Глава 2 - Между Фрейдом и экзистенциальной психоло

                МЕЖДУ ФРЕЙДОМ И ЭКЗИТЕНЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИЕЙ

      Ни капли не умаляя научного таланта Фрейда, нельзя однако не подивиться его подсознательно/сознательного какого то странного желания принизить человека до почти уровня животного – высокоорганизованного, прямоходящего и даже говорящего, но все таки животного, так как в основу существования всех человеческих существ знаменитый Зигмунд Фрейд положил лишь принцип удовольствия – «вкусно поесть» - оральная фаза; удовлетворить свое либидо (чуть ли не главная задача по Фрейду) – это генитальная фаза (перечисление фаз в лекции «Страх и жизнь влечений»), и даже в разборе «какашек» духовных и физических Фрейд находит ни с чем не сравнимое удовольствие – мол дети не просто так наполняют свои горшки и памперсы – а видимо с чувством «глубокого удовлетворения» (как любили раньше цитировать в выступлениях)…

    Возможноэти все фазы имеют место быть… И возможно по ним легче всего (наверно психологам) отследить фазы развития ребенка – но опять же Фрейд приходит к парадоксальному выводу, что только физическое развитие ребенка способствует его и душевному развитию («психо» - это душа в переводе с древнегреческого).

    Часть правды в этом есть, но лишь часть правды…
Конечно у человека должно всё гармонично развиваться – мы не бестелесные существа – и тело до’лжно уважать и развивать – и даже определенные стадии развития человека можно отслеживать и по его физическому развитию…
 
    Справедливости ради, надо сказать, что нарушение физического развития влечет за собой и потерю эмоционльной сферы, и даже отставание в развитии.

     Очень показателен в связи с этим пример с наблюдениями Коулинга, хотя возможно таких показательных примеров и не мало…

   « Коулингу представилась интересная возможность убедиться в важности оральных переживаний для развития Эго: он проводил наблюдения за семью детьми с врожденной атрезией пищевода. Из-за этого дефекта детей обычно кормят через трубочку прямо в желудок, поэтому кормление для них не связано с сосательными движениями и с насыщением. Хирургическое лечение, направленное на восстановление целостности пищевода и оральное кормление у таких детей не предпринималось ранее шестимесячного возраста (а иногда и позже), поэтому Коулинг мог изучать влияние сосания и соответствующие врожденные оральные рефлексы отдельно от удовлетворения голода. Он наблюдал возникновение особого паттерна пассивности, а также моторного, эмоционального и социального отставания, которое продолжало сохраняться достаточно долго после корректирующей хирургии. Он следил, как проходило развитие этих детей до двенадцати лет. В некоторых случаях Коулинг смог предотвратить негативные последствия, договорившись с матерью о комплексном кормлении ребенка: нормально, бутылочкой, и с помощью гастротрубки; при этом молоко, введенное сосанием ребенка, отводилось наружу через хирургически установленную фистулу. В этих случаях развитие шло нормально, а у детей не только стимулировалось сосание, но оно еще и ассоциировалось с удовлетворением чувства голода. На основании всего вышесказанного Коулинг сделал вывод о том, что к адекватным реакциям матери следует прибавить последовательную картину характерных для каждой фазы сенсорных опытов, начиная с сосания, и включая циклические паттерны голода и насыщения. Эта информация также подтверждает идею о том, что при рождении влечения еще не структурированы, они соединяются из предшествующих событий в зависимости от среднего состояния окружающей среды. В связи с этим, не удивительно, что ранние искажения опыта оказывают широкое воздействие на многие процессы развития и роста ребенка.» (Филлис и Роберт Тайсон «Психоаналитические теории развития», гл 4 Фазы развития)

   Но одновременно с этим всё больше современных ученных приходят к выводу, что «не хлебом единым» и «не инстинктом единым» движимо развитие личности.

