больно...
Нас пугает то, чего мы не понимаем или не можем объяснить. Но отрицание не даст нам ни истины, ни покоя, ни мира в душе. То, чего мы не понимаем, существует независимо от нас. У каждого есть свой уникальный дар. Видеть мир иначе – не преступление. Страшно то, что всегда найдутся те, кто захочет использовать чужие способности в корыстных целях. Жаль, что невиновным приходится платить своей жизнью за чужую жадность.

E-mail: munacralot@gmail.com
©Камалия Готти-2017. Все права защищены.


Рецензии