   «Недавние наблюдения подтверждают идею о постепенном разделении влечений. Во всяком случае, теперь принято считать, что в самые ранние месяцы происходит нечто гораздо большее, чем простое удовлетворение влечений. Например, новорожденный прерывает принятие пищи, чтобы взглянуть на новый раздражитель. Этот раздражитель, хоть и не связан с удовлетворением влечения, все же может продлить бодрствование. Штерн отмечает ограничения теории влечений применительно к наблюдениям за детьми младше года.» (Тайсоны,гл. 4)

    Ну наверно и после года своего существования «не хлебом единым» и «не инстинктом единым» живо человеческое существо…

    Пример с наблюдениями Коулинга приведен не для внесения путаницы и сумятицы в повествование, а для конечно подтверждения единства развития физического и душевного и интеллектульного – но снизводить всю душевную жизнь человека лишь до её физического уровня – это и есть принижение «искры божьей», вдохнутой когда то в человека, до уровня животного…

    Конечно критиковать всегда легче – это никто не оспаривает – просто больно осознавать, что великие ученные действительности почему то сознательно ограничивали свое мировидение, снизводя всё до уровня принципа удовольствия или инстинктов…
.
      Не могу не процитировать здесь слова из Трактата «Авот» («Отцы»):
 
  «ЦЕЛЬ СОТВОРЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА В ТОМ, ЧТОБЫ ОН СОЗДАЛ ВСЕВЫШНЕМУ ОБИТЕЛЬ В МАТЕРИАЛЬНОМ МИРЕ»
                (Трактат «Авот» («Отцы»), гл.1, мишна 17)               

     Трудно это сопоставить с бесконечным принципом удовольствия, за которым всё время призывал нас бегать такой гениальный ученный, как Зигмунд Фрейд…

    Ну и на призыв Фрейда бесконечного бегания за удовольствиями, Виктор Франкл в своей книге «Человек в поисках смысла» отвечат :
          «Согласно Логотерапиии, стремление  найти смысл  жизни -  основная мотивационная  сила человека. 
 
         (Как это перекликается со словами «Откровения» на горе Синай   
         «Всевышний желает, чтобы люди сами осознали свою задачу в этом
          мире и по доброй воле служили Ему.» (Трактат «Авот» ("Отцы") Гл 1, мишна 14)
   
   Вот почему я говорю о воле к  смыслу,- продолжает Франкл, - в  отличие  от принципа  удовольствия (или,  как мы могли бы сказать, воле к  удовольствию),  на  которой сосредоточен  фрейдовский психоанализ, а также в отличие от  воли к власти, на  которой  сосредоточена адлеровская психология    (она пользуется   термином "стремление  к превосходству").» 
                (В.Франкл, «Человек в поисках смысла»,  часть 2, Логотерапия)               

    Конечно человек волен выбирать к чему он хочет стремиться – к удовольствиям, Власти или смыслу жизни… Просто хотелось бы не назидательно напомнить смысл жизни еще раз словами из Трактата Авот:

     «ЦЕЛЬ СОТВОРЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА В ТОМ, ЧТОБЫ ОН СОЗДАЛ    ВСЕВЫШНЕМУ ОБИТЕЛЬ В МАТЕРИАЛЬНОМ МИРЕ» (Трактата «Авот» «Отцы»), гл.1, мишна 17)
               

     Понятно, что никто не совершенен, и как говориться в том же Трактате :

«Люди первых поколений [после получения Торы] обладали душами, спустившимися в этот мир с высших Б-жественных уровней, и благодаря этому они могли самостоятельно подчинить себе злое начало в своих животных душах.»
(Тора ор, 41а)
…………………..
Однако «в более поздних поколениях... практически не было ни законченных грешников, ни совершенных праведников. Б-жественные души [основной массы евреев] были не в состоянии побороть злое начало в человеке. Поэтому они [нуждались и] нуждаются в наставлениях [мудрецов], чтобы с их помощью достичь благочестия». (Любавичский Ребе)

    Т.е, «всё смешалось в доме Облонских» - нет чистых праведников – ну грешники наверно есть… - но в душах многих всё посмешалось, на что указывает нам Трактат «Авот», а Виктор Франкл в книге «Человк в поисках смысла» добавляет : « Жизнь  в концлагере распахивает настежь душу  человека, демонстрируя ее до  самого  дна.  Разве удивительно,что в ее глубине мы опять  находим чисто человеческие качества, которые по своей природе являются смесью добра и зла?» (В.Франкл,«Человек в поисках смысла»)

 
    Можно представить, (хоть это не совсем этично, но понятно и практично) наш Мир в виде огромного Завода, где сам Господь является директором и! создателем этого учреждения, а работники этого Завода всё время опаздывают, наровят отлынить от работы (духовной, и не только), половина рабочих пьет, часть увлекается наркотиками, не чураются интриг, а инженеры! (ученные нашего современного Мира) то ли открыто поносят Директора (мол его вовсе нет!, - видимость одна…)
, то ли довольно цинично критикуют, наподобие Фрейда, разобравшего Библию чуть ли не современным Психоанализом, что само по себе оскверняет Библию и весь Замысел Господень…
     Можно только представить с каким «настроением» Директор приходит каждый день на Завод.., - вернее, - этого даже нельзя представить…

     Но справедливости ради, заметим и в какое время Фрейд это написал… - во времена беспорядков в Австрии и начавшегося глумленья над евреями, что само по себе (начавшиеся беспорядки), привело в конце концов к становлению фашизма….

     Мне кажется, что конфликт Господа и Фрейда гораздо глубже того, что лежит на поверхности… Фрейд, как и умнейшие и видные ученные современности, не мог не задумываться над неким Высшим началом во Вселенной – не буду даже здесь всё это объяснять… Но Фрейд не смог душою это принять – жестокость к именно его народу… - и не просто декларировал детерменизм, но именно цинично раскритиковал всё Психоанализом своим за геноцид против евреев (ну что мог сделать психоаналитик – не с автоматом же ему идти?). За что Господь его наказал то ли раком горла, то ли гортани, чтоб не мог он говорить и лекции свои читать о Мировоззреньи (где религия названа чуть ли не злейшим из врагов…).
Не будем комментировать всё это… Печально и очень больно, что так всё произошло…

      «КАКУЮ ЗАВИСТЬ ВЫЗЫВАЮТ У НАС, НЕ ИМЕЮЩИХ ВЕРЫ, ТЕ, КТО УБЕЖДЕН В СУЩЕСТВОВАНИИ ВСЕВЫШНЕГО! ДЛЯ ЭТОГО ВЕЛИКОГО ДУХА МИР НЕ ТАИТ НИКАКИХ ЗАГАДОК, ИБО ОН САМ СОЗДАЛ ВСЕ В НЕМ СУЩЕСТВУЮЩЕЕ. КАКИМИ ВСЕОБЪЕМЛЮЩИМИ, ИСЧЕРПЫВАЮЩИМИ И ОПРЕДЕЛЕННЫМИ ЯВЛЯЮТСЯ ДОКТРИНЫ ВЕРУЮЩИХ, В СРАВНЕНИИ С ВЫМУЧЕННЫМИ, НИЧТОЖНЫМИ И ОТРЫВОЧНЫМИ ПОПЫТКАМИ ОБЪЯСНЕНИЙ, КОТОРЫЕ ЯВЛЯЮТСЯ САМЫМ БОЛЬШИМ ИЗ ТОГО, ЧТО МОЖЕМ ПРЕДЛОЖИТЬ МЫ.»
                Зигмунд Фрейд, «Моисей и монотеизм», часть II «Резюме и выводы»

Ну и от всего этого и от того, что в Мире происходит тоскливо и протяжно на душе
.., - и позволю завершить повествованье своим стихом, что опубликован на сайте Стихи ру, на моей странице - Аржановой Т.Г. - "Тоскливо на душе мне и протяжно"

Тоскливо на душе мне и протяжно –
Протяжно и тоскливо на душе…
Хоть может всё это уже не важно
На столь крутом по жизни вираже…

Когда то приходил к нам сам Всевышний // на горе Синай
И завещал как жить всем на Земле
Но люди то ли плохо нынче слышат
А то ли нравится плутать в кромещной мгле… // ну видимо нравится...

Как далеки' мы все от идеала –                //знак апострофа указывает ударение
И даже и ученные мужи                // что уж о других говорить?
Наука идеалом нашим стала                // все детей в спец-школы отдают
И ловкость – как по жизни лучше жить… // ловкость – второй идеал людей

Прочтешь Талмуд и понимаешь как убого
В толпе проблем и суеты бежим -
Всё видя как то плоско-однобоко
И думаем, что ЭТО! – наша жизнь…

Отсюда и тоска, как наказанье...             //от оторванности многих с их Творцом (а у меня тоска от того, что Мир таким стал...
А наказанье ж не бывет без греха?         // ну у многих тоска по жизни, как наказанье, за их оотрванность от Главногоо Замысла
А грех людей - в оторванности знанья  // что давалось на горе Синай, и не только
Что Бог когда то дал им на века...


Рецензии